Библиографическое описание:

Шайдулина А. А., Мамадалиев О. О. О применении инновационных подходов в процессе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 839-841.



Одна из ключевых задач системы образования на современном этапе — сформировать мыслящего, творческого, активного, высококвалифицированного специалиста на основе современных образовательных программ. Такого специалиста может подготовить только творческий, профессионально — компетентный преподаватель, владеющий педагогическим мастерством и вооружённый современными инновационными технологиями.

Технологии и инновации, при всех имеющихся различиях в целевых, содержательных, организационных аспектах, в конечном счёте направлены именно на повышение продуктивности учебной деятельности, превращение обучаемого в активного субъекта собственного учения.

Современные педагогические технологии предлагают нестандартное построение учебного процесса, в котором реализуются субъект — субъектное отношения. На первый план выдвигается личность обучаемого и его индивидуальные особенности.

Большое внимание в ходе реализации данных технологий уделяется самообразованию и саморазвитию.

Сегодня перед педагогами стоят задачи: шире практиковать активные формы занятий, модернизированные практики обучения, гибкие, вариативные, инновационные технологии обучения.

Под инновационным подходом в системе образования понимаются процессы совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приёмов и средств обучения.

Инноватика как теория и практика всей жизни — сегодня самая острая и актуальная тема общества в целом, образования и воспитания — в частности.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Ведь именно инновационная деятельность создаёт основу для создания конкурентно — способных кадров, определяет направления профессионального роста педагога. Творческий подход педагога становится сегодня главной характеристикой деятельности образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

Инновационный подход отражает современное состояние системы образования в нашей стране в свете международных соглашений по её совершенствованию.

В отличие от «новшества» — потенциально возможного изменения, «инновация» (нововведение) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Очень важным аспектом инноваций является то, что они должны быть не просто «модными», а должны быть целесообразными, т. е. нести заряд эффективности: «после» должно быть лучше, качественнее, чем «до». Ведь инновациями занимаются люди, которые могут или начинают «думать или делать» по-новому, для которых нет этапов «по старинке» и «по-новому»: эти люди являются творцами, они всегда имеют инновационный заряд внутри. Инноваторы — креативно мыслящие люди, с творческой энергией созидателей, нацеленных на позитивные и конструктивные изменения, преобразования.

Под инновационным подходом обучения подразумевается определённый СПОСОБ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением преподавателя. При таком подходе ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель обучает учащихся, выполняя функцию стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения.

Преподаватель на таких занятиях выступает в роли дирижёра, который направляет обучаемых в ходе выполнения тех или иных заданий

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Инновации в образовании — это использование новых, повышающих эффективность способов, средств:

 Подачи информации;

 Обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке её адекватности;

 Повышения интереса к новому материалу;

 Контроля за усвоением информации.

Применяя инновационные подходы, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых обучаемый сможет занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обуславливает систему требований к учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы воспитания, конкретных форм и методов обучения. Многое зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом.

К современным педагогическим технологиям относятся:

 предметно — ориентированные технологии;

 технологии проектного обучения;

 игровые технологии;

 информационно- коммуникационные технологии и др.

Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения при инновационном подходе, это: семинары; повторительно — обобщающие уроки (занятия); конференции; самостоятельная работа; метод проектов; творческие сочинения, сообщения; модульный метод; индивидуальная работа; исследовательская работа и др.

Особое внимание хотелось бы уделить методу самообучения, который получил широкое развитие на базе современных информационных технологий. Если при традиционной образовательной системе самообучение происходило путём чтения книг, то новые педтехнологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедийный подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.

Разумеется, что в группах с преобладанием слабо подготовленных к самостоятельной работе учащихся нельзя сразу же давать материал для самостоятельного изучения. Преподаватель должен заранее тщательно разработать задания (с учётом конкретной группы учащихся, уровня их подготовки), чётко сформулировать вопросы, составить методические рекомендации, указать литературу для использования.

Одной из продуктивных технологий, применяемых в процессе обучения русскому языку, является технология проектного обучения, в ходе реализации которой обучаемые учатся самостоятельно работать с большим объёмом языкового материала, с текстами разных стилей и типов речи, анализировать и отбирать нужный материал. Одним из главных элементов проектного метода является его защита, которая проводится одним обучаемым или малой группой. В ходе презентации и защиты проекта обучаемые развивают все виды речевой деятельности, совершенствуют навыки ораторского мастерства.

Использование новых информационных технологий в обучении неродному языку позволяет рассматривать обучаемого как центральную фигуру образовательного процесса и ведёт к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. Таким образом, обучаемый учится, а преподаватель создаёт условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную. Данные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию обучения, вовлечь обучаемых в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации их умственной деятельности.

Обучение будущих специалистов выбору совершенных инновационных методов, их компьютерного применения является одним из важных вопросов проблемы подготовки кадров. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно обучать применению в будущей профессиональной деятельности проблемных и интегративных методов в целях эффективного обеспечения учебно-воспитательного процесса. Основные аспекты данного подхода сводятся к следующему — объединение проблемного и интегративного методов.

Теоретическую основу проблемно-интегративного подхода составляет совокупность психолого-педагогических концепций, связанных с изучением отдельных аспектов личности обучаемого как субъекта деятельности.

Методическую основу проблемно-интегративного подхода составляет метод диагностики и развития личности; тренинг-обучение; метод оценки учащихся; обеспечения эффективности и качества их деятельности; алгоритмизация, проектирование деятельности; личностно- ориентированный метод, технология информационно-концептуальных моделей.

Проблемно- интегративная деятельность состоит из трёх частей:

 ориентировочно-мотивационной;

 операционно-исполнительной;

 рефлексивно-оценочной;

В связи с этим учебно-воспитательная деятельность должна содержать все три части. Главное — научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, где все три компонента сбалансированны и осознанны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle