Библиографическое описание:

Соловьева Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 820-823.



Статья описывает на примере деятельности кружка «Мозаика» художественно-эстетической направленности зависимость развития творческих способностей от уровня практических умений, универсальных трудовых навыков, развития мелкой моторики руки детей.

Ключевые слова: творческие способности, программа дополнительного образования, развитие мелкой моторики.

Истоки творческих способностей и

дарования детей — на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить.

Чрезвычайно важно своевременно выявить творческих, одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека.

Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей кружковой деятельности является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.

Начиная работать с группами 1-х классов, всегда удивляешься отсутствию у них первоначальных навыков: резание, приклеивание, выкладывание композиции. Занимаясь кружковой работой, я, как педагог, ставила такие глобальные задачи, как формирование творческих способностей, развитие фантазии, знакомство с новыми современными техниками. Результат в итоге нулевой — неудовлетворенность работой и детей, и педагога. Дети разливали и размазывали клей, вырезали кривые детали к аппликациям, которые мало походили на шаблоны, обводимые ими, никакой своей фантазии и творческой составляющей задания.

Анализируя причины неудач, можно выделить несколько факторов:

1) Дети приходят из разных дошкольных учреждений, с разным уровнем подготовки, а некоторые вообще не посещали детский сад.

2) В школьной программе всего лишь 1–2 часа в неделю отведено на реализацию курса «Технология», который не только не способствует развитию творческих способностей учащихся, но, зачастую, как показывает опыт, не формирует основные трудовые навыки и умения.

3) Невозможно придумать новое, т. е. проявить фантазию, креативность, если не знать технологию изготовления того или иного изделия.

4) Неразвитость мелкой моторики. Дети просто не могут держать ножницы, карандаши в руках.

5) Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пропедевтической работой по развитию творческих способностей, одаренности детей должна стать работа по развитию мелкой моторики пальцев и кисти через овладение общими трудовыми навыками и умениями.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Поэтому занятия в кружках декоративно-прикладного и художественно-эстетической направленности как нельзя лучше способствует решению этих проблем. На занятия дети приходят добровольно, свободно могут выбрать вид деятельности, что способствует развитию моторики, которое приведет к развитию творческих способностей.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций.

Дополнительное образование дорожит индивидуальным творчеством детей: ведь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Вот здесь и появляется возможность «раскрыться» и проявить себя.

Индивидуально-личностная основа кружковой деятельности позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы кружка. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого помимо кружковых занятий по программе включаются посещение занятий кружков других направленностей нашего учреждения с целью общения со сверстниками, обмена информацией и опытом работы в кружке. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности — обеспечение его участия в различных конкурсах, выставках, чтениях, но не только художественно-эстетической направленности, а и научно-технической. В данной работе могут быть выделены следующие формы работы: индивидуальная работа, обучение в малых группах, работа по исследовательским и творческим проектам, мастер-классы, система творческих конкурсов.

Предлагаю рассмотреть развитие творческих способностей и одаренности детей в процессе занятий в кружке «Мозаика» художественно-эстетической направленности.

Я предположила, что при условии раннего включения в творческий процесс кружковой деятельности, через развитие мелкой моторики пальцев, разнообразия используемых материалов, «свободы выбора»; формирования устойчивого интереса к творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений на занятиях в кружках, с возрастом у учащихся будет наблюдаться динамика роста показателей творческих способностей.

В первую очередь была проведена работа по оптимизации и обновления содержания образовательной программы кружка. На основе анкетирования родителей, изучения литературы и опыта педагогов по направлению деятельности, традиций и истории нашего края, разработала и включила в программу новые разделы, конспекты занятий, мастер-классы. Дети с большим увлечением и интересом воспринимали теоретический материал, который подавался в форме экскурсий, «виртуальных путешествий», посещений выставок и т. п. С «искоркой» в глазах включались в практическую работу, выполняя различные поделки по собственному замыслу; участвовали в выставках, конкурсах, форумах, не ожидая награды за свой труд. Результатом данной работы стало внедрение авторской образовательной программы «Мозаика» (работа с различными материалами) в учебный план образовательного учреждения.

Новая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение детей приемам работы с различными материалами и инструментами и дают возможность выбора. Носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Организуя работу кружка, опираемся на знания, умения и навыки, полученные в детском саду, дома, на уроках, и этим способствовали их закреплению и углублению, развитию. Программа имеет трехгодичный курс обучения, где первый год совпадает с обучением в первом классе. Основной блок работы на первом году направлен на развитие мелкой моторики, отработкой практических трудовых навыков, знакомство с основными процессами по обработке материалов и техникой безопасности при работе с инструментами. Основными на данном этапе выступают репродуктивные методы обучения.

Работу по развитию тонкой моторики проводим в системе групповых занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления трудовых навыков.

На начальном этапе работы дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений, приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, тренажеры.

После выполнения самомассажа приступаем к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестетического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. Проводим упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения-игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры-манипуляции, игры-потешки.

Далее проводим упражнения-игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и т. д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Мозаика — это способ создания изображения из маленьких элементов. На первых занятиях собирая мозаики из природного и бросового материала, ребята учатся работать с клеем, основным техникам и способам его нанесения, преимуществам работы с клеевым карандашом, формируются навыки экономного расходования клея, умения выбора клея в зависимости от вида работы и используемых материалов.

Большим потенциалом к развитию мелкой моторики обладают и те материалы, которые используются для выполнения поделок: различные виды бумаги и картона (гофрированный картон, бархатная, крепированная бумага), ткани различных фактур, нити, шнуры, семена, крупы, листья, салфетки и многое другое.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и формировании трудовых навыков. А с приобретением общих трудовых умений и навыков, освоением технологии выполнения той или иной поделки придет и способность творчески мыслить, будет развиваться фантазия.

Второй и третий год обучения предполагает другой подход к построению и подаче учебного материала, рассмотрим его на примере раздела «Бумагапластика». Программа построена таким образом, чтобы познакомить детей с разными техниками в ознакомительном порядке, дать попробовать поработать в новой технике, изготовляя простые изделия. При этом ребенок сам решает, нравиться ли ему работа, получается у него или нет. К подготовке сложных аппликаций или панно приступают дети, выказывающие способности к овладению этой техникой, и проявляющие желание. Одни дети, у кого более развито образное, конструктивное мышление, предпочитают технику складывания «модульное оригами», другие, терпеливые и усидчивые, с лучше развитой моторикой пальцев, предпочитают более тонкую и длительную по времени технику квиллинга. Для творчески образно мыслящих детей интересна работа по созданию композиций из бумажных цветов. Используемые на занятиях проектные и поисковые методы заставляют детей проявлять инициативу, искать творческие решения в выборе тематики и техники исполнения изделия, работой над идеей, композицией, колористикой и т. д.

Большое внимание уделяется также качеству выполнения работ детьми, проявляющемуся в точности линий среза, построения композиции, равномерности создания изображения, а это напрямую зависит от развития мелкой моторики руки, овладения общими трудовыми навыками и умениями.

Мониторинг результативности и качества усвоения образовательной программы показал, что на начало обучения только 24 % учащихся имели высокие показатели качества выполняемых работ, к концу первого учебного года возросли до 39 % от всего числа обучающихся. Снизилось количество учащихся с низким уровнем развития (с 17 % до 11 %) и повысилось число учащихся с средним уровнем развития общетрудовых навыков и умений.

Одним из критериев оценки результативности работы в системе дополнительного образования является участие в выставках, конкурсах, чтениях. Подведя итоги работы за первый год (2014–2015 учебный год), выяснилось, что из 11 работ, выставленных на конкурсы, звание лауреат получили только 3 участника, а за 1 полугодие второго года обучения (2015–2016 учебный год) из 14 представленных на конкурс работ — 1 работа получила звание победителя и 5 работ стали призерами.

Таким образом, обобщая опыт работы по авторской программе «Мозаика», можно сделать вывод о повышении качества образования, что способствует развитию способностей детей, выявлению из их числа наиболее одаренных в творческом плане ребят, помогает дальнейшему формированию их творческого потенциала.

Литература:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. Игры и упражнения. — М.: «Творческий центр «Сфера», 2014. — 64 с.
  2. Винокурова Н. А. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. — М.: «ИМПЭТО», 2014. — 96 с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 1991. — 93 с.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 3-изд. — СПб.: «Питер», 2007. — 368 с.
  5. Никитин А. А. Художественная одаренность. — М.: Классика XXI, 2010. — 176 с.
  6. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: Каро, 2009. — 44 с.
  7. Хомич Е. О. Развитие мелкой моторики. — 2-е изд. — М: АСТ, 2015. — 64 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle