Библиографическое описание:

Логвинов С. А. Роль коммерческих банков в формировании и развитии региональных финансовых рынков // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 135-138.

Формирование регионального финансового рынка предполагает наличие в регионе развитой сети коммерческих банков, главное назначение которых – обеспечить перелив капитала, как на межотраслевом, так и на межрегиональном уровне. Региональные банки более близки к экономике региона и способны брать на себя региональные риски при размещении ресурсов. Производственная структура по стране такова, что во многих регионах из общего числа функционирующих предприятий и организаций подавляющее большинство относится к малым и средним. Задача региональных банков состоит не только в накоплении крупных инвестиционных ресурсов и активной работе на финансовом и фондовым рынках, а в расчетно-кассовом обслуживании и кредитовании текущей деятельности местных предприятий и организаций.

Эффективное регулирование регионального хозяйства предполагает систему рынков, главной задачей которых должно быть обеспечение кругооборота материальных ресурсов, кредитно-финансовых средств и информационных ресурсов, а также урегулировать экономические отношения между субъектами производства, обращения, непроизводственной сферы и населением региона. Система региональных рынков способствует движению как товара, так и капитала в товарной и денежной форме. Она обслуживает процесс регионального воспроизводства. Региональные рынки обеспечивают основным  и оборотным капиталом сферы производства и обращения регионального хозяйства. Через эти рынки региональное хозяйство обеспечивается трудовыми ресурсами, идет обмен экономической информацией.

Система региональных рынков является открытой. На нее оказывает влияние внутренняя и внешняя экономическая, социальная и политическая конъюнктура.

Эффективное развитие этой системы возможно при создании соответствующих социально-экономических условий, в том числе рациональной территориальной организации; формировании конкурентной сферы, действенного антимонопольного механизма; наличии развитой кредитно-финансовой системы, обеспечивающей надежное денежное обращение; благоприятной финансовой и налоговой политики; цивилизованных формах взаимоотношений хозяйствующих субъектов; развитии межрегиональных и международных экономических связей; действенном механизме государственного регулирования. С учетом сложившихся экономических связей в системе региональных рынков выделяют рынки средств производства, недвижимости, информации, труда и потребительский рынок.

Все региональные рынки тесно связаны как внутрирегиональными, так и межрегиональными связями.

Для регионального воспроизводства характерно взаимоувязанное движение материальных и финансовых ресурсов. Наличие финансовых ресурсов и структура их распределения в регионе предопределяют движение товарных потоков.

Формирование регионального финансового рынка  предполагает наличие в регионе развитой сети коммерческих банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и других кредитно-финансовых институтов, главное назначение которых — обеспечить перелив капитала как на межотраслевом, так и на межрегиональном уровне. Финансово-кредитные институты — не просто посредники между производственными предприятиями региона. Они выполняют важную функцию — функцию оборота финансово-кредитных ресурсов региона и являются катализатором деловой активности в регионе. Коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды способствуют направлению финансово-кредитных ресурсов в те сферы регионального хозяйства, которые дают наибольшую  отдачу и имеют быструю окупаемость.

 Важную роль в формировании и развитии региональных финансовых  рынков играют коммерческие банки. Они представляют собой центр финансово-кредитной системы региона, так как в них сосредоточены денежные ресурсы государственных и негосударственных предприятий, а также населения. Ссудные и инвестиционные операции банков обеспечивают  и движение товаров и услуг от производителей к потребителям, финансовую деятельность в регионе.

Структура банковской системы в регионе может быть довольно разнообразной. В нее могут входить мощные коммерческие банки с филиалами, размещенными в других государствах, небольшие банки, с помощью которых региональные органы управления могут обеспечивать финансирование внебюджетных фондов.

Главная задача коммерческих банков — стимулировать развитие хозяйствующих субъектов на основе кредитования, финансирования и расчетов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотных средств,  повышению рентабельности, укреплению расчетной дисциплины. Для осуществления этой задачи банки имеют широкий выбор объектов и сроков кредитования, процентных ставок и т.д.

Образование коммерческих банков в регионах началось с организаций: кооперативных банков. В конце 80-х — начале 90-х годов XX в. кооперативный сектор более подвижно отреагировал на потребности субъектов рынка. Тогда же на базе различных министерств и ведомств стали образовываться коммерческие банки, обслуживающие государственные предприятия, объединения, организации. При этом использовались денежные средства отраслевых министерств, сложившиеся связи между предприятиями внутри министерства. На основе денежных средств крупных предприятий создавались межотраслевые коммерческие банки и даже консорциумы банков. В последующие годы формирование системы коммерческих банков в регионах шло по двум направлениям: за счет преобразования специали­зированных банков и путем создания новых. Преобразования в различных регионах страны проходили по-разному, в зависимости от развитости финансово-кредитной системы каждого региона, соотношения государственного и негосударственных секторов и других факторов.

В последние годы одной из основных тенденций развития коммерческих банков стала концентрация банковского капитала, сопровождающаяся поглощением мелких и средних региональных банков крупными  московскими банками. Эта тенденция усилилась за счет того, что многие  региональные банки испытывали затруднения, связанные с общим экономическим кризисом, т.е. падением производства, неплатежами, сокраще­нием инвестиций, нехваткой оборотных средств. Региональные банки были вынуждены приспосабливаться к структурной перестройке банковской системы, ужесточающимся нормативными требованиями со стороны Банка России.

Действующие коммерческие банки не всегда соответствуют своему названию, поскольку не базируются на коммерческом кредите (вексельном обращении), который связывает хозяйствующие субъекты регионального хозяйства с банком по линии движения товаров. Кроме того, структура пассивных и активных операций банков зачастую противоречит общепринятым понятиям о коммерческих банках в странах с развитой рыночной экономикой. Возрождение вексельного обращения и обеспечение «обязательной покупки государственных ценных бумаг в сочетании с установлением норм резервирования обеспечивают регулирование деятельности коммерческих банков.

    Сфера деятельности региональных коммерческих банков не ограничивается территорией отдельного региона. Обладая разветвленной сетью филиалов, они имеют широкие межрегиональные связи, что позволяет им мобильно использовать финансовые ресурсы.

Многие региональные банки имеют развитую и устойчивую сеть филиалов внутри региона. Создание филиалов обусловливается необходимостью обслуживать местные предприятия и действующие внутри региона финансовые потоки, а также кредитовать малые предприятия, фермерские хозяйства частных предпринимателей и т.д.

Можно выделить основные принципы функционирования системы коммерческих банков в регионе:

- создание достаточной автономии для региональных коммерческих
банков, разграничение централизованного государственного ссудного
фонда и ссудного фонда коммерческих банков;

- конкуренция между банками, возникающая с предоставлением всем
хозяйствующим субъектам региона свободы в выборе обслуживающего
банка; равноправное положение банков в части перелива денежных
средств из централизованного ссудного фонда в ссудный фонд коммерческих банков в результате привлечения денежных средств на счета и во
вклады;

- регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка
России, том числе в форме ставок рефинансирования, нормативов обязательных резервных фондов, установление условий проведения операций на от
крытом рынке через куплю-продажу государственных ценных бумаг и др. Развитие финансовых рынков на основе системы коммерческих банков в регионах позволяет перейти от вертикальных кредитно-финансовых связей к торговле кредитными ресурсами на основе горизонтальных связей.

Сегодня мы вынуждены констатировать, что отстаем от ведущих стран мира и по уровню жизни наших граждан, и по объему ВВП, и по объему капитализации, и, в первую очередь, по объему капитализации банковской системы, и по многим другим макроэкономическим показателям. Все это происходит из-за неразвитости финансового рынка в России.  На XVII Съезде Ассоциации Российских банков, состоявшемся 5 апреля 2006г., состоявшемся 5 апреля 2006г.  была представлена Программа «Национальная банковская система 2010-2020» в которой предложены действия для обеспечения страны развитой банковской системы.

 В Программе АРБ обозначены и определены пути решения основных проблем в ускорении развития национальной банковской системы. Главная проблема состоит в следующем: система рефинансирования не побуждает банки расширять долгосрочное кредитование; действующие инструменты рефинансирования Банка России ориентированы под основных операторов межбанковского кредитного рынка, т.е. крупные банки 1-го эшелона (таких банков в стране всего 10-20); ресурсы Банка России в рамках системы рефинансирования, носят сверхкраткосрочный характер; из всех видов кредитов Банка России неуклонно растет спрос только на однодневные операции прямого РЕПО мала. Инструменты рефинансирования Банка России должны быть доступны и универсальны, чтобы любой банк при необходимости реально смог ими воспользоваться.

Основные меры, которые необходимо принять, заключаются в следующем.

1.    Расширить перечень активов, принимаемых в обеспечение, добавив в него: дополнительный перечень облигаций субъектов РФ; муниципальные облигации; дополнительный перечень еврооблигаций РФ; дополнительный перечень корпоративных облигаций; наиболее ликвидные корпоративные ценные бумаги («голубые фишки»); векселя банков; кредитные требования к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей; кредиты, выданные для финансирования контрактов, заключённых по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет.

2.    Расширить круг организаций, векселя которых или права требования по кредитным договорам, к которым могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России. Для поддержки большего числа банков необходим такой механизм рефинансирования, который позволял бы банкам закладывать имеющиеся у них активы без требования соответствия международному рейтингу.

3.    Упростить процедуры оформления операций рефинансирования и повысить оперативность решения вопроса о выдаче кредитным организациям кредитов Банка России. В целях оперативного проведения операций рефинансирования Банк России может установить на свои территориальные учреждения лимиты по выдаче разовых кредитов кредитным организациям, действующим на территории региона, в рамках которых при наличии заключенного с кредитной организацией Генерального кредитного договора территориальное учреждение вправе самостоятельно принимать решение о выдаче разового кредита.

4.    Постепенно снижать процентные ставки по операциям рефинансирования,  доводя их до уровня доходности государственных ценных бумаг и отвязывая от ставок штрафования и т.д. Это будет благоприятствовать формированию позитивных инфляционных ожиданий, вести к последовательному снижению уровня процентных ставок по кредитам банков нефинансовым заемщикам и, соответственно, способствовать росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.

5.    Превратить ставку рефинансирования в реальный действующий инструмент денежно – кредитной политики страны.

6.    Повысить оценочную стоимость залога в форме векселей и прав требования по кредитным договорам. Это позволит увеличить возможную сумму кредита Банка России. Риски банков при кредитовании своих клиентов на большие суммы, способные оказать влияние на ликвидность и платёжеспособность банка, учтены нормативами Банка России по оценке кредитных рисков (Н6, Н7), основанными на базельских принципах. Кроме того, у Банка России есть право бесспорного списания средств с корсчета и субсчетов банка-заёмщика, поэтому возможные дополнительные расходы Банка России в случае неисполнения банком-заёмщиком своих обязательств не превысят 0,1 стоимости залога.

Другой главной проблемой остается низкая капитализация банков. Прирост капитала за счет роста прибыли в рамках действующего законодательства не решает проблемы капитализации в ускоренном режиме. Поэтому необходимы государственные меры по расширению капитализации банков и, в частности, освобождение капитализируемой прибыли от налогообложения. В этой связи:    требуется освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на увеличение капитала, либо перевод налога на капитализируемую прибыль в разряд отложенных налоговых обязательств;        необходимо через механизм освобождения от уплаты налога на прибыль стимулировать физических и юридических лиц вкладывать средства в капиталы банков. Например, инвестор, вложивший в уставный капитал банка часть своей прибыли, освобождается на 50% от налога на прибыль в этой части.

Проблема возможности отмены административных барьеров для включения капиталов в банки. Для это необходимо снять неоправданные административные препятствия по регистрации вовлекаемого в банки капитала: изменить порядок уведомления Банка России при покупке долей/акций; снять необоснованно жесткие требования к оценке финансового положения физического лица - приобретателя акций кредитной организации; не уменьшать величину основного капитала банков на вложения в акции других кредитных организаций;  учитывать в составе капитала резервы общего характера, переоценку основных средств в текущем периоде; отменить ограничения выпуска облигаций размером уставного капитала банков.

Должен быть разработан и внедрен порядок предоставления кредитным организациям субординированных кредитов за счет средств Стабилизационного фонда (выкупа субординированных облигаций кредитных организаций). Зарубежные финансовые организации уже сегодня в значительных объемах принимают риски российских банков, покупая их субординированные облигации, предоставляют и субординированные кредиты. Финансовые же власти страны воздерживаются от таких операций. Такая мера, в числе прочего, должна продемонстрировать доверие денежных властей России к российским банкам, что улучшит общий инвестиционный климат в банковском секторе.

Необходим постоянный рост инвестиций в банковский капитал. В целях активизации инвестиций в банковский капитал важно становится не только увеличить рост рентабельности банков, но и обеспечить его уровень выше, чем в других отраслях экономики. Требуется провести комплекс мер по снижению затрат банков на составление отчетности, подготовку не свойственной для банков информации, открытие филиалов.

Региональные  банки должны выйти на рынок IPO. Этим путем можно обеспечить до 80% роста капитала банковской системы. Проблема, однако, состоит в том, что подавляющее большинство региональных кредитных организаций не рас­сматривают рынок ценных бумаг как механизм привлечения ресурсов, а для средних и мелких банков выпуск облигаций представляется достаточно затратным - от 1,5% до 2% от номинального объема выпуска. Кроме того, у большинства банков, особенно в регионах, отсутствует рыночная капитализация. Из 25 кредитных организаций, облигации которых обращаются на российском биржевом рынке всего 4 региональных банка.

Однако требуемый прирост капитала можно будет достичь прежде всего именно за счет IPO. Размещение всего лишь 20% акций российской банковской системы на рынке может привлечь более 30 млрд. долл. уже к 2010 году. Для достижения поставленной цели необходимы:

а) модернизация инфраструктуры рынка, основой которой должны стать центральный депозитарий и единая система клиринга;

б) расширение конкурентных механизмов для проведения сделок с ценными бумагами, их надежного учета;

в) создание гибкой системы, предусмат­ривающей меры по упрощению и повышению доступности выхода компаний на отечест­венный рынок капиталов;

г) выход государства на открытый рынок для реализации части акций российских приватизируемых госкомпаний юридическим и физическим лицам;

д) распространение поправок к закону "О рынке ценных бумаг", упрощающих процедуру публичного размещения (IPO) акций российских компаний на кредитные организации.

 Необходимо обеспечить оптимальное государственное регулирования норматива достаточности капитала. Нельзя согласиться со стремлением государственных органов ввести жесткие нормативы достаточности капитала. Необходимо на законодательном уровне разработать механизм постепенного, а не скачкообразного повышения значения норматива Н1. В рамках перехода к Базелю 2 необходимо дифференцированное применение норматива достаточности капитала в зависимости от специфики деятельности того или иного банка, его рейтингового уровня и т.п. Требуется предоставить возможность крупным банкам внедрять подходы, основанные на внутренней системе рейтингов.

 

Литература

 

1.      Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России.//Москва, издательство «Дело», 2005.

2.      Программа «Национальная банковская система России 2010-2020»  утверждена XVII съездом АРБ 05 апреля 2006г.

3.      Астапович А. Банковская система и проблемы кредитования экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2005, № 10

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle