Библиографическое описание:

Сапарбаев Б. Х. Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал» в отечественной и зарубежной историографии // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 656-659.



 

На встрече с учеными-историками Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркнул, что «в пору вступления нашей государственности в период резкого поворота нужно нам четко определить свое место во времени и пространстве, знать своё генеалогическое древо, знать, кто мы есть» [1, с. 252]. По мнению главы государства, «когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не хватает анализа, опирающегося на глубокую научную основу, четкого подхода в определенных вопросах. Говоря научным языком, нет целостной концепции. Самосознание начинается со знания истории. Эту истину, не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственной политики». Далее он подчеркнул, что «государственность в настоящее время является важным политическим вопросом».

Мы должны донести до людей истину путём разъяснения исторических событий, деятельности исторических личностей. Ибо идеология нашего общества, формируемая нами, также получает подпитку в исторических источниках.

Одним словом, необходимо, чтобы создание правдивой научной истории нашего государства и нации стало для широкой общественности очень важной и актуальной задачей.

В свете высказанного актуальной является изучение произведений выдающихся ученых Хорезма Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал».

В 1806 году по поручению хивинского хана Эльтузара Мунис приступил к составлению труда по истории Хорезма «Райский сад благоденствия (счастья)» — «Фирдавсул-икбал», который имеет второе название — «Книга счастья» — Икбал-наме; при этом, в соответствии с установившимися традициями историографии, он использовал расспросы современников второй половины XVIII века. Мунис успел довести изложение событий до 1812 года, а затем по распоряжению Мухаммад Рахимхана переключился на перевод с персидского на узбекский язык сочинения Мирхонда «Раузат ас-сафа». За этой работой Муниса и застала смерть, последовавшая в 1829 году от холеры.

В 1839 году Мухаммад Риза-мираб Агахи получил от Аллакулихана указание продолжить труд Муниса по истории Хорезма. Ко времени смерти Аллакулихана Агахи успел довести своё повествование до истории царствования хана Мухаммад Рахима и начать историю царствования Аллакулихана (до 1827 года).

В результате продолжения Агахи труда Муниса образовалось сочинение Муниса-Агахи, известное под названием «Фирдавсул-икбал» («Райский сад счастья») или «Икбал-наме («Книга счастья», повествующее об истории Хивы до царствования Мухаммад Рахимхана включительно.

Труды Муниса и Агахи обратили на себя внимание ещё современных исследователей, положивших начало их изучению, равно как и выяснению биографических данных об авторах. Сведения о Мунисе привел Вамбери (по недоразумению усматривавший в Мунисе–мирабе двух братьев; поэта и переводчика), но первые достоверные известия о нём принадлежали ученым, установившим с течением времени, что под литературным прозвищем Муниса скрывался Шермухамад, известный и как автор пятистиший (мухаммес) на газели других поэтов, а также собственных газелей.

Впервые рукописи Муниса — Агахи были обнаружены А. Л. Куном в 1873 году в ханском дворце, и он тогда же дал сведения о них [4, с. 47–58].

Именно труд Муниса — Агахи имел в виду В. В. Бартольд, когда отмечал, что во время похода 1873 года А. Л. Куном «были приобретены некоторые рукописи, впоследствии купленные у его наследников Азиатским музеем Академии наук. В числе их находится полный экземпляр официальной истории ханства, составленной в XIX веке, несколькими авторами и доведенной до 1872 года», который «остаётся неизданным и ещё никем не был использован» [2, с. 57].

Сам А. Л. Кун в неопубликованном обзоре своих сборов во время хивинской экспедиции 1873 года писал, что обнаруженное им сочинение Юнуса-мираба по истории хивинских ханов заслуживает «особого внимания потому, что она составлялась со времени основания настоящей династии Эльтузархана и, кроме того, представляет сведения об истории за все прошедшее столетие, о котором у нас весьма отрывочные сведения. В ней записаны все важнейшие события в ханстве. При отсутствии до сего времени положительных сведений о ханстве книга Юнуса-мираба помогает разрешить не один исторический вопрос о хивинских ханах. Книгу Юнус-мираба продолжили и продолжают вести его потомки» [5].

По рукописи («исторической летописи») Шермухамада Муниса А. Л. Кун составил своих заметки о Хивинском ханстве с кратким изложением событий со времени Абулгази до Мухаммад Рахимхана.

В научном плане вслед за А. Л. Куном первым воспользовался трудами Муниса и Агахи В. В. Бартольд, которому мы обязаны и введением в научный оборот известий Агахи, «имеющих отношение к русским». Позднее Бартольд отметит, что «подробные хроники Муниса и Агахи…, вероятно, надолго останутся основой наших сведений по истории Хорезма за три последние столетия». Хрониками этими пользовались и более поздние хорезмские авторы, как, например, мулла Бабаджан в «Тарих-и Хорезм-шахи».

На труды Муниса и Агахи обратил также внимание В. Л. Вяткин, в рукописном собрании которого имелись рукописи Муниса-Агахи «Фирдавсул-икбал» и Агахи «Зубдат ат-таварих» и «Гульшен-и-девлет».

Сводный узбекский текст «Фирдавсул-икбал» был подготовлен к печати Бартольдом, но не увидел света.

Извлечения из сочинения «Фирдавсул-икбал» были переведены П. П. Ивановым и опубликованы в 1938 году в сборнике документов «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [8, с. 355–426].

П. П. Иванов назвал труд Муниса и Агахи «главнейшим источником по истории Хивинского ханства XVIII-XIX вв». [3, с. 56].

Ю.Юсупов подготовил избранные произведения Муниса на узбекском языке в 1957 году [11]. Н. М. Маллаев защитил кандидатскую диссертацию о творчестве Муниса [6].

Извлечения из сочинения «Фирдавсул-икбал» были опубликованы в 1969 году в сборнике документов «Материалы по истории казахских ханств –XV-XVIII веков» [7, с. 431–475].

«Фирдавсул-икбал», помимо исторических, экономических и политических сведений, содержит множество ценнейшего материала, касающегося культурной и литературной жизни. В книге содержатся ценные сведения о таких известных поэтах и писателях, как Вафои, Саид Мухаммад Ахунд, Равнак, Кирами, Мирзо Масих Бухари. Здесь также приводятся важные факты, касающиеся их жизни и творчества. Кроме того, в произведении дано множество стихотворений, написанных в форме месневи, китъа, рубаи, касыды, бейта, содержание которых непосредственно связано с освещаемыми историческими событиями. В книге говорится и о различных сооружениях, возведенных в те времена, отмечается дата каждой постройки и её цель.

С данной точки зрения «Фирдавсул-икбал» представляет собой важнейший источник не только при изучении исторических событий, но и в деле исследования и освещения культурной и литературной жизни того периода, когда создавалась книга. Несмотря на свою специфику в качестве исторического произведения, в нём содержится немало преданий, народных пословиц, афористических изречений, а также целый ряд стихотворных жанров. В этой связи повышается литературно-художественная и историко- просветительская значимость данного произведения.

Художественное наследие Агахи представляет собой бесценный источник, из которого черпают духовную силу многие поколения людей.

Данное произведение впервые было издано в сводной форме историком Ю.Брегелем с переводом на английский язык [10].Наконец, в 2010 году данное произведение в полном виде было представлено узбекским читателям [9].

Произведение “Фирдавсул-икбал” состоит из вводной части, пяти основных глав и заключения. Первая глава повествует о событиях, происшедших от времен Адама до Ноя.

Во второй главе говорится о времени господства монголов до воцарения кунградской династии.

Третья глава повествует о родителях Эльтузархана.

В IV-V главах идет речь о событиях, начиная с рождения Эльтузархана, о периоде его правления, правлении Мухаммад Рахимхана, вплоть до времени завершения данного произведения.

Уже названия глав произведения свидетельствуют о том, что в нем имеется множество ценнейших сведений по истории тюркских народов.

“Фирдавсул-икбал” представляет собой бесценный историко-литературный источник. Прославленные историографы Хорезма Мунис и Агахиприложили весь свой талант и умение при создании данного произведения.

Шермухаммад Мунис перенес на страницы истории семилетний период правления Мухаммад Рахимхана I. Данный период в истории Хивинского ханства отличался особой сложностью и неустойчивостью.

На долю Мухаммад Рахимхана I выпало осуществление таких важных задач, как укрепление целостности государства, формирование сильной государственной политики, преодоление таких отрицательных моментов, как сепаратизм, групповщина, предательство, усиление политической мощи страны, и он весьма достойным образом справился с этими вопросами.

Правитель в целях объединения племен и родов, обитающих в стране, совместного ведения государственных делучредил верховный совет.

Он также жестко отреагировал на политику отдельных стран, направленную на вмешательство во внутренние дела Хивинского ханства. В итоге его политика была признана рядом государств, с которыми были установлены дипломатические отношения. Была налажена торговля. Все более расширялась сфера экономических и культурных связей. Данное явление оказало положительное воздействие на экономику страны.

В связи с тем обстоятельством, что на территории Хивинского ханства проживали узбеки, туркмены, каракалпаки и целый ряд других народов,одной из актуальных задач всегда оставалось обеспечение национального согласия. Для разрешения данной проблемы правитель издал ряд важнейших указов. В своих военных походах он опирался на военачальников, имеющих отношение к указанным нациям. Однакотребования и потребности феодализма взывали к жизни проведение жесткой политики, осуществление захватнических действий. В этой связи Мухаммад Рахимхан I осуществлял свою деятельность в соответствии с принципами, характерными для правителей изучаемого периода.

Мунис, изображая события, происшедшие за семилетний срок деятельности правителя, старался постоянно быть объективным. Он правдиво осветил все злодеяния своего правителя, не утаив как положительных, так и отрицательных сторон. Изображая многочисленные нелицеприятные события, свою горечь выразил посредством поэтического повествования.

По свидетельству Муниса,правителю удалось добиться за первые семь лет своего правления определенной целостности во внутренней и внешней политике страны.

Агахи, завершая описание деятельности Мухаммад Рахимхана, поставил перед собой главной целью подробное и реальное освещение происходящих событий.

Перенося на бумагу историю Хивы, он навечно запечатлел и важнейшие грани истории проживавших в оазисе туркмен, каракалпаков и частично казахского народа. Историк правильно осветил отношение правителя к военачальникам из разных наций и народностей.

Многочисленные войны, феодальные распри, легшие тяжелым бременем на плечи простого народа, переданы историографом на основе реальных картин, в особенности посредством стихотворных отрывков. Наиболее впечатляющими получились изображения внешних вторжений и их последствий.

По заключению обоих историографов, Мухаммад Рахимхан I последовательно продолжил политику, разработанную его братом Эльтузарханом. Укрепил внешнюю и внутреннюю политику, оживил экономическую и культурную жизнь. Было построено множество ирригационных сооружений, а также возведены новые медресе, заложены города. В конце концов, были налажены хорошие отношения с соседним Бухарским эмиратом. Был положен конец раскольничеству Турамурада суфии из Кунграда. В стране царила относительно спокойная жизнь.

Создание произведения “Фирдавсул-икбал” послужило не только основой для появления истории Хорезма, но и внесло весомую лепту в обогащение староузбекского литературного языка, в развитие национальной прозы. Литературные жанры из его структуры, сведения о деятелях литературыстали для истории литературы весьма ценным источником. В процессе освещения исторических событий было записано множество этнографических сведений, приведены сведения о неповторимом животном мире региона. Многие слова, имеющие отношение к диалектам, топонимике, опомастике, стали важным источником для последующих поколений.

 

Литература:

 

  1.    Каримов И. А. Без исторической памяти нет будущего. — Ташкент: Узбекистан, 1998.
  2.    Бартольд В. В. Сочинения. Т.2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — М., 1964. –С.57.
  3.    Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии. XVI — середина XIX вв. — М., 1958. –С.56.
  4.    Кун А. Л. Поездка по Хивинскому ханству в 1873 году // Известия Русского Географического Общества, Петербург, 1874. т. Х. вып. 2 –С.47–58.
  5.    Личный архивный фонд А. Л. Куна // Институт востоковедения РАН (Архив востоковедов).
  6.    Маллаев Н. М. Опыт изучения жизни и творчества крупнейшего представителя узбекской литературы 1 половины XIX века Шермухамада Муниса. — Ташкент, 1964.
  7.    Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители С. К. Ибрагимов, Н. Н. Мингулов, К. А. Пищулина, В. П. Юдин. — Алма-Ата, 1969. — С. 431–475.
  8.    Материалы по истории туркмен и Туркмении. Труды Института Востоковедения. Том 2. Иранские, бухарские и хивинские источники. — М., 1938. –С.323–354; -С.355–426.
  9.    “Фирдавсул-икбал”. — Ташкент, 2010. (Подг. к изд.: Н.Жумахўжа, С.Рўзимбоев, А.Ахмедов)
  10. Шермухаммад Мунис Хоразмий ва Мухаммадризо мироб алмутахаллис бил Огахий. Фирдавс ул-иқбол. — Лейден, 1988.
  11. Шермухаммад Мунис. Избранные произведения. Подготовил к печати Ю.Юсупов. — Ташкент, 1957.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle