Библиографическое описание:

Ипполитова Т. Д., Букова А. А. Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 440-442.



Статья посвящена рассмотрению роли некоммерческих организаций в спортивном менеджменте. Спортивный менеджмент является сравнительно молодым направлением менеджмента в России. Руководители спортивных организаций не имеют достаточно опыта в эффективном управлении физкультурно-спортивными организациями, что является основной проблемой спортивного менеджмента. Одно из решений этого вопроса — создание некоммерческих организаций. В данной статье автор раскроет сущность деятельности некоммерческих организаций, ориентированных на развитие спортивного менеджмента, с целью оценки эффективности их создания.

Ключевые слова: спортивный менеджмент, некоммерческие организации,управление деятельностью физкультурно-спортивных организаций.

В последнее время в России стало уделяться много внимания развитию и популяризации физической культуры и спорта. Государство создает спортивные школы для подготовки спортсменов высокого класса, появляются коммерческие организации, например, фитнес-клубы, спортивные центры парашютного спорта, центры скалолазания, картинги и другие. Расширение организаций влечет за собой поиск дополнительных квалифицированных кадров, как тренеров-преподавателей, так и опытных руководителей. Однако спортивный менеджмент является сравнительно молодым направлением менеджмента в России. Структура управления слабо развита, недостаточное количество знаний негативно сказывается на эффективном управлении физрультурно-спортивными организациями, что является основной проблемой спортивного менеджмента.

Разработка методов управления спортивными организациями является инновацией в спорте, так как опыта у российских руководителей не достаточно, они делают попытки использовать разработки европейских и американских коллег. Однако данный подход не всегда является достаточно эффективным, поэтому необходимы другие решения данной проблемы. Одним из вариантов решения этой проблемы — профессиональные сообщества менеджеров.

Профессиональные сообщества менеджеров могут сыграть позитивную роль в повышении качества управления спортом. Форма таких сообществ в мировой практике — некоммерческие организации. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация — это организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли [6]. Другими словами, некоммерческие организации, далее НКО, не распределяют полученную прибыль между участниками. Выделяют следующие цели деятельности НКО:

 благотворительные;

 социальные;

 культурные;

 научные;

 образовательные;

 управленческие;

 развитие физической культуры и спорта;

 защиты прав, законных интересов граждан и организаций;

 иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Создание некоммерческих организаций, ориентированных на развитие физической культуры и спорта, недостаточно распространено в России. Однако в 2011 году была зарегистрирована общероссийская общественная организация «Федерация спортивных менеджеров России» [5]. Основной целью данной организации является повышение профессионального уровня управления спортивными организациями и объектами в России. Задача ФСМР заключается в объединении в новом независимом общественном формате специалистов по управлению спортивными организациями и объектами спортивной индустрии со всей страны.

Основные направления деятельности федерации [5]:

 повышение квалификации спортивных менеджеров России;

 развитие государственно-частного партнёрства в РФ;

 развитие экстремальных видов спорта и активного отдыха в РФ.

Федерация спортивных менеджеров России входит в состав постоянных членов «Международной ассоциации менеджмента инфраструктуры спорта и досуга» (IASLIM). В рамках этого членства принимает активное участие в мероприятиях ассоциации, которые проводятся ежегодно в разных странах мира. На сегодняшний день ФСМР участвует в развитии спортивного менеджмента в России путем:

 сотрудничества с ведущими спортивными высшими учебными заведениями (подготовка молодых квалифицированных кадров считается приоритетной задачей на данный момент);

 участия и организации конференций и форумов, на которых предоставляется возможность опытным управленцам спортивных организаций поделиться своими знаниями, опытом и новыми идеями;

 выпуска журнала «Спортивная держава»;

 активного привлечения коммерческих организаций и правительства к участию в проектах, реализуемых под руководством ФСМР.

Что касается европейской практики, то стоит выделить Европейскую Ассоциацию спортивных менеджеров (EuropeanAssociationforSportManagement (EASM)) [2]. Данная ассоциация была создана в 1993 году как независимое объединение спортивных менеджеров и существует на протяжении многих лет. Среди членов EASM представители более чем из сорока стран со всех континентов [4].

С помощью EASM было реализовано огромное количество проектов, которые способствовали развитию спортивного менеджмента в Европе. На данный момент EASM реализует несколько приоритетных проектов. Первое, что стоит выделить, данная организация стремится сотрудничать с Европейским реестром профессиональных тренеров (European Register of Exercise Professionals (EREPS)) для дальнейшего перевода спортивного менеджмента на более высокий уровень. Второе — проект, связанный организацией и проведением семинара с экспертами и стейкхолдерами по вопросу об изучении функции мониторинга спорта.

Исследовав деятельность Европейской Ассоциации спортивных менеджеров, можно сделать следующий вывод: данная организация активно содействует развитию спортивного менеджмента. Было проведено одиннадцать научных конгрессов, тематика которых разнообразна, часто они организовывались в альянсе с международными конференциями по проблемам спортивного менеджмента, в которых активное участие принимали американские ученые [2].

Спортивный менеджмент в России является достаточно молодым направлением профессиональной деятельности в сравнении с США и Европой. Наличие давних исторических корней дает американским и европейским профессиональным лигам преимущество — богатый управленческий опыт. Однако стоит отметить, что российские профессиональные лиги могут использовать данный опыт, адаптируя под свои нужды и не совершая ошибок европейских и американских коллег.

Это позволяет предложить ряд направлений деятельности спортивных НКО, среди них могут быть:

 содействие развитию научных исследований по управлению спортом;

 содействие обмену практическим и научным опытом в области спортивного менеджмента;

 содействие проведению международных конференций;

 создание образовательных обменов методологии спортивного менеджмента и обучение спортивному менеджменту;

 публикация журналов, информационных бюллетеней и других справочных материалов в различных средствах массовой информации;

 развитие и поддержание баз данных, веб-сайтов и других информационных материалов и данных о спортивном менеджменте.

Таким образом, создание некоммерческих организаций, которые ориентированы на развитие спортивного менеджмента России, в перспективе будут являться эффективным решением данных вопросов. Организация таких площадок для обмена опытом и знаниями в области спортивного менеджмента, а также разработки инновационных инструментов управления спортивными организациями, является оптимальным выходом из ситуации, когда у руководителей зачастую недостаточно опыта в управлении физической культурой и спортом.

Литература:

  1. Дашиев А. Б. К вопросу о сущности и роли спортивного менеджмента в физкультурно-спортивных организациях // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 147–150.
  2. Золотов М. И., Кузьмичева Е. В. Спортивный менеджмент в Европе [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/354a6ac8–0a88–48db-be59–194e67d1a133 (дата обращения: 20.01.2016)
  3. Ипполитова Т. Д. Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга // Науч. тр. — Вып. 379. — М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2015. — С. 45–48.
  4. Официальный сайт Европейская ассоциация спортивного менеджмента (EASM) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.easm.net/ (дата обращения: 23.01.2016)
  5. Официальный сайт Федерации спортивных менеджеров России (ФСМР) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.russportmanagement.org/ (дата обращения: 01.02.2016)
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8824/ (дата обращения: 11.02.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): спортивного менеджмента, спортивных менеджеров, некоммерческих организаций, проблемой спортивного менеджмента, развитие спортивного менеджмента, развитию спортивного менеджмента, спортивными организациями, молодым направлением менеджмента, управления спортивными организациями, области спортивного менеджмента, основной проблемой спортивного, спортивных менеджеров России, спортивного менеджмента России, создание некоммерческих организаций, развитии спортивного менеджмента, Режим доступа, перевода спортивного менеджмента, проблемам спортивного менеджмента, ассоциация спортивного менеджмента, роли спортивного менеджмента.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle