Библиографическое описание:

Дударева Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 767-771.



The article deals with the concept of thinking in general, creative thinking, the history of the study of creative thinking, the realization of creative thinking, the stages of the creative process, the problems arising in the modern system of teaching fine arts, solutions and methods of modern education.

Keywords: thinking, creative thinking, problem-based learning, compositional creativity, fine work, the creative process.

В современной педагогической системе остро выделяется проблема подготовки человека к социальной и профессиональной жизни, и одним из важных этапов является развитие образного мышления, так как именно оно отвечает за новые или уникальные подходы к решению возникающих задач. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. [14. с.259]. Развитие мышления является важнейшим этапом в онтогенезе человека и в частности в его учебной деятельности, потому что особенность мышления — расширять границы нашего познания, раскрывать сущность явлений воспринятых извне. Мышление отражает связи между предметами и явлениями, их отношения между собой, их свойства и сущность, все то, что не дано непосредственно в ощущении и восприятии. Уже в восприятии действительности свойства и предметы даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, но существуют они в нерасчлененном единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы, проанализировав данность, выявить необходимые связи, отделив их от случайных совпадений, и обобщив эти данные создать логический путь от общего к частному. Изучением процесса мышления занимались начиная с античных времен. Античные ученые Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, также известные ученые средневековья Авиценна, Фома Аквинский, Р. Бэкон и Д. Скотт, также интенсивно изучали мышление представители русской, английской немецкой и французской психологических школ в 19 веке. Начатое в XVII в. интенсивное изучение психологии мыслительных процессов проводилось с двух принципиально различных точек зрения. Первая предполагала природное начало процессов мышления, вторая исходила из их социальной обусловленности. [9. с.264] Представители гештальтпсихологии считали, что опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи, что психика человека от рождения содержит специальные структуры, которые и позволяют получать новые продукты мышления. Представители ассоциативной психологии рассматривают возможность человека мыслить, как «подарок» природы. В свою очередь всю умственную деятельность считали в принципе возможным вывести из ощущений, вызываемых воздействиями объективного мира. Согласно теории бихевиористов, процесс мышления является формой приспособления организма к новым условиям, реакцией на проблемную ситуацию и поиск решения конкретной задачи. В теории психоанализа все внимание сконцентрировано на бессознательных формах мышления, а также на влиянии потребностно-мотивационной сферы индивида на мыслительные процессы [9. с.264]. В отечественной психологии мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Представители данного направления (Сергей Леонидович Рубинштейн, Лев Семенович Выготский, Борис Михайлович Теплое, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев и др.), утверждали, что способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью. [9. с. 267]. Интересно рассмотреть теорию умственных действий П. Гальперина, которая включает следующие положения:

между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь;

процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно, с опорой на предшествующие действия и результаты [9. с. 267].

Темой исследования является творческое мышление, которое является частью процесса мышления, но имеет свою специфику и особенности. Творческое мышление — один из видов мышления, характерный созданием нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.За многие годы исследований феномена творческого мышления возникло множество теорий о том, что отвечает за развитие творческого мышления, как оно связано с понятием креативность, врожденная это способность или приобретённая, является ли данный вид мышления синтезом других видов мышления. Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки. В античные времена творческое мышление воспринимали как нечто божественное, акт рождения Космоса, и также как человеческое — искусство, ремесло. В Средние века творчество понимали как волевой акт, божественный промысел. В эпоху Возрождения усиливается антропологическое значение творчества. Завершенная концепция творчества создается в XVIII веке И. Кантом. Творческой деятельностью называется продуктивная способность воображения. В отечественной психологии изучением процесса творческого мышления занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, и многие другие). Л. С. Выготский писал: «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является нe воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение [4. с. 5]. П. П. Блонский в своих исследованиях приходит к выводу, что творчество, безусловно, является сознательным процессом, которому предшествует бессознательная работа воображения, вызывающая яркие, эмоциональные образы, что и называется вдохновением, озарением, творческой интуицией, но еще не творчеством. [5. с. 80] Американский ученый Дж. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление. Дж. Гилфорд придерживался такой концепции, при которой креативность представляется как универсальная познавательная способность. Э. П. Торранс приравнивал креативность к творческому мышлению, считая, что она связана, прежде всего, с процессом решения проблемы. Рассматривая творческое мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э. П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты). [5. с. 81] Несмотря на множество исследований и трудов, остается нерешенным один из главных вопросов, можно ли формировать творческое мышление? Является ли этот познавательный процесс генетически обусловленным или зависит от окружающих условий, можно ли воспитать талант «с нуля»? Является ли творческое, продуктивное мышление — высшей формой мышления, синтезом всех его видов? Или это отдельный вид мышления? В настоящее время по-прежнему остается спорным вопрос: является ли творческий процесс «нормативным» для всех, но имеющим более сильные или слабые проявления у каждого индивида, или он доступен только отдельным индивидам в определенные моменты времени, при совпадении определенных условий? Сторонники есть и у той, и у другой точки зрения. Вопрос интересен тем, что возможно существует метод контролировать и «тренировать» креативный, творческий процесс. Процесс обучения изобразительным дисциплинам в современном образовании — это многоплановая и поэтапная система, включающая в себя не только большое количество предметов изучения, но так, же и методик их преподавания на всех уровнях, таких как художественные школы, училища и вузы. «Главными задачами обучения на сегодняшний день являются: «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [6].Современное образование в области культуры и искусства не только дает комплекс знаний, умений и навыков, но также призвано адаптировать человека к условиям постоянно меняющейся действительности.Одной из важных задач обучения является формирование и развитие творческого мышления, формировать способность мыслить образами, создавать гармоничные работы, развитьспособность к сознательному и творчески активному «ведению» своих проектов. На сегодняшний день практика педагогической работы показывает снижение творческой мыслительной активности учащихся в системе дополнительного художественного образования, а также анализ современных программ по изобразительному искусству и опыт работы, позволяет сделать вывод, что формирование творческого мышления является одной из самых «проблемных» вопросов художественного образования. Творческое мышление участвует во всех этапах процесса создания художественного произведения и любой творческой деятельности, и результатом продуктивного мышления является новый продукт деятельности, отличающийся креативностью и новизной.

Как показывает опыт работы наиболее актуальной является проблема преодоления «инертности» мышления учащихся. «Инертность» и «шаблонность» мышления проявляются в отсутствии активного анализа окружающей действительности, отсутствия способности к активной творческой мыслительной работе, к пониманию, осмыслению, рассуждению и поиску новых решений. Художественно-творческая деятельность, осуществляемая в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования имеет свою специфику, позволяющую раскрывать основные черты и качества творческого мышления: активность и гибкость, вариантность, новизну, самостоятельность и индивидуальность. В процессе обучения преподавателю требуется создавать такие условия учебного процесса, при которых у учащихся появляется необходимость принимать собственные решения, предлагать я им учебные задачи, само содержание и структура которых направлены на повышение творческой мыслительной. По словам Калмыкова З. И., сам процесс продуктивного мышления неоднороден, скачкообразен, часть его происходит без адекватного отражения в сознании, так как творческая деятельность и мышление представляют собой процесс самостоятельного познания окружающей действительности, как результат сложного переплетения и взаимодействия репродуктивного и продуктивного мышлений. [8]. И хотя процесс творчества скачкообразен, психологическая структура процесса творческой деятельности, как показывают многие исследования в общем, является инвариантной, типичной. Процесс творческой деятельности можно представить следующим образом:

 Возникновение проблемы (постановка задачи)

 Подготовка к решению

 Формирование замысла

 Воплощение замысла

 Поверка и доработка [11. с.46].

Главным условием творческого процесса является системность, целостность и, что еще более важно, пробуждение рефлексии у учеников. Если педагог систематически требует в процессе работы самостоятельного поиска и творческого решения, то ученик подстраивается под педагога и выполняет его обоснованные требования. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что системность в творческой деятельности является одним из необходимых условий, в то время как спонтанность и «вдохновение», являясь неотъемлемой частью процесса творчества, не всегда являются условиями для реализации успешной творческой деятельности. Работы известных психологов, таких как (К. Г. Юнг, И. П. Павлов, А. Л. Галин и др.), объясняют, что процесс творческого осуществляется за счет сбалансированной работы двух сформированных сторон мышления: образно-чувственной и понятийно-логической. И если одна из базовых сторон мышления сформирована недостаточно, тогда творческий процесс неполноценен, поэтому следующим условием, необходимым для успешного развития творческого мышления и решения задач является подача материала, таким образом, что бы активизировать образно-эмоциональное восприятие мира и эмоциональное наблюдение. Чем эмоциональнее отклик учащихся, тем больше работа воображения, а, следовательно, и мышления. Творческое мышление напрямую зависит от качества поступившей информации и от её восприятия. Р. Арнхейм пишет: «Элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям» [1. с. 98]. Творческое мышление будет развиваться в процессе обучения при соблюдении определенных условий: системности и качества подачи материала. С процессом воспитания творческого мышления также тесно связана и проблема воспитания художественного вкуса. Так как чем интенсивнее образно-познавательные устремления учащихся, тем более высоким качеством отмечены их учебно-творческие работы. Процесс творческого мышления как никакой другой процесс наиболее полно объединяет в себе два аспекта творчества:

 процесс образного познания мира

 процесс создания нового, как результат художественного познания действительности.

Несмотря на большое количество методик, к сожалению нет единой системы, поэтапно развивающей творческое мышление, но как показывают многие исследования этот процесс можно активизировать и более того при строгом соблюдении условий — сделать более продуктивным.

Можно сделать выводы, что творческое мышление определяется интеллектуально-образным началом, творческое мышление обусловлено соблюдением системности, целостности формы подачи и содержания, и так же постоянного воспитания художественного вкуса учащихся.

Литература:

  1. Арнхейм Р.Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — с. 98.
  2. Воробьева М. В. Диссертация на соискание научной степени кандидата наук. Активация творческого мышления на занятиях графической композицией (в специальной подготовке художников — педагогов). Москва 2006.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
  4. Глебова М. В. Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся [Текст] / М. В. Глебова // Молодой ученый. — 2011. — № 11. Т. 2. — с. 158–160.
  5. Ермакова Ж. Е. Аспирант / Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке. / Вестник ЧГПУ 6. 2009.
  6. Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ. Глава 11. Статья 83.
  7. Ильин Е. П. / Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии. // «Питер», 2013, 444 с.
  8. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  9. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В. М. Козубовский. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.
  10. Маклаков А. Г. /Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). с. 320.
  11. Моляко В. А. Психология творческой деятельности — М.: \ «Знание» \, 1978–46 с.
  12. Пономарев Я. А. Психология творчества, издательство «Наука» Москва 1976. — 302 с.
  13. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. — М., 1975. — 168 с.
  14. Рубинштейн С. Л. / Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 487 с.
  15. Симонов П. В. / Мозг и Творчество, Опубликовано в: // Вопросы философии,1992. № 11. — с. 3–24, http://mozgv3.at.ua/news/2010–08–04–52.
  16. Узнадзе Д. Н. У34 Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). — 214 с.
  17. Чернышев О. В. Ч-49 Формальная композиция. Творческий практикум. — Мн.: Харвест, 1999. — 312 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle