Библиографическое описание:

Денисов О. В., Пономарев А. Е., Басилаиа М. А. Проектирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности как фактор здоровьесбережения // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 763-767.



Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности. Ключевыми идеями подготовки педагога нового формата являются идеи взаимообусловленности всех составляющих систему «человек-машина-среда обитания-социум» компонентов.

Ключевые слова: здоровье, безопасность, экология, безопасная среда.

Professional standard of the teacher determines one of the job functions of a teacher to maintain the health of the student and to create a safe learning environment. Key ideas of training the teacher of the new format are the ideas of the interdependence of all components of the system «man-machine-environment-society» components

Keywords: health, safety, environment, safe environment.

При вступлении человеческого общества в 21 век, несмотря на колоссальное внедрение новейших технологий жизнеобеспечения, комфорта, диагностики, реабилитации, лечения, профилактики и т. д., к сожалению, пока рано говорить о тенденции к улучшению здоровья. Это обусловлено не только техногенными воздействиями и ухудшением экологической ситуации. Причиной зачастую является нерациональный образ жизни, отчасти спровоцированный современным техническим прогрессом и несформированной потребностью в сохранении и укреплении собственного здоровья. Специалисты здравоохранения отмечают, что многие школьники к концу обучения обретают хронические заболевания и вредные привычки. Отсутствие пропаганды на здоровый стиль жизни на протяжении почти трёх десятилетий не могло не отразиться на общем отношении школьников к вопросам здоровьесбережения. К сожалению, небезызвестен тот факт, что на данный момент существующее поколение по всем параметрам уступает предыдущему, а с учётом демографической «ямы» это становится проблемой на уровне страны. Новые ценности молодёжи, среди которых здоровье находится далеко не первом месте, дефицит времени и отсутствие «моды» на здоровье приводят к потере физического и психологического здоровья, низкой культуре поведения и социальной дезадаптации подростков и молодёжи [2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 17, 20]. Современная жизнь характеризуется ускоренным темпом движения, работы и жизни, огромными информационными потоками, стрессами, воздействием антропотехногенных факторов, повышенной вероятностью социальных опасностей, зачастую неправильным режимом жизни [4, 11, 24]. Одним из факторов, негативно влияющих на формирование здоровья детей, подростков и молодежи, является низкая двигательная активность [9, 12, 13]. В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» отмечается: «Неудовлетворительные показатели здоровья и физической подготовки детей и молодежи в Российской Федерации свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере физической культуры и спорта». Однако дальнейшее развитие цивилизации неизбежно, и поэтому необходим поиск путей повышения адаптационных возможностей организма для выживания в современной системе «человек — машина — среда обитания — социум» на новом уровне регуляции его функций.

Запоздалое осознание ценности собственного здоровья продиктовано, наряду с другими причинами, и низким уровнем осведомленности о критериях оценки своего состояния и методах управления им. Существует необходимость внедрения и продвижения проектов, связанных с вовлечением молодёжи в пропаганду «моды» на здоровье, на неприятие вредных привычек, на активную жизненную позицию. Сокращение темпов смертности и старения, снижение заболеваемости, улучшение качества жизни и привитие подрастающему поколению основных ценностей здоровья является частью национальной политики безопасности, а пропаганда физической культуры, спорта и активного стиля жизни — частью программы восстановления генофонда нации [5, 16, 21, 25].

В настоящий момент система образования переживает очередной этап реорганизации. Необходимость комплексного изучения педагогом с естественнонаучных позиций вопросов сохранения здоровья и комфортного и безопасного взаимодействия в образовательной среде подтверждена рядом принятых в Российской Федерации положений:Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, Профессиональным стандартом педагога, ФГОС ОСО. Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности [1]. При анализе ФГОС ОСО очевидно новое видение учителя как педагога нового формата с компетенциями обеспечения личностного развития у учащихся способности принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, бережном, ответственном и компетентном отношении к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь.

Актуальность наличия у педагога компетенций по проектированию комфортной, здоровьеформирующей и безопасной образовательной среды обусловлена характером требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам основной образовательной программы [8, 10, 19, 22, 23, 25]. В составе основной образовательной программы старшей школы предусмотрена программа социализации и воспитания старшеклассников, с выделением в ней самостоятельного направления — «формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни».

Ключевыми идеями подготовки педагога нового формата являются идеи взаимообусловленности всех составляющих систему «человек-машина-среда обитания-социум» компонентов (рис. 1) [10]:

Рис. 1. «Пирамида» ключевых идей комплексного подхода

Опасности от преобразованной среды как отражения жизнедеятельности в новой эпохе имеют тенденцию к глобализации. Они обостряют все остальные проблемы безопасности вследствие их тесной взаимосвязанности. Е. Н. Дзятковская (2013) пишет: «Если в индустриальную эпоху индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни, а безопасность общества становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций, то в новой, постиндустриальной, эпохе комплекс проблем безопасности расширился. Его компоненты стали более взаимосвязанными и приобрели новые черты из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от его собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Это значит, что безопасность индивида зависит не только от безопасности общества на национальном уровне, как в течение предыдущей истории, но в не меньшей мере и от безопасности всего человечества в целом» [10].

Педагог, обладающий компетенциями по проектированию безопасной образовательной среды принимает положение о том, что «всякая деятельность, как и бездеятельность, потенциально опасна» (первая аксиома БЖД), что безопасность строиться на системе прогнозирования и управления рисками. К средствам управления рисками относятся: уровень сознания и культуры человека и общества, развитие науки, состояние правовой охраны безопасности и здоровья граждан. Поэтому в методике обучения практически всем школьным предметам необходимо уделять внимание формированию умений выявлять риски (в том числе, связанные с природной, информационной, социальной средой и сохранением здоровой личности в глобальной системе) и оценивать вероятности их реализации, масштаб последствий, определять максимально возможный убыток; выбирать пути управления риском, разрабатывать стратегии для снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий; реализовывать риск-стратегии и оценивать их результаты (рис. 2) [10]:

Рис. 2. Ключевые идеи педагогического проектирования комфортной и безопасной образовательной среды

Таким образом, компетенции по проектированию комфортной, здоровьеформирующей и безопасной образовательной среды, воспитание у обучающихся комплексного видения человека как части системы «человек-машина-среда обитания-социум» и понимания универсальной ценности жизни на Земле, является одной их важнейших для педагога нового формата.

Литература:

  1. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г. //Российская газета. — http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
  2. Бондин, В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования /В. И. Бондин// Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 10. — С. 15.
  3. Бондин, В. И. Нравственное здоровье школьников в современных условиях /В. И. Бондин// Известия ЮФУ. Технические науки. — 1998. — № 3 (9). — С. 181.
  4. Бондин, В. И. Концептуальные основы валеологического образования /В. И. Бондин// Валеология. — 1997. — № 1. — С. 7.
  5. Бондин, В. И. К вопросу о сущности и содержании понятия «культура здоровья человека» /В. И. Бондин, Э. В. Мануйленко, Т. А. Жаброва // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2013. — № 4 (26). — С. 36–42.
  6. Бондин, В. И. Функциональное состояние и здоровье у различных категорий молодёжи в современных условиях экологической среды / В. И. Бондин, И. А. Пономарева, Т. А. Жаброва, Э. В. Мануйленко// Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2012. — № 2. — С. 41–48.
  7. Грабаровская Л. В. Профилактика и коррекция интернет-зависимости в молодежной среде средствами психотерапевтической кинезиологии //Л. В. Грабаровская, Ю. Л. Комарова// Приоритетные направления развития науки и образования. — 2015. — № 4 (7). — С. 146–148.
  8. Давиденко, В. Н. Преподавание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в свете современной экологической обстановки мегаполиса /В. Н. Давиденко// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: Сборник материалов НПК, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. — С. 49–51.
  9. Дрижика, А. Г. Стресс, спорт, здоровье /А. Г. Дрижика, Э. В. Мануйленко, В. И. Бондин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 4. — С. 10–15.
  10. Дзятковская, Е. Н. О концепции интегрированного курса для старшеклассников «Экология и безопасность жизнедеятельности» /Е. Н. Дзятковская// Астраханский вестник экологического образования. — 2013. — № 4 (26). — С. 37–46.
  11. Житник, В. А. Развитие личности через педагогические инновации /В. А. Житник, А. Д. Пустовая, Е. М. Баян// Новые стандарты модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности: Материалы III региональной научно-практической конференции Южного федерального округа. — Краснодар: ИПЦ КубГУ, 2015.– С. 110–113.
  12. Кирина, И. А. Решение проблем здоровьесбережения: реалии и перспективы современной школы /И. А. Кирина, А. А. Ткач// Образование, спорт здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов четвёртой международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 117–120.
  13. Лебедева, В. В. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами /В. В. Лебедева, И. П. Палаус, И. А. Пономарева// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. — С. 102–108.
  14. Лебедева, В. В. Современные диагностические и оздоровительные технологии для участников образовательного процесса /В. В. Лебедева, А. Е. Пономарев// Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды: III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, — 2014. — С.276–278.
  15. Лысенко, А. В. Взаимосвязь личностной тревожности с уровнем здоровья и стрессоустойчивости участников образовательной среды /А. В. Лысенко, Р. Г. Шейхова, В. А. Мамченко, Е. В. Моргуль // Валеология. — 2009. — № 1. — С. 45–53.
  16. Лысенко А. В. Инновационные подходы к сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия в условиях перехода к информационному обществу /А. В. Лысенко// Транспорт-2015: Труды международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 189–191.
  17. Месхи, Б. Ч. Организация многоуровневого непрерывного экологического образования /Б. Ч. Месхи, Л. Е. Пустовая, О. В. Дымникова// Высшее образование в России. — 2014. — № 3. — С. 20–30.
  18. Нежебовская, А. С. Основные факторы, определяющие здоровье /А. С. Нежебовская, А. В. Рассадина, И. А. Пономарева// Олимпийская идея сегодня: Материалы четвёртой международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. — С. 404–408.
  19. Обыденникова, С. В. Роль педагога в профилактике вредных привычек, правонарушений и организации комфортного и безопасного образовательного пространства /С. В. Обыденникова, И. А. Пономарева// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 429–432.
  20. Орехова, Т. Ф. Здоровьетворящие педагогические технологии как фактор качества образования учащихся /Т. Ф. Орехова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 1. — С. 299–304.
  21. Поляничко, С. В. Классный час как форма воспитания культуры личности безопасного типа /С. В. Поляничко, И. А. Пономарева// Образование, спорт здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов четвёртой международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 294–297.
  22. Пономарева, И. А. Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды — компетенция педагога нового формата /И. А. Пономарева, В. Ф. Гуцу// Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. — С. 132–137.
  23. Ребко, Э. М. Формирование культуры безопасности будущих бакалавров образования (в области безопасности жизнедеятельности) /Э. М. Ребко// Здоровьесберегающее образование. — 2013. — № 1 (29). — С.108–110.
  24. Чумичева Р. М. Региональная специфика реализации программы первичной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в образовательной среде на Юге России /Р. М. Чумичева, Д. В. Воронцов, И. И. Дроздова, С. Р. Саухат, В. С. Королькова// Образование личности. — 2013. — № 4. — С. 16–25.
  25. Чумичева Р. М. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики /Р. М. Чумичева, Л. В. Грабаровская// Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 12 (30). — С. 135–141.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle