Библиографическое описание:

Турарова О. С. Проблема трудоустройства молодых специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 567-570.



В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынкетруда выпускников вузов России и эффективностьпрофессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Ключевые слова: выпускники вузов, профессия, трудоустройство, занятость, профессиональная ориентация.

The focus of this article analysis of problems of employment on the labour Rinke graduates of Russian universities and the effectiveness of professional orientation of youth in the labour market.

Keywords: graduates, profession, employment, employment, vocational guidance.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в нынешних современных условиях ориентации молодежи на российском рынке труда направлены на приоритетное инновационное формирование и развитие конкурентоспособности не лишь отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, карьерные стратегии молодежи непосредственно оказывают влияние на последующее трудоустройство.

В условиях формирования рыночных взаимоотношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал работников, а специалисту дает возможность удовлетворить профессиональные и социальные потребности. В настоящее время в социально-экономической деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе и профессиональное карьерное становление. Карьера в настоящее время, является показателем профессионального успеха и стабильного социального статуса в современном обществе. Карьера рассматривается как процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, процесс развития его знаний, навыков и личностных качеств, приводящих к переходу к новому социальному и профессиональному статусу. Изучение методологических и организационных основ планирования карьеры позволяет разработать этапы планирования карьерного становления работника с учетом мотивации и возрастных особенностей личности. Самоуправление карьерного развития выпускника вуза рассматривается как постоянный процесс самореализации и самообразования. Самопланирование как функция управления карьерой дает возможность увеличить эффективность применения личностных источников, ставит задачу подъема профессионализма в процессе беспрерывного профессионального обучения. Алгоритмы успешного самоуправления карьерой способствуют достижению жизненной и профессиональной цели молодого специалиста. Характеристика потенциального работника, обладающего потенциалом профессионального карьерного роста, представлена с точки зрения профессиональных ресурсных возможностей, психофизиологических способностей и вероятности развития личностных качеств. Мы убеждены, что раскрытие и развитие карьерного потенциала профессионального роста и дальнейшее целенаправленное и последовательное самоуправление карьерного развития гарантирует успешный карьерный рост. Решающее значение придаем системообразующим условиям успешности карьерного развития специалиста любой сферы. На основе изученных организационных основ планирования карьеры у молодежи в различных сферах раскрываются этапы карьерного становления их как работников, алгоритмы самопланирования карьеры специалиста, характеристика работника, обладающего потенциалом профессионального карьерного роста, гарантирующее успешное карьерное продвижение.

На основании вышесказанного, следует отметить то, что молодое поколение в достаточной степени не владеет, или не желает иметь знания о нынешнем рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения эффективной профессиональной карьеры о собственных обязанностях и правах в области трудовых взаимоотношений. Потому она не способна быть субъектом на рынке труда и конкурировать.

Поэтому стратегически важной задачей современной социальной политики нашего государства является поддержка и социальная защита студенческой молодёжи. Особенно это касается вопроса обеспечения трудоустройства и занятости выпускников разноуровневых учебных заведений, который особенно остро встаёт в последнее время ввиду того, что в общей структуре всех российских безработных по данным Роструда в 2015 году было зарегистрировано 30,5 % молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. [1] В указанной категории граждан именно выпускники максимально подвержены риску нетрудоутройства. И это лишь официальная статистика выпускников обратившихся в социальные службы и ставших на учёт.

http://cdn.vedomosti.ru/image/2015/8c/1bv2b2/fullscreen-1q13.png

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам, в % от общего числа экономически активного населения [2]

За истекший 2015 год у выпускников только добавилось проблем с получением первого опыта профессиональной деятельности и трудоустройством. До 1 января 2015 года в нашей стране было чуть более 300 тысяч безработных в возрасте от 15 до 29 лет. Однако за первое полугодие на трудовых биржах зарегистрировано ещё около 1 млн представителей данного поколения. При этом из числа всех выпускников вузов и колледжей, обратившихся за помощью в соответствующие службы, работу смогли получить только лишь 30 %. Настолько удручающая ситуация требует комплексного и системного подхода к решению данной проблемы.

Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов в России актуальна из-за трудностей молодого специалиста получить должность по различным причинам: отсутствия опыта работы по специальности, недостаточной активность самого выпускника, ошибочный выбор профессии, в итоге приобретение не востребованной или слишком востребованной специальности, которые в свою очередь характеризуются низким или высоким уровнем спроса на рынке труда на соответствующую профессию.

Рассмотрим проблемы трудоустройства выпускников, существующие сегодня и оказывающие максимальное влияние на трудовую деятельность молодёжи с точки зрения анализа системы «ВУЗ-Выпускник-Работодатель-Государство». На наш взгляд в обозначенной системе нами представлены 4 базовые взаимодействующие стороны, которые должны быть заинтересованы в реализации выпускниками полученных профессиональных знаний и навыков.

Рассмотрим обозначенную систему подробнее во взаимодействии её компонентов.

Итак, в свете современных аспектов развития образования карьерные стратегии молодежи проявляются в учебном (приоритете самостоятельного написания диплома, повышение своих знаний, отсутствия списывания, отсутствия прогулов занятий), научно-исследовательском (авторских работах, добросовестности в проведении экспериментальных исследований), профессиональном (отсутствии инертности в трудоустройстве), общественном (наличии отчетливой гражданской позиции), индивидуальном, семейно-бытовом плане и т. д. А так же обуславливается активным формированием и трансформацией рынка труда. На особом счету пребывает в этом отношении молодое поколение, выступая особенной группой населения. Данная группа выделяется специфической способностью относительно быстро адаптироваться к переменам во внешних условиях. Это умение дает возможность молодежи не только заимствовать опыт старших поколений, но и лично активно воздействовать на модернизацию сообщества.

Следовательно, на основании актуальности данного вопроса и возникает необходимость в исследовании основных факторов оказывающих влияние при выборе последующей профессии, тенденций рынка труда молодежи и на их основании выявлять проблемы. Анализировать именно карьерные стратегии молодежи и рынок труда России целесообразно потому, что он располагает огромным потенциалом для расширения рыночных взаимоотношений, соответственно, открывает большие перспективы для исследования и изучения разнообразных секторов занятости молодого поколения.

Завершив обучение молодые люди, сталкиваются с многообразием профессиональных ориентиров. Незанятость оказывает негативное воздействие на социально-психологическое состояние и становление молодежи и зачастую является основанием к трансформации суждения о труде как возможность собственной самореализации, а сам процесс обычной социализации фактически нарушен [4].

Большая часть молодых специалистов не наблюдают собственных перспектив воздействия на социальные процессы, воздерживаются от участия в разрешении социальных трудностей. Тем не менее, общее направление социальной интеграции молодежи обусловливается степенью ее включенности в социальные структуры и критерием внутренней самоидентификации через освоения ценностей и норм сообщества.

На наш взгляд, способствование формированию молодежных инициатив, использование результативных способов работы приводит к интересным последствиям.

Предположим, в определенной деятельности, учитывая добровольное участие молодежи, получается, разрешать колоссальные задачи: осмысление целостности мира человека и природы; развитие установки воспринимать самого себя через восприятие другими; уважительное взаимоотношения к другой культуре; формирование разумных нужд, реализация себя, как личности.

Необходимо подчеркнуть, что квалификационный и образовательный уровни как стратообразующие факторы обладают значением только при установленных условиях, которые способствуют обретению высоких статусных позиций и восходящей социальной мобильности. Это сопряжено, как отмечают социологи [3], с понижением престижности и «доходности» ряда специальностей. Данное обстоятельство, тем не менее, не обозначает понижения престижности и «доходности» квалифицированного труда в целом, а подтверждает только о замене приоритетов касательно профессий.

Тем не менее, присутствует проблема, сопряженная с риском, его характером и источниками. Начальный риск присутствует еще при выборе профессии. На первый взгляд, такого типа риск обладает индивидуальным характером, но в действительности сопряжен с динамикой всей финансовой системы. Подобный тип риска обоснован незанятостью населения, а не понижением активности субъекта рынка труда из-за неверного избрания профессии (типа занятия), не отвечающей в дальнейшем его индивидуальным психологическим особенностям. Вид риска, формированный безработицей, считается самой специфической характерной чертой всей действующей хозяйственной инфраструктуры и имеющейся системы профессионального образования, которые образуют зону московского молодежного рынка труда. Проблема заключается в том, что уменьшается активность субъектов системы профессионального образования в связи с утратой социального заказа на их выпускников.

Поскольку проблема эта как самого выпускника, так и Вуза, который обучает не конкурентоспособным профессиям, предприятия

Необходимо отметить, что в критериях глубокой отраслевой модификации и изменений в экономике достаточно сильно увеличивается необходимость в профессиональной переориентации и переквалификации, вследствие которой нетрудоустроенными смогут стать и сотрудники с высоким уровнем квалификации. В рыночной экономике всегда присутствует особенная группа нетрудоустроенных, которые потеряли квалификацию из-за долговременного отсутствия работы, или так называемой «девальвацией профессии», предопределенной НТР. Для этой категории трудоустроиться без заблаговременной переквалификации практически нереально даже при наличии свободных мест. Тем не менее, основную долю (по численности) контингента нетрудоустроенных составляют те, кто сохранил собственный профессионализм и квалификацию по причине недолговременного периода безработицы в условиях минимальной конкуренции. В состав данной группы входит немалое количество специалистов с высшим образованием, а также квалифицированных рабочих. В обстановках увеличения объема производства они снова вовлекаются в область занятости. Они являются резервом рабочей силы.

На наш взгляд качественно решить обозначенную проблему необходимо можно только при условии применения системного подхода.

Каждый год в зависимости от состояния экономики, рынку труда требуются специалисты в тех или иных областях. ВУЗы же зачастую предлагают специальности и профессии, которые не соответствуют запросам рынка труда, как результат очевидной является тенденция несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.

На современном рынке труда состояние молодежи обусловливается и работой образовательных учреждений городов. Какие посредством процесса воспитания и подготовки дают профессионально-квалификационный уровень собственных выпускников, развивают ценностные ориентации на модель поведения на рынке труда, труд и в области трудовых взаимоотношений.

Результаты многоаспектной оценки расположения молодежи на рынке труда смогут быть применены на практике, а особенно при исследованье и осуществлении органами власти федеральных программ в области профессионального образования, всевозможных стратегий и стандартов в области образования и молодежной политики. Кроме того результаты исследования и выработанные на их основе заключения и определенные рекомендации по профилактике и нивелированию карьерных стратегий смогут быть применены в воспитательной и образовательной работе учреждения высшего или среднего профессионального образования.

И нужно помнить, что доля молодежи на рынке труда довольно-таки не малая. Чем лучше будет обучение высших учебных заведениях и в школах, тем более реальную картину сумеет получить молодое поколение и четко понимать, к чему дальше стремится в жизни.

Существует большое количество способов разрешения этих вопросов, но самое главное все, же это желание и вера в собственные силы. Каким станет наше будущее, находится в зависимости только от нас самих, и от того, что мы входим в подрастающее поколение.

Таким образом, обобщая результаты и анализируя разносторонние источники можно сделать следующие выводы:

 при выборе той или иного профессии молодежь на рынке труда встречает значительная конкуренция, которая будет оказывать непосредственное влияние при трудоустройстве;

 что бы соответствовать требованию рынка трудоустройства молодой специалист должен быть конкурентоспособным, а его знания по полученной специальности должны быть на уровне современных тенденций;

 не исключено, что положительным моментом при согласовании всех нюансов между работодателем и нанимаемым лицом станет наличие местного гражданства или вида на жительство, что будет своеобразным бонусом при трудоустройстве.

Исходя из выше перечисленного, следует отметить, что данная тема является не только актуальной и насущно острой на данный момент, поскольку формирование карьерной стратегии в самом начале карьеры — представляется не только одним из существенных факторов, последующей трудовой деятельности, но и основой всей последующей жизни.

Литература:

  1. Безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем среди 30–40-летних Ведомости № 3948 от 28.10.2015
  2. Источник данные РОССТАТА. http://www.gks.ru
  3. Волков А. Е. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / А.Е Волков, Д.С Зуева, В. В. Галкин. М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2015. 104с.
  4. Проблемы адаптации молодёжи на рынке труда (на примере города Москвы) / Локтюхина Н. В., Рожков В. Д. // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2014. № 5 (71). 12,71,39

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle