Библиографическое описание:

Маматов М. А. Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 353-359.



В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: глобализация, экономическая политика, инновационный путь развития, экономический рост, инновация, стратегия, инвестиционная привлекательность, модернизация.

В настоящее время формируется новая парадигма развития мирового хозяйства на базе использования инноваций. Республика Узбекистан не может игнорировать эти процессы и должна обеспечить активизацию инновационных процессов во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве. Переход к инновационному типу развития обусловлен не только необходимостью решения накопившихся проблем в аграрном секторе экономики Узбекистана, но и стоящими перед данной отраслью задачами. Инновационная деятельность в современных условиях является основным фактором развития сельского хозяйства, максимальное использование которого в нашей стране является единственным путем обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса.

В условиях нарастающего динамизма социально-экономических изменений и усиливающегося давления мировой экономики наша страна должна в кратчайший срок осуществить ускоренный переход на инновационный путь развития сельского хозяйства, восстановить данную стратегически значимую отрасль экономики на качественно новой технико-технологической основе, отвечающей современным тенденциям. В противном случае наш аграрный сектор безнадежно отстанет и окончательно потеряет конкурентоспособность.

Необходимость перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития не вызывает сомнения и признается как основной приоритет на всех уровнях управления государством. Перед аграрным сектором экономики Республики стоит исключительно сложная задача перехода от технологической деградации к постиндустриальному способу производства. По оценкам различных экспертов, в настоящее время инновационный потенциал агроэкономики Узбекистана используется только в пределах 4–5 %, хотя в США этот показатель превышает 50 %. Научно-технический прогресс и применение передовых технологий в сочетании с совокупностью организационно-экономических мер служат основой дальнейшего развития сельского хозяйства нашей страны.

В антикризисной программе решающими факторами преодоления негативных последствий кризиса в сфере реального сектора экономики республики определены меры по активизации процесса модернизации, технического и технологического перевооружения, внедрению современных гибких мини-технологий, расширению объемов реализации и освоению новых видов товаров и перспективных рынков сбыта продукции. Успешное решение поставленных задач предусматривает широкое использование новейших достижений научной и технической мысли. Невозможно обеспечить жесткий режим экономии, резкое снижение производственных затрат и себестоимости продукции без рационализации технологических процессов, использования новых экономичных материалов, электро- и энергосберегающих технологий. Таким образом, инновационная составляющая экономического роста должна стать весьма и весьма значимой.

Общепризнано, что именно инновационное развитие позволяет странам вырываться в лидеры мировой экономики, отстаивать и выигрывать конкурентную борьбу на международных рынках.

Сельское хозяйство для Республики Узбекистан является стратегической многофункциональной отраслью экономики, выполняющей важные для государства и социума функции. Экономическое значение сельского хозяйства заключается в возможности получения синергетического эффекта от развития данной отрасли за счет многообразных межотраслевых связей. Сельское хозяйство обладает мультипликативными свойствами и в условиях кризиса могло бы стать экономическим локомотивом страны, позволяющим задействовать практически неограниченные резервы роста ВВП Республики Узбекистан. «Принципиально важным приоритетом экономической программы на 2016 год и ближайшую перспективу является дальнейшее углубление реформирования и структурных преобразований в сельском хозяйстве, эффективного использования земельных и водных ресурсов» [1] отмечает Президент И. А. Каримов.

В результате реализации комплексных мер, по ускоренному переходу на инновационный путь развития сельского хозяйства, направленных на структурную трансформацию и диверсификацию отрасли, а также рациональное использование ресурсов, удалось сохранить тенденцию роста сельскохозяйственного производства на уровне в среднем 6,2 % за период 2005–2014 гг. По темпам развития сельскохозяйственного производства Узбекистан стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ.В 2005–2014 годи когда средные показатели экономического развития сельского хозяйства составлял России (3,8 %), Казахстана (4,2 %) и Украини (4,7), то Узбекистан (6,2 %) [4] стабилным высоким показателем экономического развития сельского хозяйства занял ведушое место среди стран СНГ и Мира.

«Формирование национальной инновационной системы предусматривает создание и развитие объектов инновационной структуры, инновационной активных территорий, развития системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности» [2]. Под инновациями в сельском хозяйстве, по нашему мнению, следует понимать инновации, затрагивающие непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых являются люди, машины и оборудование, а также элементы биосистемы (животные, растения и т. д.), существование которых в естественной природной среде (без участия человека) невозможно или возможно только с утратой базовых функциональных характеристик.

Специфика применения основных понятий теории инноваций к сельскому хозяйству заключается во вплетении ее технологических процессов в процессы, происходящие в природной среде, в участии в производстве живых организмов, которые могут также являться объектами инноваций. В соответствии с данным определением предложена уточненная классификация инноваций в аграрном секторе экономики по целевой направленности, которая основывается на учете специфики внутренних и внешних взаимодействий агропроизводственной системы и содержит три группы аграрных инноваций: 1) инновации, совершенствующие объекты производственных процессов; 2) инновации, совершенствующие взаимодействия внутри агропроизводственной системы; 3) инновации, совершенствующие взаимодействия с внешней средой функционирования сельского хозяйства

Вклад инновационной составляющей в экономический рост, измеряемый темпами прироста ВВП, в последние десятилетия в развитых странах неизменно возрастал. В США, например, доля этого фактора в обеспечении экономического роста увеличилась с 31,0 % в 1980-е годы до 34,6 % в начале нового столетия; в Японии соответственно с 30,6 % до 42,3 %. В странах Европы вклад «инновационного фактора» в среднем возрос с 45,5 % до 50,0 %, в том числе в Австрии и Германии в последние годы он составлял около 67 %, Финляндии и Швеции — 63–64 %, Франции — 58 %, Великобритании и Ирландии –50–55 %. «Тенденции развития инновационных процессов в сельском хозяйстве определяются в целом политической обстановкой в стране, ее экономической конъюнктурой и инновационным климатом, поэтому роль государства в урегулировании этих процессов слишком велика, чтобы ее недооценивать» [3].

Современное функционирование аграрного комплекса должно осуществляться под воздействием экономического механизма, направленного на создание научно-технологических, управленческих и организационных условий инновационного развития отрасли. Исследование рассматриваемого механизма позволяет сформировать следующее его содержание.Экономический механизм инновационного развития АПК — это система взаимосвязанных форм и способов организации и стимулирования НИОКР, развития бизнеса в научно-технической сфере АПК и государственной поддержки на всех стадиях процесса на основе взаимного партнерства его участников с целью повышения социально-экономического и инновационного развития сельскохозяйственного производства.

В соответствии со стратегией инновационного развития АПК формирование экономического механизма должно осуществляться по следующим направлениям:

 создание систем нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;

 программно-целевое управление развитием инновационной деятельности в АПК на региональном уровнях;

 развитие государственно-частного партнерства.

Исследование содержания экономического механизма инновационного развития АПК позволяет выделить в нем совокупность институциональной, инструментарной, методической и нормативно-правовой компоненты, каждая из которых определяет собственные формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности в аграрном производстве, а также направления решаемых основных задач, среди которых: стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов по всей цепочке формирования агроинноваций; развитие потенциала хозяйствующих субъектов (инновационного, технологического, кадрового, научного, экономического ит.д.); повышение инвестиционной привлекательности отрасли; развитие инфраструктуры и рынков сбыта продукции АПК.

Эффективным вариантом в организации и стимулировании инновационной деятельности в сельском хозяйстве должно стать активное участие государственного капитала на принципах государственно-частного партнерства, которое определяет использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в развитии инновационных процессов, позволяет объединять ресурсы, распределять прибыли и риски, способствует формированию конкурентной среды и одновременно — более эффективному использованию бюджетных средств.

Исследование зарубежного опыта показывает на то, что процесс инновационного развития в аграрном секторе должен начинаться со стимулирования научно-исследовательской деятельности отраслевых НИИ путем предоставления им льгот, создания условий интеграции бизнеса, вузов и научно-исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями, работающими по государственной научно-технической тематике в сфере АПК в рамках национальных программ.

Воздействующая роль экономического механизма позволяет определить систему форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве. В ходе исследования предлагается следующая их классификация, которая в отличие от существующих подходов основывается на принципах развития государственного и частного партнерства.

Таблица 1

Формы испособы организации истимулирования инновационной деятельности всельском хозяйстве[1].

Государственно-частное партнерство

Экономический механизм

Направления

Форма

Способ

Государственный уровень

Рыночный уровень

Финансовая составляющая

Налоговое стимулирование

– налоговые льготы, в т. ч. для отраслевых НИИ;

— амортизационная политика

– налоговый кредит;

— амортизационный фонд;

— капвложения

Таможенное стимулирование

Таможенное оформление

Тарифные льготы

Субсидирование

Прямое финансирование

(субсидии, дотации, займы)

Фонды внедрения инноваций

Кредитование

Беспроцентные ссуды

Льготные кредиты

Венчурное финансирование

ПИФы особо рисковых (венчурных) инвестиций

Инвестиционные, венчурные фонды

Организационно-предпринимательская составляющая

Контракты и заказы в сфере НИОКР

Государственный инвестиционный заказ

– лизинговые отношения;

— инновационные малые предприятия

Информационная поддержка

Учет, поддержка участия и представления результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности

– инновационные центры, консультационные службы;

— базы данных научно-технической информации

Интеграция науки — вузов –бизнеса

– кластеры;

— особые экономические зоны;

— подготовка инновационных менеджеров по госзаказу;

— повышение квалификации управленческих кадров

– бизнес-инкубаторы;

— долевая форма сотруднечества;

— агротехнопарки;

— мегапроект;

— технологические платформы

Административно- правовая составляющая

Федеральные и региональные программы

Совершенствование законодательной базы

Административное регулирование

Как видно из данной классификации, количество форм достаточно многообразно и как следствие еще более обширно поле принимаемых управленческих решений по выбору способов организации и стимулирования инновационной деятельности. Важно отметить, что каждый из них обладает самостоятельностью и целевой направленностью, но все они должны быть взаимодополняющими в рамках развития государственного и частного партнерства в инвестировании отрасли.

Внедрение новых производственных технологий следует считать основным направлением инновационного развития сельского хозяйства. Технологическая модернизация земледелия является основным фактором повышения эффективности всего сельского хозяйства и должна быть направлена на внедрение ресурсосберегающих технологий. Успешное применение технологий сберегающего земледелия в различных агроклиматических условиях Республики Узбекистан подтвердило их универсальную применимость. Одно из главных условий успешного освоения ресурсосберегающих технологий — комплексный подход к управлению процессом их внедрения, который был разработан на основе зарубежных рекомендаций по внедрению ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве путем их адаптации к условиям применения в сельском хозяйстве Узбекистана и к особенностям восприятия руководителями и специалистами дехканских и фермерских хозяйств.

Комплексный подход к управлению процессом внедрения ресурсосберегающих технологий предполагает системную работу по четырем основным направлениям: оптимизация производственной структуры, совершенствование технологической системы предприятия, модернизация материально-технической базы производства и применение современных организационно-управленческих инноваций. Комплексный подход предусматривает системную работу по всем направлениям внедрения ресурсосбережения. Только в этом случае предприятие может рассчитывать на получение синергетического эффекта, выражающегося в сохранении и возобновлении природных ресурсов; экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов; повышении плодородия почвы и урожайности культур; повышении эффективности и устойчивости производства.

Переход к ресурсосберегающим технологиям предусматривает пересмотр и совершенствование производственной структуры предприятия. Это связано с необходимостью оптимизации продуктового набора предприятия, включения в севооборот наиболее эффективных сельскохозяйственных культур, проведения так называемой диверсификации. Освоение технологий возделывания новых видов технических и зернобобовых культур экономически целесообразно, что подтверждается результатами выполненных расчетов экономической эффективности разных культур и различных вариантов технологий их возделывания

Формирование механизма стимулирования инновационной модернизации сельского хозяйства страны и региона в частности предполагает решение следующих задач государственной научно-технической и инновационной политики: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его ресурсного воспроизводства; создание эффективной системы инновационной модернизации сельского хозяйства региона; развитие институтов коммерциализации и защиты результатов исследований и разработок; инновационная модернизация системы управления сельским хозяйством.

Конкретные элементы государственной поддержки формирования инновационной системы:

 увеличение целевой поддержки исследований, связанных с национальными интересами и приоритетами, с глобальными проблемами, с долгосрочным прогнозированием последствий управленческих решений и внедрения новых технологий;

 расширение содействия научно-техническому развитию и инновационному процессу посредством введения льгот и преференций для частного сектора, инвестирующего в развитие науки и широко использующего инновации;

 стимулирование кооперации между субъектами инновационной деятельности, содействие в формировании партнерских отношений между участниками инновационной сферы;

 развитие институциональных условий и гарантий для эффективного развития научно-технической сферы и инноваций;

 формирование инновационных ориентиров в системе государственных целей, а также, поддержание их приоритета по отношению к другим целям;

 включение сферы инновационной деятельности в систему ключевых приоритетов обеспечения национальной безопасности государства.

 выбор перспективных направлений формирования и развития высоктехнологичных секторов экономики с учетом государственных интересов и интересов бизнес-структур в обеспечении на практике принципов частно-государственного партнерства;

 формирование и реализация крупных инновационных проектов, направленных на создание новых сегментов инновационной экономики на основе обеспечения устойчивого позиционирования отечественных бизнес-структур на мировом рынке;

 реализация образовательных программ для подготовки специалистов высокой квалификации, повышения квалификации на базе создаваемых научно-образовательных центров.

Анализ опыта действия механизма стимулирования повышения восприимчивости сельскохозяйственного производства к нововведениям, проведенный в работе, показывает, что общность подходов государственной научной политики в странах с развитой рыночной экономикой заключается в том, что в качестве важнейших инструментов экономического стимулирования научно-технического прогресса выступают кредитные, налоговые, амортизационные, ценовые, страховые и другие рычаги, включая прямое бюджетное финансирование НИОКР. Используемый набор льгот и стимулов, реализуемый через законодательные акты, отличает целенаправленный характер и строго конкретную адресность.

Отдельные элементы государственно-правового обеспечения развития инновационных процессов могут быть использованы при разработке отечественного механизма стимулирования повышения восприимчивости сельских товаропроизводителей к освоению инновационных достижений, что будет способствовать созданию условий эффективного ведения агропромышленного производства.

Основные направления развитие инновационной деятельности в Республике Узбекистан соответственно, на коренной подъем сельскохозяйственного производства является:

1) формирование более широкого слоя дехканских и фермерских хозяйств, заинтересованных и способных реализовывать инновации;

2) создание в регионах единых информационно консультационных и обучающих систем, обеспечивающих доведение новых знаний до всех дехканских и фермерских хозяйств, способных осваивать инновации;

3) проведение систематизированной оценки всего научного потенциала аграрной науки, выявление и сосредоточение основных ее усилий на перспективных научных направлениях деятельности;

4) проведение ранжирования всех потенциальных потребителей новшеств из общего числа фермерских хозяйств регионов и выделение наиболее активных из них для реализации первичного освоения в производстве имеющихся научных достижений;

5) содействие развитию современного сельскохозяйственного машиностроения, продукция которого позволила бы совершить качественный переход в технике и технологии сельскохозяйственного производства.

Литература:

  1. Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. Газета Народное слово.2016 год. 16 январь.
  2. Акрамов Акмал «Роль и значение свободных экономических зон в инновационном развитии экономики Узбекистана». Основные направления дальнейшей модернизации и повешения конкурентоспособности национальной экономики. VII Форума экономистов. Т.: ИПМИ. 2015.-С.201.
  3. Шодиева Д. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности. Ж-ль “Иктисодиёт ва таълим” № 1. 2014 год.- С. 57–60.
  4. Российский статистический ежегодник 2014.

[1]. Разработано на основе исследования автора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle