Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Фахретдинова, И. Б. Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан / И. Б. Фахретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 578-580. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26654/ (дата обращения: 28.03.2024).



В современных рыночных условиях основой стабильности и развития предприятия на рынке выступает прибыльность его деятельности. Доходность деятельности предприятия обеспечивает такое наличие финансовых ресурсов, при котором организации способна обеспечить процесс производства или реализации продукции. Доходность деятельности предприятия выступает основным источников финансирования оборотных средств, обновления основных фондов, а также является источником поступления доходов в бюджет [5].

Сложные экономические времена отражаются и на торговле: пик спроса, подстегнутый ажиотажем, наблюдался в ноябре-декабре 2014 года, сейчас же наступил резкий спад потребительской активности, поэтому торговле необходимо мобилизовать все силы и реализовать все наработки прошлых лет, особенно — инфраструктурные.

Поэтому совершенствование оценки доходности и рентабельности торгового предприятия в настоящее время являются особенно актуальными.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, доходность, динамика, развитие торговли, методика, товарооборот, выручка.

Финансовые результаты деятельности торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль выступает итоговым результатом работы торгового предприятия. Она является выраженным в финансовой форме чистым доходом предприятия, который представляет собой разницу между полученным доходом и всеми затратами. При условии, что себестоимость продаж не превышает выручку от продажи товаров, предприятие получает доход от реализации.

Также важным показателем доходности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность представляет собой один из главных показателей результативности деятельности коммерческой фирмы, который отражает уровень отдачи и эффективность использования имеющихся у предприятия средств в процессе торговой деятельности. Показатели рентабельности обычно выражены в коэффициентах (долях единицы), либо в процентах и выражают долю прибыли в каждой денежной единице определенных затрат. Оценка прибыльности деятельности предприятия обычно производится наиболее простым методом, то есть представляет собой разницу между доходами и расходами торгового предприятия. При разнице выручки и себестоимости продаж находится валовая прибыль. Далее, при вычитании из нее коммерческих и управленческих расходов, находится прибыль от продаж. Если вычесть из нее прочие доходы и расходы, а также проценты к получению и к уплате и доходы от участия в других организациях, то можно получить прибыль до налогообложения. Далее после уплаты налогов и сборов в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая является окончательным финансовым результатом деятельности предприятия [3].

Анализ рентабельности в торговле производится оценкой эффективности различных показателей на основе прибыли. Рентабельность находится путем частного от деления прибыли на исследуемый показатель. Например, рентабельность продаж находится от частного прибыли и выручки, рентабельность затрат — частное от прибыли и себестоимости продаж, рентабельность активов — частное от прибыли и активов торгового предприятия. Рентабельность обычно измеряется в единицах или процентах.

Однако это наиболее простые методики анализа доходности деятельности предприятия и современные условия диктуют правила по применению более эффективных и сложных методов анализа.

Это также обеспечивается спецификой развития торговли в Республике Башкортостан. Рассмотрим последние тенденции в данной сфере.

Республика Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе по розничному товарообороту: в 2014 году он составил 781,3 млрд рублей, сообщила в своем докладе Гузэль Асылова, первый зампред Госкомитета по торговле. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров составил соответственно 49,8 % и 50,2 %, что соответствует уровню 2013 года. По состоянию на 1 января 2015 года обеспеченность населения площадями торговых объектов составила 735,1 кв. м на 1000 человек (прирост 23 % к нормативу): увеличению способствовало открытие новых объектов.

Всего за 2014 год открыто 609 объектов розничной торговли, в результате чего общее количество объектов по состоянию на 1 января 2015 года составило 25301 [2].

В Уфе в 2014 году были открыты следующие наиболее крупные торговые объекты: торгово-развлекательный комплекс «Аркада», ул. Губайдуллина, 6, площадью 59000 кв. м; выставочный комплекс «ВДНХ-Экспо», ул. Менделеева, 158, площадью 52000 кв. м; гипермаркет «Леруа Мерлен», ул. Энтузиастов, 20, площадью 33000 кв. м

Автосалон «Мерседес» (компания «Арт-Моторс»), пр. С. Юлаева, 60, площадью 8000 кв. м и др. В целом по Башкирии также были открыты объекты торговли: г. Стерлитамак: вторая очередь ТЦ «Фабри» площадью 59000 кв. м; г. Сибай: торгово-развлекательный комплекс площадью 5000 кв. м; г. Нефтекамск: торговый дом «Эссен» площадью 5598 кв. м; г. Бирск: торгово-развлекательный центр «Аврора» площадью 39084 кв. м [2].

Тенденции развития торговли в Республике Башкортостан характеризуются следующими данными.

На четвертый квартал 2014 года пришелся пик инфляции — он достиг 4,7 %, что составило 42 % от годовой инфляции. Стоимость минимального набора продуктов питания в Республике Башкортостан за 2014 год выросла на 17 % и составила в декабре 2013 года 3069,7 рубля. Госкомитетом по торговле совместно с администрациями муниципалитетов ведется мониторинг цен на продтовары, в том числе социально значимые продукты питания. На 1 января 2015 года коэффициент представленности продукции республиканских товаропроизводителей по 22 наименованиям социально значимых товаров составил почти 70 % [2].

Предприятий оптовой торговли в Республике Башкортостан насчитывается 542. Складские площади составляют более 500 тыс. кв. м, емкость холодильников — 117,8 тыс. куб. м. Тем не менее развитие оптовой структуры отстает от современных требований: главная проблема — в нехватке логистических комплексов, которые обеспечивали бы ответственное хранение грузов и их доставку. В настоящее время ведется работа по строительству оптового распределительного центра сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

В марте 2015 года получено решение Правительства Российской Федерации о реализации первоочередных мер по изменению ситуации на потребительском рынке — так называемые «4 условия роста», был предложен ряд мер по совершенствованию деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан:

 совершенствование правил организации торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов;

 продление права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, срок действия которых истек, на прежних или льготных условиях без проведения торгов;

 введение механизма адресной продовольственной помощи малоимущим и нуждающимся гражданам;

 установление персональной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за развитие торговых объектов всех форматов.

Таким образом, в современных условиях развития торговой отрасли в Республике Башкортостан необходимо совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий.

В существующей системе анализа доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий можно отметить серьезный недостаток — использование одного показателя не способствует полноценному анализу деятельности организаций. Недостатки и достоинства присущи каждому из показателей рентабельности. Что касается недостатков, то они устраняются на основе применения комплексной системы оценочных показателей.

Предлагается осуществлять оценку на основе показателей рентабельности, которые рассчитываются к связи со всеми ресурсами торгового предприятия, учитывая его экономический потенциал и текущие расходы на реализацию товаров. Необходимо применять в анализе показатель рентабельности экономических ресурсов.

Рентабельность экономических ресурсов рассчитывается по формуле:

,

где П — прибыль от реализации в отчетном году;

ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов;

ОС — среднегодовая стоимость оборотных фондов;

РОТ — расходы на оплату труда торговых работников;

ОФ + ОС + РОТ — стоимость экономических ресурсов торгового предприятия [7].

Также важным показателем выступает рентабельность функционирующего капитала (хозяйственных средств):

,

где ОФ + ОС — сумма функционирующего капитала.

Также необходимо анализировать рентабельность текущих затрат:

,

где Р — издержки на реализацию товаров предприятий.

Показатель рентабельности, исчисленный как отношение прибыли к сумме вложенных средств, показывает, какой процент прибыли приходится на вложенные средства, то есть отдачу от затраченного капитала.

Исчисление прибыли в процентах к расходам на реализацию необходимо в первую очередь для соизмерения затрат с денежными накоплениями. В текущих затратах торговли отражаются не только собственные потребленные ресурсы, но и ресурсы других сторонних организаций (например, транспортные расходы). Этот принцип действует и на народнохозяйственном уровне, в любой отрасли. Следовательно, показатель рентабельности текущих затрат более полно отражает эффективность использования собственных и арендованных ресурсов (затраты на которые отразились в тарифах, ставках).

Литература:

  1. Закон РБ О торговой деятельности в Республике Башкортостан (в ред. Законов РБ от 30.03.2006 № 290-з, от 01.03.2007 № 413-з)
  2. Развитие торговли в Республике Башкортостан: Госкомитет по торговле провел итоговую коллегию за 2014 год. Источник: Портал о торговле и малом бизнесе «Линии торговли». http://www.spufa.ru/node/3235
  3. Ефимова О. В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. — 2013. — № 5 — С. 16–20.
  4. Игнатущенко В. В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. — 2013. — № 7 — С. 42–45.
  5. Ковалев В. В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. — 2015. — № 10 — С. 10–15.
  6. Ковалев В. В. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статистика, 2014.
  7. Кодацкий В. А. Затраты и прибыль // Экономист. — 2014. — № 7 — С. 77–83.
  8. Крупнов Ю. С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. — 2014. — № 4 — С. 5–7.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, торговое предприятие, показатель рентабельности, площадь, прибыль, рентабельность, ресурс, себестоимость продаж, розничная торговля, Российская Федерация.


Похожие статьи

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Рис. 1. Основные показатели рентабельности предприятия.

Порядок расчета. Рентабельность продаж по прибыли от продаж (%).

Анализ рентабельности деятельности предприятия

Общая рентабельность продаж, % 0,27.

прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Похожие статьи. Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий...

Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Величина прибыли от продаж АО «Промсинтез» в 2015 году снизилась за счет высоких темпов роста себестоимости продаж, однако величина...

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Себестоимость продаж за год увеличилась на 26267 тысяч рублей или 60,2 процента, что связано с ростом объема продаж, так и с увеличением

Рентабельность — это использование средств, при котором предприятие не просто возмещает свои затраты, но и получает прибыль.

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные...

Показатели рентабельности — это относительные величины, которые позволяют сопоставить результирующий показатель (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли) с ресурсами или затратами, которые обеспечили этот результат...

Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Проблема оценки показателей оборачиваемости...

Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Использование данных отчета о прибылях и убытках в экономическом анализе прибыли от продаж и его рентабельности.

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

В экономическом анализе результаты деятельности предприятия можно оценить на основе объема произведенной продукции, объема продаж, прибыли [1]. Однако

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия...

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Рис. 1. Основные показатели рентабельности предприятия.

Порядок расчета. Рентабельность продаж по прибыли от продаж (%).

Анализ рентабельности деятельности предприятия

Общая рентабельность продаж, % 0,27.

прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Похожие статьи. Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий...

Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Величина прибыли от продаж АО «Промсинтез» в 2015 году снизилась за счет высоких темпов роста себестоимости продаж, однако величина...

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Себестоимость продаж за год увеличилась на 26267 тысяч рублей или 60,2 процента, что связано с ростом объема продаж, так и с увеличением

Рентабельность — это использование средств, при котором предприятие не просто возмещает свои затраты, но и получает прибыль.

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные...

Показатели рентабельности — это относительные величины, которые позволяют сопоставить результирующий показатель (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли) с ресурсами или затратами, которые обеспечили этот результат...

Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Проблема оценки показателей оборачиваемости...

Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Использование данных отчета о прибылях и убытках в экономическом анализе прибыли от продаж и его рентабельности.

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

В экономическом анализе результаты деятельности предприятия можно оценить на основе объема произведенной продукции, объема продаж, прибыли [1]. Однако

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия...

Похожие статьи

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Рис. 1. Основные показатели рентабельности предприятия.

Порядок расчета. Рентабельность продаж по прибыли от продаж (%).

Анализ рентабельности деятельности предприятия

Общая рентабельность продаж, % 0,27.

прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Похожие статьи. Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий...

Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Величина прибыли от продаж АО «Промсинтез» в 2015 году снизилась за счет высоких темпов роста себестоимости продаж, однако величина...

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Себестоимость продаж за год увеличилась на 26267 тысяч рублей или 60,2 процента, что связано с ростом объема продаж, так и с увеличением

Рентабельность — это использование средств, при котором предприятие не просто возмещает свои затраты, но и получает прибыль.

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные...

Показатели рентабельности — это относительные величины, которые позволяют сопоставить результирующий показатель (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли) с ресурсами или затратами, которые обеспечили этот результат...

Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Проблема оценки показателей оборачиваемости...

Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Использование данных отчета о прибылях и убытках в экономическом анализе прибыли от продаж и его рентабельности.

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

В экономическом анализе результаты деятельности предприятия можно оценить на основе объема произведенной продукции, объема продаж, прибыли [1]. Однако

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия...

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Рис. 1. Основные показатели рентабельности предприятия.

Порядок расчета. Рентабельность продаж по прибыли от продаж (%).

Анализ рентабельности деятельности предприятия

Общая рентабельность продаж, % 0,27.

прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Похожие статьи. Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий...

Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Величина прибыли от продаж АО «Промсинтез» в 2015 году снизилась за счет высоких темпов роста себестоимости продаж, однако величина...

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Себестоимость продаж за год увеличилась на 26267 тысяч рублей или 60,2 процента, что связано с ростом объема продаж, так и с увеличением

Рентабельность — это использование средств, при котором предприятие не просто возмещает свои затраты, но и получает прибыль.

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные...

Показатели рентабельности — это относительные величины, которые позволяют сопоставить результирующий показатель (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли) с ресурсами или затратами, которые обеспечили этот результат...

Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Проблема оценки показателей оборачиваемости...

Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан.

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.

Использование данных отчета о прибылях и убытках в экономическом анализе прибыли от продаж и его рентабельности.

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

В экономическом анализе результаты деятельности предприятия можно оценить на основе объема произведенной продукции, объема продаж, прибыли [1]. Однако

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия...

Задать вопрос