Библиографическое описание:

Саутбаева С. Б. Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод личности в Республике Казахстан // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 623-626.



Современный этап развития общества характеризуется мировым экономическим кризисом. «Глобальный кризис затронул многие страны мира. Поэтому важным на данный момент является обеспечение в стране социальной стабильности, занятости населения, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо повышать благосостояние народа и развивать социально-экономическую политику» — отметил Глава государства Республики Казахстан в обращении к народу Казахстана.

С принятием Конституции Республики Казахстан, расширились сферы конституционного регулирования социально-экономического положения личности, и стали содержать специальные нормы о праве обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Однако эти нормы не всегда реализуются по определенным причинам, но в демократическом и правовом государстве есть возможность субъектам экономических прав и свобод защитить свои права и интересы.

Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности и другие экономические права и свободы. Но данное утверждение не может быть абсолютным, так как может быть ограничено законом. Однако как сама возможность ограничений, так их характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РК, где закрепляется (ст. 39), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Данное конституционное положение подкреплено нормами международного права, в соответствии с которыми при осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом и необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной безопасности, территориальной целостности, публичного порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья и нравственности населения, удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе с другими правами признанными этими нормами (п. 2 ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного Пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.). При защите экономических прав и свобод важное значение имеет различные государственные институты, которые в определенной степени в процессе своего функционирования определяют направления реализации и защиты, экономических прав и свобод. Реализация провозглашенного в Конституции РК приоритета прав и свобод личности потребовала создание эффективного механизма их защиты, ядром которого является казахстанское правосудие как важнейшая конституционная гарантия экономических прав и свобод.

Социальные права человека это одна из категорий конституционных прав, определяющая возможность получения от государства или при помощи государства благ в сфере социального обеспечения, охраны здоровья, образования вне рыночных отношений. Реализация данных прав непосредственно связана с государственным перераспределением национального дохода. Важнейшим основанием выделения социальных прав человека как самостоятельной категории прав является то, что они предполагают возможность человека получить указанные блага не через рыночные механизмы, а через механизм государственной распределительной политики.

Право на социальное обеспечение, как неотъемлемое естественное право человека, имеет место в связи с наступлением определенной жизненной ситуации, с которой закон связывает возникновение субъективного права у лица требовать от правообязанного субъекта предоставления того или иного вида социального обеспечения. Возникновение права у граждан требовать от государственных органов, работодателей, накопительных пенсионных фондов, страховых организаций предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, компенсаций, льгот, государственной адресной социальной помощи может иметь место в связи с фиксацией в определенном порядке наличия тех или иных социально значимых юридических фактов уполномоченными органами. Конституция Республики Казахстан в ст. 28 устанавливает лишь минимальный перечень социальных фактов в связи, с наступлением которых гарантируется предоставление социального обеспечения — это возраст, инвалидность, потеря кормильца, перечень иных оснований устанавливается законами республики.

Конституция РК закрепляет еще ряд социальных прав, не охватываемых социальным обеспечением, это право на жилище, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, право на бесплатное образование (статья 30), на охрану здоровья, которое предполагает предоставление бесплатного гарантированного объема медицинской помощи.

Международные стандарты социальных прав закреплены в статьях 22, 25, 26 Всеобщей Декларации прав человека. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах в числе социальных прав закрепляет право семьи на охрану и помощь, право каждого на достаточный уровень жизни, на охрану здоровья и образование.

Формулировка статей о социальных правах Конституции Республики Казахстан построена таким образом, что нормы подробно регламентируют содержание социальных прав, но меньше внимании уделяется механизмам их реализации, оставляя этот вопрос для регулирования текущим законодательством. Конституционный перечень основных социальных прав в зарубежных странах, в том числе странах с разными моделями социальной политики, практически одинаков. При этом в конституциях одних государств социальные права человека увязаны с соответствующими задачами государства (Италия, Испания), в других механизм реализации этих прав не раскрывается.

В Республике Казахстан со второй половины 90-х годов 20 в. общество было поставлено перед необходимостью наряду с проводимыми экономическими преобразованиями начать осуществлять социальные реформы, которые бы отражали в полной мере состояние и возможности бюджетного финансирования мероприятий по социальному обеспечению, и не ущемляли конституционных прав граждан на гарантированность предоставления социального обеспечения.

Говоря о перспективах реформы системы социального обеспечения в Республике Казахстан, следует отметить направление ее адресности. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана определена адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах, указывается, что «мы будем продолжать нашу политику адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в защите, но решать именно на рыночных принципах.Нужно помогать тем, кто действительно нуждается. Нуждаются многодетные, малообеспеченные семьи, инвалиды, им мы и должны помогать. А социальная поддержка остальных граждан заключается в том, чтобы создавать рабочие места». [4]

На реализацию социальных прав человека влияет целый ряд факторов, одни из них объективны, другие субъективны. Что касается связи социальных прав с имеющимися у государства экономическими возможностями, такая связь существует. Но было бы неверно абсолютизировать ее, «привязывать» реализацию социальных прав к объективным условиям. В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 года № 18/2 Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан, указывается, что пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан в части слов «Республика Казахстан утверждает себя социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1] означает, что Республика Казахстан стремится к выполнению роли социального государства в соответствии с реальными возможностями государства. Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией. Однако, в рамках одних и тех же объективных экономических возможностей степень реализации социальных прав может существенно варьироваться в зависимости от субъективных факторов: оперативности государственного управления, компетентности управленческого персонала, качества планирования и прогнозирования, слаженности бюджетного механизма, взаимодействия ветвей и уровней власти.

Социальные права возведены законодателем в Республике Казахстан в ранг конституционных, а это означает, что конституционные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Конституционные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином и составляют ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы, являются основными не только по форме, поскольку закреплены в Основном законе, но и по содержанию. В Основном законе закреплены те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и государства.

Конституционное право Республики Казахстан содержит многоуровневую систему норм, направленных на закрепление, реализацию и защиту социальных прав человека. Конституционные социальные права получили свое развитие в законах и подзаконных актах. Законодательство закрепляет корреспондирующие социальным правам обязанности органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация социальной политики и, соответственно, социальных прав граждан закрепляется как функция соответствующих органов в конституционном законе «О Правительстве РК», в законе «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» и иных законодательных актах.

Такие формы работы органов власти, как общественные приемные, «телефоны доверия», социологические исследования, контакты со средствами массовой информации и общественными объединениями, как показывает практика, позволяют в значительной мере улучшить ситуацию с социальными правами населения, выявлять и оперативно реагировать на возникающие проблемы, оптимально распределять имеющиеся финансовые ресурсы. Кроме того, органы власти вправе координировать и поощрять участие юридических лиц, предпринимателей в решении социальных проблем территории.

Исходя из этого можно утверждать, что многие проблемы реализации социальных прав человека связаны с излишней политизированностью социальных проблем. По поводу такой особенности социальных прав, как общий, декларативный характер их формулировок, можно сказать следующее. Конституционные формулировки социальных прав действительно являются весьма общими, без указания тех конкретных благ, на которые может рассчитывать человек. Но содержание социальных прав конкретного лица, способы реализации этих прав, условия, при которых человек вправе претендовать на государственную помощь — все эти вопросы регулируются текущим законодательством на основе общих конституционных норм.

Таким образом, конституционные социальные права можно рассматривать не только как непосредственно действующие субъективные права человека, но и как обращенное к законодателю требование. Необходимо сказать также о субсидиарности как одной из основных характеристик социальных прав. Принято считать, что в условиях рыночной экономики государство оказывает социальную помощь лишь тем лицам, которые самостоятельно не способны обеспечить себе достаточный уровень жизни. В целом с этим можно согласиться, поскольку социальное государство основывается на принципе личной ответственности человека за свое благополучие, а социальная помощь оказывается только тогда, когда лицо по объективным причинам не способно обеспечить себе своим трудом достойный уровень жизни. Если государство полностью снимает с человека личную ответственность за его уровень жизни, оно, только лишь подавляет созидательный потенциал личности, устраняет мотивацию к раскрытию и развитию ее способностей, отступая, таким образом, от истинного предназначения социального государства.

Дискуссионным является вопрос о возможностях судебной защиты социальных прав. В научной литературе широко представлена точка зрения о том, что закрепленные в конституции социальные права человека — это лишь моральная обязанность государства, своего рода «пожелания», не порождающие юридической обязанности государства, поскольку государство может просто не иметь возможности предоставить каждому гражданину жилье, работу и другие блага. Отсюда делается вывод о невозможности судебной защиты социальных прав. Тем не менее, практика показывает возможность судебной защиты социальных прав. Споры, связанные с социальными правами, рассматривается судами общей юрисдикции. Поэтому необходимо сделать такое уточнение: в судебном порядке можно защитить социальное право, основанное на законе, а не требование общего характера об обеспечении «достойной жизни». Дело в том, что социальные права, как и другие категории конституционных прав, следуя логике «от абстрактного к конкретному», «разворачиваются» от самых общих программно-целевых норм Конституции и, проходя несколько уровней конкретизации в Конституции, законах, подзаконных актах, в итоге превращаются в конкретные субъективные права, порождающие конкретные правоотношения. Поэтому, когда речь идет о судебной защите социальных прав, необходимо уточнить уровень конкретизации этих прав. Имея определенную специфику, социальные права органично вписываются в систему прав и свобод человека и гражданина, подлежат реализации и защите наравне с другими категориями прав.

Конституционный Совет Республики Казахстан в постановлении от 28 октября 1996 года «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан» указал: «что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в пункте 3 статьи 39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-экономических возможностей государства».

Республика Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Как и экономические права, социальные права также требуют сбалансированного подхода к их реализации. Необходим баланс между государственными гарантиями и личной ответственностью человека в социальной сфере, именно такой баланс отвечает сущности социального государства. Социальное государство призвано обеспечивать не только минимальные гарантии для нетрудоспособных лиц, но и способствовать реализации тех прав, которые ведут к прогрессу всего общества, являются «инвестициями в будущее»: право на образование и охрану здоровья.

Предпосылкой эффективности социальных прав является полноценная реализация экономических прав и свобод, поскольку личная ответственность человека за свое благополучие реализуется именно через экономическую активность, т. е. через реализацию своих экономических прав.

Литература:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г.
  2. Закон Республики Казахстан от 20.12.1991 «О гражданстве Республики Казахстан».
  3. Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» (с изменениями по состоянию на 03.07.2013 г.)
  4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» 30 ноября 2015 г.
  5. Абылхожин Ж. Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ века. — Алматы, 2000.
  6. Берденова К. А. Общая и экономическая история Казахстана. — Алматы, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle