Библиографическое описание:

Авезова Ш. М. Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 374-378.



В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные услуги, рынок информационных услуг, информация, телекоммуникации.

The article describes the mechanisms of formation and the current state of market information services in Uzbekistan, disclosed the peculiarities of market interaction, presents the main trends in the development of market information services.

Keywords: information-communication technologies, information services, market information services, information, telecommunication.

Сегодня трудно представить современную жизнь без информационно-коммуникационных технологий, которые за короткий срок буквально перевернули наши представления о возможностях общения посредством различных систем связи и способах получения информации. В настоящее время ИКТ широко используются во всех сферах жизни общества: государственном управлении, экономике, медицине, образовании, науке и культуре, быту и т. д. И можно без преувеличения сказать, что без развития информационно-коммуникационных технологий невозможно успешное социально-экономическое развитие любой страны.

Осознавая те преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ, в Узбекистане уделяют этому вопросу большое внимание, особенно в последние годы. Процессы специализации производства привели к тому, что производство и обработка информации стали доминирующей областью экономики наиболее промышленно развитых стран, т. к. обработка информации — главный сектор экономики США [1]. Это подтверждает в своем диссертационном исследовании американский ученый М. Порат [2]. Формирование рынка информационных услуг, началось в 50 гг. XX века. В качестве информационных продуктов главным образом выступали реферативные издания, библиотечные каталоги, информационные бюллетени. До середины 60 гг. ХХ в. главными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и пресса. Несколько позже на этот рынок включились информационные службы банков, а также различные научно-технические общества, учебные заведения. Важнейшим видом информационных товаров на рынке с середины 70 гг. ХХ в. стали базы данных, содержащие библиографическую, научно-техническую, а затем торгово-коммерческую, статистическую и профессиональную информацию. Основным потребителям 60-х годов (ученые, исследователи) приходят на смену новые потребители — представители делового мира, бизнесмены, отличающиеся высокой покупательной способностью и повышенными требованиями к аналитической, готовой к употреблению информации. Реализация информационных продуктов и услуг становится все более выгодным бизнесом [3].

В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями. Среди основных видов информационных услуг для предприятий можно выделить:

 услуги доступа к информации,

 услуги поиска информации,

 услуги обучения,

 консалтинговые услуги,

 услуги производства информации.

Для развития информационно-коммуникационных услуг на основе ряда законодательных и подзаконных актов созданы необходимая правовая база и соответствующие органы по управлению, координации и реализации мер в данном направлении, а также разработаны и приняты несколько национальных программ, нацеленные на развитие ИКТ и сети Интернет в Узбекистане, в частности «Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013–2020 годы», «Национальная программа реконструкции и развития телекоммуникационной сети Республики Узбекистан на период до 2020 года» и другие. Активное участие в развитии ИКТ в стране принимает и Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана, которая объединяет на основе добровольности и равноправия предприятия и организации ИКТ сектора и призвана содействовать развитию партнерства и более активному участию частного сектора в формировании и реализации политики и законодательства, проведении научной и практической деятельности, обеспечении правовой и социальной защиты членов ассоциации, а также развитии международного сотрудничества в области информационных технологий.

В соответствии с инвестиционной программой на 2014 год, в отрасли информационно-коммуникационных технологий были освоены инвестиции в объеме эквивалентном 269,5 миллиарда сумов, за период с 2010 по 2014 годы, их объём составил 593,5 млн. долларов США, из них прямые инвестиции составили 459,6 млн. долларов США, под гарантию правительства — 133,9 млн. долларов США [4].

Темпы развития информационно-коммуникационных технологий зависят, в первую очередь, от создания соответствующей инфраструктуры и степени доступности к ней пользователей. Реализация ряда проектов по модернизации и развитию телекоммуникационной сети Узбекистана позволила расширить масштабы использования цифровых технологий передачи информации, внедрить систему беспроводного радиодоступа стандарта CDMA в регионах республики.

В частности, система телекоммуникаций Узбекистана имеет прямые международные каналы по 28 направлениям с выходом на 180 стран мира. При этом используются оптико-волоконные и спутниковые системы. Все города и районные центры республики охвачены цифровыми сетями телекоммуникаций. По состоянию на 1 января 2015 года, местная сеть республики насчитывала более 2 тысяч АТС общей монтированной емкостью 3,08 миллиона номеров, из них доля цифровых составляла 82,3 %, а на 1 сентября 2014 года — 86,1 %. Высокими темпами за последнее время развиваются услуги сотовой связи, предоставляемые пятью операторами. В сентябре 2014 года количество абонентов сотовой связи по Узбекистану превысило 13 миллионов и до конца года этот показатель должен приблизиться к 15 миллионам. По оценкам зарубежных экспертов, Узбекистан уже второй год входит в число десяти стран мира, имеющих самый высокий «индекс развития мобильной связи», которая одновременно является одной из самых доступных в мире по тарифам. Практически всеми сотовыми компаниями на настоящий момент начаты работы по развертыванию сетей 4G и WiMAX в Узбекистане. Значительная часть обзора посвящена развитию и расширению использования сети Интернет. Так, пропускная способность международных каналов, обеспечивающих подключение к сети Интернет, на 1 января 2008 года составляла 511 Мбит/с, тогда как на начало 2002 года она составляла всего 8,5 Мбит/с. К концу первого полугодия 2014 года она была увеличена до 11,8 Гбит/с, что непосредственным образом связано со значительным увеличением числа абонентов у ведущих интернет-провайдеров Узбекистана. Причем число абонентов растет не только в Ташкенте, но и во всех регионах страны. Растет и общее количество абонентов широкополосного доступа, хотя оно остается еще относительно невысоким. По оценочным данным количество пользователей сетью Интернет в Узбекистане превысило 2,2 миллиона человек, тогда как на начало 2002 года их было около 130 тысяч. При этом наиболее высокий уровень охвата населения доступом к сети Интернет в процентах от общей численности населения наблюдается в Ташкенте, Бухарской, Самаркандской, Сырдарьинской и Кашкадарьинской областях. Необходимо отметить, что в Узбекистане популярностью пользуются пункты коллективного доступа к сети Интернет, число которых постоянно растет, и на начало 2014 года составило 868 [5].

В настоящее время в республике ведется работа по дальнейшему развитию сетей широкополосного беспроводного доступа по технологии WiMAX, а также сетей беспроводного доступа по технологии wi-fi. Для развития информационно-коммуникационных технологий есть немало резервов. К примеру, при опросе домохозяйств в сельской местности, было выявлено, что в 8,8 % из опрошенных домохозяйств имеются компьютеры, доступ к сети Интернет имеется в 1,8 %. Во многом это результат того, что 38,8 % опрошенных хозяйств на селе не имеют в своем пользовании средств фиксированной или мобильной связи. В городах положение лучше, и доступ к сети Интернет из дома имеет более четверти обладателей компьютеров. У 11,2 % владельцев ПК нет возможности подключиться к сети Интернет из дома из-за отсутствия средств связи. Следовательно, развитие сетей фиксированной и мобильной связи, а также беспроводного доступа к сети Интернет намного увеличит число пользователей ИКТ [5].

Гораздо больше возможностей пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями у работающих. Как показал опрос, у многих респондентов на работе есть либо ПК, либо они пользуются компьютером совместно с коллегами. Причем, разрыв показателей использования компьютера на работе среди работающих в городе и сельской местности не очень значителен. Интересным представляется и то, что в результате опроса выяснилось, что работающая женщина в процентном отношении имеет больше доступа к компьютеру на рабочем месте, по сравнению с мужчинами. Помимо этого, пропорции частоты использования компьютера в недельном интервале сопоставимы между городскими и сельскими пользователями.

Самая большая доля организаций с доступом к сети Интернет приходится на предприятия связи и ИКТ, самая малая — на предприятия энергетики, коммунального хозяйства, газоснабжения и санитарии. Наибольшей долей среди организаций, имеющих доступ к сети Интернет, являются предприятия с иностранным капиталом (совместные и иностранные предприятия) и общественные организации. В тех организациях, которые не были подключены к сети Интернет, это объясняли в основном отсутствием заинтересованности, а также высокой стоимостью подключения и ежемесячной оплаты.

Очень важное значение использования ИКТ имеет в сфере государственного управления. В Узбекистане уже сформированы реестры государственных информационных ресурсов и систем, а также базовых интерактивных услуг государственных органов, направленных на создание и повышение информационного взаимодействия между государством и населением, а также хозяйствующими субъектами, развитию систем электронного документооборота между различными органами государственной власти, министерствами и ведомствами, предприятиями, что повышает эффективность, скорость обмена и обработки информации и данных.

Так, например, за последние два года органы государственного управления усиленно оснащаются компьютерной техникой, и в среднем по республике обеспеченность компьютерной техникой на 1 января 2014 года составила 70,2 единицы на 100 служащих. Во всех органах государственного управления имеется подключение к сети Интернет. Повышается уровень владения государственными служащими современными информационными технологиями, включающими в себя навыки пользования компьютерной техникой и периферийным оборудованием.

В то же время актуальным остается вопрос оснащенности государственных органов более современными компьютерами. Это относится, в частности, к хокимиятам, где замена старой компьютерной техники на новое оборудование происходит относительно медленными темпами. Необходимо также активнее внедрять полноценные системы электронного документооборота, так как в настоящее время доля безбумажного документооборота государственных органов в межведомственном обороте остается очень низкой и составляет всего 21 %.

Говоря о государственных интерактивных услугах можно отметить, например, то, что в настоящее время определенную информацию каждый пользователь сети Интернет может получить через Правительственный портал, который был разработан и размещен в сети Интернет в 2003 году, что, безусловно, способствует еще большему углублению и расширению взаимодействия между государством и обществом. На сегодняшний день все 61 орган государственной власти и управления имеют свои веб-сайты. Вместе с тем, в обзоре, в частности, отмечается, что в целом почти у 57,7 % веб-сайтов органов государственной власти и управления отсутствует режим еженедельного обновления информации о текущей деятельности ведомства.

В Республике Узбекистан принят ряд правительственных постановлений, направленных на внедрение и развитие электронной коммерции. В частности, постановления Кабинета Министров от 30 января 2007 года под № 21 «О мерах по развитию электронной коммерции» и от 12 июня 2007 года под № 120 «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции».

Также в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 2008 года под № 102 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Узбекистан» предусмотрено приравнивание выписок («электронных чеков»), полученных в транзакциях системы электронной коммерции, к чекам банковских терминалов. Порядок платежей и налогообложения по корпоративным пластиковым картам юридических лиц применяется в процессе осуществления платежей за товары и услуги юридическими лицами через системы электронной коммерции. Это, в свою очередь, служит точному определению круга субъектов, то есть участников розничной платежной системы электронной коммерции, обеспечению ведения и контроля соответствующих расчетов осуществляемых транзакций, увеличению числа пользователей системы электронной коммерции и электронной цифровой подписи.

Расширяются масштабы использования ИКТ в здравоохранении, в частности, пользователи сети могут получить доступ к последним новостям в области медицины, к электронному каталогу организаций сферы здравоохранения и медицины всех регионов Узбекистана, обмениваться опытом, обсуждать актуальные проблемы, получать консультации в том числе в системе международных консультаций.

Самое широкое применение в Узбекистане находят ИКТ в области образования. Так, Министерством народного образования проводится масштабная работа по оснащению общеобразовательных школ компьютерной техникой, выводу из эксплуатации устаревших моделей компьютеров. Для этого привлекаются займы и гранты международных финансовых институтов (в том числе Азиатского Банка Развития). В системе Центра среднего специального, профессионального образования суммарное количество компьютеров в средних специальных учебных заведениях составляет около 30,7 тысячи, или 2,6 и 4,7 компьютера на 100 учащихся в профессиональных колледжах и академических лицеях соответственно. Число студентов, активно использующих сеть Интернет, выросло на 83 процента и составило более 52 тысяч. Все высшие учебные заведения объединены в единую корпоративную сеть. Создаются информационно-ресурсные центры при ВУЗах, общее количество компьютеров в которых составляет более 3,6 тысячи. Активное развитие ИКТ требует соответствующего количества высококвалифицированных специалистов. Создана соответствующая система подготовки и переподготовки кадров. В целях улучшения системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИКТ на уровне международных стандартов для отраслей и сфер экономики республики Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ) начал обучение по таким новым направлениям, как компьютерный инжиниринг, программный инжиниринг, телекоммуникационные технологии, телевизионные технологии, а также экономика и менеджмент в сфере ИКТ. Также в 2014 году в университете были открыты два новых направления магистратуры: управление системой «Электронное правительство», информатизация и библиотековедение. Эти новые направления открыты, исходя из растущей потребности на специалистов этих сфер, особенно с учетом развития системы «Электронное правительство» в стране. С 1 октября 2014 года в Ташкенте начал свою деятельность Корейский Университет Инха в г. Ташкенте. В нем ведется обучение и подготовка специалистов по таким направлениям, как компьютерный и программный инжиниринг, а также инжиниринг компьютерных сетей. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, проблема обеспечения квалифицированными кадрами, особенно в части программирования, остается актуальной. Например, среди объективных причин недостатка квалифицированных программистов называются недостаток или отсутствие узконаправленной специализированной подготовки программистов, а также отток квалифицированных кадров за рубеж. Также необходимо обратить внимание на то, что вузы Узбекистана дают в основном только фундаментальные знания, и зачастую выпускники не готовы работать в реальном секторе с реальными приложениями сразу после окончания учебного заведения. Многие выпускники не обладают достаточным уровнем знаний, требующимся для начала работы. Большинство компаний сталкиваются с проблемой необходимости дополнительного обучения молодых сотрудников. Программы многих высших учебных заведений зачастую являются неактуальными и не соответствуют спросу на рынке [5].

В системе подготовки специалистов в области разработки ПО также присутствуют коммерческие учебные центры, которые осуществляют подготовку, переподготовку и сертификацию, в том числе по международно-признанным программам сертификации, и обеспечивают более высокий уровень. При проекте ПРООН «Политика ИКТ» (ICTP) действует служба волонтеров по ИТ, где организовано обучение студентов ташкентских вузов современным технологиям программирования с целью дальнейшего оказания содействия ими в использовании потенциала информационных технологий некоммерческим организациям, государственным учреждениям, учебным заведениям.

Значительная часть обзора посвящена индустрии производства программного обеспечения в Узбекистане, которая характеризуется высоким уровнем профессиональных навыков программистов наряду с относительно низким уровнем оплаты их работы, а также невысокими расходами на поддержку производственной инфраструктуры. На 1 января 2014 года на рынке производства ПО Узбекистана зарегистрировано 312 предприятий-производителей программных средств, а общее количество специалистов, занятых в индустрии разработки ПО, составляет, по экспертным оценкам, порядка 10 тысяч человек.

С каждым годом расширяется спектр продукции местных разработчиков ПО и, наряду с дистрибуцией программного обеспечения известных фирм-производителей и его внедрением, разрабатываются новые отечественные программные продукты, способные конкурировать с зарубежными аналогами. При этом наиболее востребованными на рынке остаются программные продукты для поддержки бухгалтерского учета, платежных систем, функционирования банковской инфраструктуры.

Важным условием развития рынка информационных услуг и индустрии производства программных продуктов и информационных технологий является формирование режима наибольшего благоприятствования в масштабе всей страны. Основными задачами данного направления являются:

 предоставление государственных льгот и преференций;

 создание условия для привлечения инвестиций;

 создание благоприятного правового режима для развития информационных услуг и производства программных продуктов, информационных технологий, в том числе путем создания свободных научно-технических зон (технопарков);

 оказание содействия экспорту программных и информационных продуктов;

 формирование национальных информационных ресурсов в сети Интернет;

 информатизация публичных учреждений, таких как библиотеки, архивы, музеи, собрания культурных ценностей, содействие сохранению документальных записей;

 обеспечение охраны прав на интеллектуальную собственность;

 создание пунктов публичного доступа через информационные сети к научным знаниям и публикациям, информации, относящейся к публичному достоянию [6].

Реализация этих задач будет способствовать развитию рынка информационных ресурсов и услуг, обеспечению доступа граждан к информации и знаниям, активному участию населения при формировании национальной информационной системы.

Литература:

  1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.
  2. Обзор развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане 2013–2014. Проект «Политика ИКТ» ПРООН и Правительства Республики Узбекистан.
  3. Концепция развития информатизации в Республике Узбекистан от 12 мая 2005 года.
  4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп. М: Прогресс, 1966. 462 с.
  5. Цымбал В. П. Информатика и индустрия информации / В. П. Цымбал. Киев: Выща школа, 1989. 160 с.
  6. Василенко Л. А. Рынок информационных услуг: учебное пособие / Л. А. Василенко / Российская академия гос. службы при Президенте РФ. М: РАГС, 1996. 78 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle