Библиографическое описание:

Гайич Т. М., Нина Д. М., Немања Б. Менеджмент человеческих ресурсов в туризме. Исследование на районе Южная Бачка как составительной часть Сербии // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 92-101.

  Благодаря хорошо развитой сети экономических и неэкономических функций, туризм больше прижимает материальную основу общества. Объединяя спрос и предложение, туризм становится неделимым сектором в области экономической деятельности, и выступает как часть экономики, которая в большой степени влияет на экономическую активацию человеческих ресурсов, таким образом, уменьшается проблема безработицы.   В этой работе авторы попытались показать достигнутый уровень активации демографического фактора в туризме в районе Южная Бачка, указать на отдельные ограниченные факторы развитости туристического сектора. Также авторы делают акцент на некоторых мерах, которые  необходимо принять в целях повышения продуктивности работы и качества данной сферы услуг.

 

            Развитие туризма и его экспансия приводят к глубоким изменениям во всех сферах человеческой жизни. Туристическое движение характерно для современного общества, но широко распространено мнение, что в будущем начнутся движения в первичных сегментах жизни. Эта деятельность своим уровнем развития и сочетанием субъективных и объективных факторов подтвердила свои возможности как общественое, экономическое, политическое и культурное явление. Исходя из этого, можно сказать, что туризм является особой формой потребления и социального явления, характеризующейся высокой долей человеческого труда. В частности, многие теоретики подчеркивают, что туризм несомненно является дополнительным источником силы, которая обеспечивает постоянное создание новых рабочих мест при минимальных затратах, и что этот сектор рационально использует имеющиеся трудовые ресурсы, которые прямо или косвенно используются в активизации человеческих ресурсов.

            О роли туризма в процессе набора на работу свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день в мире мероприятия, связанные с этим сектором экономики, снижаются на 192.3 миллиона рабочих мест, или на 8,2% всех рабочих мест [22]. Вопрос о взаимоотношениях труда и потенциального экономического развития не является случайным. Проблема трудового потенциала может быть решена только в комплексе с экономическим развитием, принимая во внимание многочисленные возвратные связи, осуществленные как самим рабочим потенциалом, так и в экономическом развитии в целом.

            В рамках рабочего потенциала значительные изменения вносятся в сферу улучшения качественного состава трудового потенциала в условиях изменения характера работы. Каждый новый запрос на изменение рабочего потенциала связан с постоянной готовностью трудового потенциала к специальной подготовке, которая быстро регулирует переориентацию системы подготовки, распределение и использование трудового потенциала в новых условиях и создание больших возможностей для ускоренного развития туризма.

            В большинстве случаев рабочие места в сфере туризма характеризуются как непрестижные и неблагодарные. Основной причиной является то, что работа осуществляется во время большого кризиса, особенно когда дает хорошие возможности и чувство принадлежности к какому-нибудь месту для большинства членов общества. Таким образом, туризм предлагает много рабочих мест, особенно для молодежи и женщин [1,c.300].

            Одна из основных проблем общественно-экономического развития - это трудоустройство, а экономической политике предстоит найти способы, методы, решения и ресурсы для трудоустройства нуждающейся в этом массы людей в районе Южная Бачка, Ведь на сегодняшний день более 60 тысяч людей считаются безработными, не считая постоянно растущий спрос рабочих мест, который происходит из-за природного роста контингента работающего населения.

 

2. Обзор литературы и постановка вопроса об отношении управления процессом трудового потенциала в сфере туризма

 

            Обеспечение высокого уровня использования ресурсов относится в первую очередь к достижению соответствия между рабочим потенциалом и количеству рабочих мест. Это является одним из основных принципов управления человеческими ресурсами в индустрии туризма. При уделении большего внимания качеству трудового потенциала, в котором образование имеет особенное значение, а состав трудового потенциала по полу, с точки зрения участия в работе и аффирмации женской силы, растет и подтверждает предположение о том, что развитие туризма создает более благоприятные условия для труда, при котором физическая сила заменяется интеллектуальной. Глубокий анализ качественных характеристик является необходимым условием успешного управления при развитии туризма, в котором появились радикальные изменения, в подготовке рабочего экономическго потенциала и в сфере образования [Baum, 1998]. Образование основывается не на узкопрофессиональном знании, а на общекультурной основе, и универсальное развитие личности в целом является и целью, и условием для успешной деятельности в сфере туризма. На самом деле все эти изменения должны быть основной целью развития туризма, как предоставление качественных характеристик общества, которое находится под влиянием быстрых структурных изменений [19,c.11]. Отмечается растущая потребность в качественном составе рабочего потенциала в процессе развития туризма. Условия жизни должны стать значительными фактором территориального перераспределения трудового потенциала, а поддержка ускоренного развития качественного состава трудового потенциала должна находиться в силе самой экономики и изменении ее структуры. Таким образом, для полного понимания эффективности развития туризма необходимо иметь в виду, что процесс этот является непрерывным, участвующим в постоянном поиске решений для преодоления препятствий, представляющим основу экономического  развития туризма, а также цель эффективного развития, в котором необходимо участие рабочих [9,c.76].

            Многие из дилемм материального и гуманитарного развития должны быть пересмотрены и оформлены в концепцию долгосрочного развития экономики и общества. В рамках нахождения оптимальной стратегии для развития туризма следует рассматривать цели развития, поскольку каждое отображение цели требует восприятия  обществом с исторической точки зрения, до тех пор, пока находится в разработке, чтобы уяснить дальнейшие направления этого развития. Разработка трудового потенциала  может быть решена двумя взаимосвязанными способами: развитие всех потенциалов человека, которое не должно идти в ущерб развитию его производственных возможностей, и упор на приобретение более высокой квалификации в качестве необходимых условий для роста производительного труда с всесторонним комплексным развитием личности [13,c.25]. Однако, учитывая цели развития туризма, эта величина даже важнее,  чем равенство, социальная безопасность, солидарность и свобода. Они не только качественные, но и отличаются одним из наиболее важных критериев в режиме реального прогресса. Это не выглядит естественным, однако служит общей платформой для решения отдельных задач, в первую очередь,  чтобы человек стал личностью, а культура и образование при этом помогут в профессиональном росте [18,c.31].

            Следует отметить, что в последние годы отмечается сильное разделение труда от первичного и вторичного сектора в третичный, т.е. в интенсивности трудовой деятельности, которая служит удовлетворению неотложных потребностей туристов и местного населения, но это еще не есть  уровень ожидаемых результатов. Распространено мнение, что можно легко обеспечить экзистенциальные условия работой в третичном секторе. Причиной этого стремительно надвигающегося, неизбежного трансфера, оставляющего в первичном секторе наиболее продуктивную работу самого способного населения, с одной стороны, в рабочей силе, с другой стороны, в проникновении новых технологий и модернизации процесса производства, а также постоянного желания населения в лучшем социальном статусе.

            Если туризм стремится стать одним из высокоразвитых секторов XXI века, решающее значение будут иметь изменения, которые требуют стратегического подхода к управлению человеческим ресурсом в местных, региональных и национальных рамках политики в области туризма.

 

3. Оценка эффективности управления трудовым потенциалом в районе Южнаябачка с учетом предыдущих  факторов развития туризма

 

            Туризм в районе Южная Бачка, которая является частью Воеводины и сербского государства, никогда не рассматривался как ключевой этап своего экономического и торгового развития, хотя есть реальные возможности и потребности для более интенсивного развития этого сектора экономики. Несмотря на это, было установлено существование некоторой степени отечественного и иностранного туристического спроса, который со стимулирующим эффектом, базируется на перспективном  развитии туризма [15,c.69]. Кроме того, следует отметить, что наблюдается более высокий уровень внутреннего спроса современного туризма, который количественными и качественными характеристиками обеспечивает одно из основных, но недостаточно используемых, компонентах туризма в этом районе. В поддержку этих требований существуют данные о достигнутой степени развития туризма в районе Южная Бачка, где наблюдаются в основном положительные эффекты, однако рассматриваемый диапазон все еще далек от оптимального потенциала.

 

Таблица 1. Туристический оборот в муниципальном районе Южная Бaчka за период с 1996 г. - 2007.

      

 

1996.

2000.

2004.

2007.

Южная Бачка район

102144

113164

79061

116513

Бач

732

471

148

-

Бачка Паланка

11566

1957

1500

3385

Бачки Петровац

-

-

-

-

Беочин

-

-

-

-

Бечей

2189

7560

5291

5768

Врбас

11318

10742

5747

10168

Жабаль

-

-

-

-

Нови Сад

71075

88128

65779

97008

Србобран

4548

4027

-

-

Сремски Карловци

-

-

-

-

Темерин

716

306

596

166

Tител

-

-

-

-

Источник: Статистический ежегодник, Статистическое управление Республики Сербия, Белград 2008.

 

            Одной из основных причин недостаточного развития иностранного туризма является прежде всего неблагоприятная структура туристического предложения. Это недостатки в качестве и содержании существующих предложений, недостаточный набор, выбор, качество, масштабы и структура производства потребительских товаров, которые не способствуют увеличению расходов иностранных туристов. Существует и ряд других  факторов, которые повлияли на уровень развития туризма: конкурирующие направления, которые имеют более высокую туристическую стоимость, полную и качественную  туристическую сеть, а также система других факторов, с её агрессивной деятельностью в отношении спроса на туристические услуги, а также острой конкурентной борьбе на международном туристическом рынке, к которой экономика района не готова из-за своей относительной конкурентоспособности. Неблагоприятно сказываются отсутствие систематического развития туризма - систематической туристической политики по отношению к нему,  последствия политических реформ и существенный сдерживающий фактор для развития туризма и экономики в целом в округе для материальной базы туризма (сравнительно плохая восприимчивая инфраструктура) [6,c.138].

            Увеличение численности работников в сфере туризма за последнее десятилетие стало недостаточной мерой, особенно если рассматривать экономически слаборазвитые районы. Конкретные демографические анализы популяции привели к выводу, что туристическая экономическая система не имеет нейтрального значения, существуют  значительные и почти постоянные взаимозависимости этой системы от других форм экономических и социальных секторов. Также подчеркивается воздействие организационной обратно-диалектической системы экспрессии и туристических связей между содержанием и перспективами развития общественных отношений, а именно туризм, в зависимости от социальной, политической, культурной и других структур, которые рассматриваются как факторы социальной среды внезапного состава населения в некоторых частях района, приводит к необходимости разработки трудоемких потенциалов в сфере туризма. Для лучшего понимания демографической ситуации требуется более подробный обзор преобразования активности населения в туристическом секторе.

 

Таблица 2. Дисплей от общего числа работающих и безработных в районе Южная Бaчka, со ссылкой на доходы в туристическом секторе (2004, 2005, 2006).

 

работающие

(общий)

безработные

(общий)

работающие в туристическом секторе

Заработок в туристическом секторе

2004

146.061

79.917

1.474

8.637

2005

146.689

82.091

1.375

11.733

2006

141.082

83.479

1.291

12.648

Источник: Статистический ежегодник, Статистическое управление Республики Сербия, Белград 2008.

 

            В таблице 2 показывается число рабочих в туристическом секторе в течение нескольких лет. Государство признает, что происходит сокращение численности персонала в сфере туризма и увеличение количества безработных.

            В частности, общее количество сотрудников в 2002 году составляло 208506 жителей, при этом в туризме было трудоустроено 5210 человек, что гораздо больше, чем за годы, приведенные в таблице. Согласно статистическим данным, самая большая доля в категории безработных – это женское население (около 53%). Тогда как данные показывают, что наибольшее число безработных среди первой степени образования (33,81%), а наименьшее – между докторами наук или теми, кто имеет восьмой уровень образования, в общей сложности их девять на территории Воеводины.

            Роль туризма в трудоустройстве населения прослеживается в экономических и социальных последствиях развития туризма: туристическая деятельность способствует снижению безработицы, решая проблемы молодого и образованного поколения, а также стимулирует занятость рабочего контингента, на который не распространяется деятельность в других отраслях.

По данным Статистического бюро Республики Сербия, общее количество сотрудников в Воеводине в 2008 году достигло рекордного роста в 3952 человека или 0,75% по сравнению с 2007 годом. Основная занятость на территории Воеводины была отмечена здесь, в районе Южная Бачка, что составило в общей сложности 215873 сотрудников, среди которых 93569 и 43,34% женщин. Однако среди общего числа безработных в Воеводине (199902), большинство из них было зарегистрировано в районе Южная Бачка, а именно 64093 безработных, в соответствии с данными, полученными исследованиями в конце марта 2009 года. Из них 51,62% женского населения. В тот же период в 2008г. число безработных снизилось до 7,76% по сравнению с безработицей в марте 2009 года. В примечаниях к сокращению безработицы до 1,61%. Согласно тем же данным, известно, что средний уровень безработицы в странах Европейского союза 7,9%, что указывает на тот факт, что в Воеводине превышение общего уровня безработицы в 2009 году составило 14,2%. Средняя заработная плата на душу населения и налоговые взносы в туристическом секторе в Южной Бачке составили  15610 динаров  (март 2009 г.).  За этот же период зафиксированы самая высокая средняя заработная плата (без учета налогов и взносов) – в городе Беочин в среднем 36030 динаров, а в Нови-Саде – 34930 динаров. Самый высокий средний заработок за период с марта 2009 г. был зарегистрирован в секторе финансового посредничества и горнодобывающей промышленности и разработки карьеров – более чем 56554 динаров.

            Неравномерность развития туризма во времени носит сезонный характер, происходит из-за объективно неравномерного действия основных и привлекательных факторов туризма в течение года, и является одной из предельных характеристик развития туризма и занятости в нем.

            Все результаты исследований этого феномена указывают на то, что это явление сезонности экономики, основанной на туризме, иногда с увеличением цен сокращает увеличение расходов, но в наших условиях не может быть устранено. Южная Бачка не входит в число объектов с ярко выраженным сезонным типом бизнеса, но необходимо подчеркнуть, что сезонность все еще существует. Большинство туристических перевозок осуществляется в ходе проведения крупных событий, которые все еще привязаны к конкретным периодам года [7,c.303].

            Несмотря на то, что дальнейший рост количества рабочих  в целях  удовлетворения исполнительных потребностей за сезон увеличивался, срок занятости неизбежно сокращался, тем самым обуславливая негативные последствия для экономики и общества, а на данном этапе развития туризма в целях достижения стабилизации, первоочередное внимание следует уделять консолидации бизнеса, так как, помимо прочего, рациональное увеличение абсолютного числа работников от общего числа, связанных с развитием, существенно снижает долю традиционных сезонных рабочих. Предыдущая практика сезонного бизнеса в туристической отрасли, особенно в индустрии гостеприимства, в отелях не показала удовлетворительных результатов. Сезонный прилив рабочей силы из нетуристических районов сократил и без того низкую производительность труда, увеличились расходы на разработку, спровоцировав ряд социально-экономических проблем. Часть трудоспособного населения (т.н. монокультурно занятого) была особенно не организована, и не задействована для удовлетворения потребностей в сезонной работе [12,c.125].  Ориентация на двойное занятие экономически активного населения (там, где существует возможность) достигнута в основном за счет туризма, как на этапе подготовки, так и  на этапе, вызывающем дополнительные затраты на разработку, разделение труда, ориентацию и отток квалифицированных кадров из отрасли туризма. Частный сектор экономики, с его реальными возможностями и задачами комплектования своих туристических программ, не продемонстрировал положительные стороны, а напротив, из-за ряда нерешенных вопросов и непоследовательной политики в области развития проявил негативное отношение. В этой ситуации стремление к решению проблем сезонной занятости в индустрии туризма заключается в умеренной занятости, а единственное реальное долгосрочное решение без сомнений следует искать в предлагаемом выравнивании пространственной политики в области развития и источнике поступления рабочей силы, способной служить населению в формировании оптимальной экономической структуры каждой среды. Начиная с места жительства населения по каждой области (значительный ограничивающий фактор развития туризма), необходимо найти связь с развитием более конкретные методов, мер и средств стимулирования своей активизации как полностью, так и в туристической экономике.

            В качестве одного из сдерживающих факторов в переходе от трудового потенциала третичного сектора, или, более конкретно в сфере туризма, на протяжении многих лет считается, что работа в индустрии туризма в некотором роде недостойная работа: нестабильная, плохооплачиваемая, приносящая мало пользы [4,c.189]. Подтвержден факт, что большое число низкоквалифицированных работников, с другой стороны, руководителей в сфере туризма, сталкиваются с проблемами при трудоустройстве компетентной, хорошо управляемой и мотивированной рабочей силы, направленной на обеспечение качества продукции для всех клиентов. При получении работы служащий принимает все условия труда, включая низкую заработную плату, отсутствие гарантий занятости, плохое обращение со стороны работодателя и неуважение к гостям. Совокупность данных, предлагаемых теоретиками, приводит к выводу, что эта проблема является реальностью для многих людей и приводит к обсуждению вопроса качества большого числа рабочих мест в сфере туризма. Основные туристические предложения обычно включают гостиницы, рестораны, кафе, места для еды, бары, ночные клубы, туристические экскурсии, а также объекты размещения, туристические агентства, обслуживание в аэропортах, туристических и связанных с ним секторах. Есть данные, что на коммерческие отели приходится 70% рабочих мест в туризме [14,c.164]. В результате, большинство исследований по проблеме человеческих ресурсов в туризме, ориентированны именно на гостиницы. Тот, кто приобретает пакет услуг, обращается к конкретному турагенству, в страховую компанию, транспортное агенство, гостиницу, аварийно-спасательную службу в стране назначения (больницы, полиция, юридические услуги), к компаниям и частным лицам, которые продают различные товары и услуги назначения и т.д. Все эти контакты, с которыми будут иметь дело туристы, можно назвать ключевыми для составления мнения о проделанном путешествии. И хотя материальный продукт тоже немаловажен, мнение туриста по-прежнему зависит от качества и опыта персонала, от восстановленых с ним контактов. Чтобы персонал обеспечивал высокое качество услуг, для него должна иметь место мотивация: достойная оплата, образование, хороший статус организации, карьерный рост. Чой [Choy,2005] утверждает, что несмотря на то, что туризм создает новые возможности для трудоустройства, в действительности это порой унизительная работа. Он также отмечает, что наряду с низкой заработной платой и образованием, туризм приносит удовлетворения работой и предлагает ограниченные возможности продвижения среди местного населения. Доминирование полуквалифицированных и неквалифицированных рабочих мест и низкие критерии приема на работу приводят к тому, что туризм перегружен новичками (как правило, рабочая сила из других регионов).

 

Диаграмма 1. Рейтинг туристического района Южная Бачка

(май, 2008).

(Источник: обзор результатов, полученных автором)

 

            Как показывает опрос (диаграмма 1), наибольшее значение имеет район Южная Бачка с низкими показателями природных ресурсов, охраны, содержания и качества питания, худшие оценки имеют услуги, связанные с сотрудниками, работающими в сфере туризма. Здесь мы приходим к выводу, что успешное осуществление определенных организационных систем и качества туристических услуг во многом зависит от сотрудников персонала и организации [8,c.19]. Человеческий фактор уникальнее любой технологии, строительства, ведь человеческая деятельность зависит от психосоциальных и психофизических компонентов. Он не только живое существо, которое может использовать свои физические силы, но и существо, наделенное психическими качествами, которые особенно подчеркивают его индивидуальность в области решения возникающих проблем. Человек как творец, владелец и участник, является самой важной и влиятельной компонентой модели как системы. Не следует ожидать больших перспектив в области качества управления организацией, если отмечаются слабые данные по интеллекту. Образование не является положительной активностью только с гуманитарного аспекта, но это чисто деловая активность и, вероятно, самая лучшая инвестиция, которая уже много лет не только вопрос одного человека, но вопрос всего народа и всего общества. Размеры этих инвестиций часто выходят за рамки возможностей страны. Известно, что многие компании в той или иной форме дают прямое образование, а дальнейшее обучение предназначено обычно для уже сформированного кадра: только на руководство тратится более, чем 10% от общего дохода всех сотрудников. Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование персонала – это процесс, который никогда не завершается по собственной инициативе, и поэтому это вопрос насущный [8,c.17].

            Туризм представляет собой гетерогенную систему, состоящую из более мелких единиц, или смесь крупных и мелких компаний. Большинство из них – малые  предприятия и микропредприятия, которые используют 9-10 человек. При этом сотрудники службы аэропорта имеют более высокую заработную плату, чем другие в турсекторе, подавляющему большинству молодых женщин в туристических агентствах платят мало. Средний заработок в отеле составляет на 40% ниже, чем в среднем по сектору услуг, также и средняя заработная плата в розничной сети, но для многих низкоквалифицированных служащих эта цифра на 20% выше, чем зарплаты в отеле. Низкая заработная плата упоминается в качестве причины увольнения из отеля, а также в качестве причины большой текучки кадров.

            Организация создает ряд дополнительных расходов, таких, как снижение производительности, потерю хорошего персонала для обслуживания туристов, время, необходимое для изменения и введения новых сотрудников в организацию, а также возможные потери при повторной покупке и лояльность туристических потребителей. Проще говоря, все рабочие места в гостиницах воспринимаются негативно, а все другие рабочие места в сфере туризма считаются  гламурными, лишенными проблем с платежами и в других вопросах. В туризме есть много рабочих мест, которые являются факторами, связанными с окружающей средой в малом бизнесе, в этом секторе много работы и плохой внутренний рынок труда. Этим отрицается, что рабочие места за пределами отеля (розничные торговцы, представители туроператоров и т.д.), характеризуются в индустрии туризма положительным имиджем.

            По данным авторских исследований, в 14 туристических компаниях в городе Нови-Сад, из 150 опрошенных 88% заявили, что они удовлетворены своей работой, однако они не предоставляют подробной информации о том, остались ли они довольны и удовлетворены внешным или внутренним аспектом работы. Следует отметить, что туристические организации хотят достичь вершин на туристическом рынке, при условии, что они предоставляют качественные услуги для туристов, которые по-прежнему зависят непосредственно от сотрудников.

            Ключ к счастливой рабочей силе лежит в нескольких бизнес-шагах: мотивация и участие в общении с менеджерами, призы для сотрудников на основе положительных отзывов от туристов, ротация рабочих мест (для возбуждения интереса со стороны персонала), акцент на важности коллективной работы и чувство принадлежности организации, карьерный рост и т.д. [8,c.17]. Это свидетельствует о том, что туристические организации должны принять некоторые передовые методы управления человеческим ресурсом. Предлагается ряд инициатив, которые компания могла бы принять: действия для получения местной рабочей силы, направленные против групп потенциальных работников, например, замужних женщин; местная организация транспорта, проживание и уход за ребенком, с тем, чтобы привлечь сотрудников, которые в противном случае не смогут работать в компании, гибкий график перехода к удовлетворению потребностей работников, улучшеный пакет преимуществ для работников, изменения в пакете услуг, с целью сокращения затрат труда, что часто предполагает снижение уровня услуг и деквалификацию (этот процесс называется макдональдизация), использование технологий в рамках инициативы по экономии рабочей силы, расширение внутренней образовательной программы.

 

3.1 Образование работников в качестве ключевого элемента управления человеческим ресурсом в сфере туризма в районе Южная Бачка

 

            Туризм сегодня является крупнейшим работодателем в мире, поэтому растет необходимость в том, чтобы  регионы, страны, организации и руководители решили проблемы плохой практики в области управления человеческим ресурсом, а сотрудникам был предложен положительный опыт на рабочих местах. Наиболее важным требованием в политике на сегодня представляется качественый персонал и возможность управления им. Это играет стратегическую и решающую роль в усилиях по повышению качества туристических продуктов и улучшения позиции на рынке. В целостности всех решений по трудоустройству и управлению демографическим фактором, важное место принадлежит образованию и подготовке кадров для индустрии туризма. Существующая система образования, направленная на подготовку кадров в туристическом районе Южная Бачка, основывается на очень долгом образовательном цикле, недостаточных односторонних программах, на плохо распространенной сети образовательных институтов, мало сосредоточенных на реальных потребностях экономики, на плохих материальных и человеческих условиях.

            В результате иррациональной, дорогой, неиспользуемой, неэффективной системы с одной стороны представлен высокообразованный персонал (который должен ориентироваться на работу за пределами своей квалификации и специальности), а с другой стороны, дефицит кадров, которые работают в экономике квалифицированных и образованных работников, особенно с точки зрения пространственных возможностей переселения и потребности их трудоустройства. Решения для устранения таких проблем следует искать в радикальном пересмотре системы образования и практики, и в их адаптации к конкретным потребностям туризма, прежде всего, с тем, чтобы основные образовательные процессы получили качественное измерение, структурирование в соответствии с потребностями трудоустройства и подготовки кадров для сезонной работы, использованием короткой и более удобной формы обучения.

            При этом мы должны подчеркнуть, что практика и система образования и подготовки кадров для индустрии туризма не имеет прочной основы, и таким образом не приведет к решению всех открытых вопросов трудоустройства и занятости. Если параллельно с предложенным развитием этой системы условия труда не улучшатся, то не улучшится и экономическое положение и репутация работников туристического хозяйства.

            Включение какой-либо страны в научно-технологическую революцию в решающей степени зависит от персонала [20,c.265]. Сегодня технология существенно меняется, связанные с этим изменения в технологии требуют стремительного изменения профиля сотрудников: многие профессии исчезают, возникают и входят в процесс репродукции новые специальности, новые кадровые профили. Изменения происходят и в структуре производства, именно поэтому меняются структуры персонала, учитывая то, что в целом меняется уровень использования человеческого фактора и распространение социальной работы. В этом человеческий фактор является не только важным показателем экономического роста, но и принципиальной основой интенсивного хозяйства. До сих пор в мире существует актуальная проблема переквалификации, т.е. переобразования кадров, что в свою очередь является серьезной общественной проблемой. В период глобального кризиса району Южная Бачка угрожает депрессивный период безработицы, который характеризуется высоким, постоянно растущим, уровнем безработных; недостатком рабочих мест; увеличением числа сокращенных; увеличением периода ожидания вакансий; большим числом узкопрофессиональных кадров, оставшихся без работы и отсутствием коллективной ответственности за материальную помощь тем, кто не может найти работу. Наиболее распространенные причины безработицы среди неблагоприятной структуры экономически активного населения, в больших резервах в первичном секторе, нехватке рабочей силы из-за быстрого изменения экономических и социальных структур, гонка за меняющимся экономическими условиями с уходом из деревни в город [16,c.45]. Безработица является результатом сильного социального и экономического развития, который открывает и обнаруживает рабочий потенциал, но который не является достаточно мобильным и гибким для того, чтобы моментально адаптироваться к реальным условиям.

            Только образование непосредственно влияет на основной элемент производительных сил  – на трудовой потенциал, и затрагивает другие элементы, такие, как увеличение материально-технической базы производства. Конечно, повышение уровня образования должно следить за потребностями туризма, за профилем и объемом рабочего потенциала, т.е. повышение уровня образования должно осуществляться постоянно. Повышение уровня образования обеспечивает успешное применение живой работы в процессе производства и наиболее эффективное влияние при использовании всех других элементов общественного воспроизводства. Рассмотрение вопроса о взаимозависимости между образованием, экономическим прогрессом и развитием туризма показывает, что образование может играть успешную роль, если по своему характеру и содержанию соответствует основным социальным потребностям и, если это действительно используется в работе. Когда система образования не обеспечивает хорошую подготовку и, в случае отсутствия реальной возможности применения знаний, полученных на практике, цена качественного образования не оправдывает себя.  Избыток образовательного потенциала рабочих, который не соответствует потребностям экономики, приводит к скрытой безработице, т.к. рабочий потенциал с высокой степенью образования приходится на рабочие места, не соответствующие ни их уровню образования, ни квалификации. В итоге это приводит к нерациональному использованию трудового потенциала, к так называемой интеллектуальной безработице [2,c.8]. Развитие туризма не происходит без участия образовательного потенциала, однако из этого не следует, что их присутствие обязательно ведет к развитию. Образование расширяет возможности использования рабочего потенциала и обеспечивает его эксплуатацию, но оно не может гарантировать его реальное применение.

 

Таблица 3. Общее количество колледжей, выпускников и студентов, обучающихся в районе Южная Бачка на период 2004-2006 гг.

Источник: Статистический ежегодник, Статистическое управление Республики Сербия, Белград 2008.

 

            Таблицы 3 и 4 дают представление о количестве колледжей и факультетов в районе Южная Бачка за период с 2004 по 2006 г. Очевидно, что число высших учебных заведений не изменилось за эти годы (в общей сложности 4 из них), увеличение числа зачисленных студентов несоразмерно с количеством выпускников. Отмечается увеличение числа преподавателей, данные таблицы за 2004 г. Показывают наличие 13 факультетов, за 2006 г. – 19, что еще больше увеличивает количество частных факультетов, на которые каждый год поступает большое число студентов. В некоторых высших учебных заведениях в последние годы появляется большой спрос на отделение туризма и гостиничного хозяйства, который обнаруживает тенденцию к изменению профиля рабочих в туристическом секторе, в котором требуется высококвалифицированная рабочая сила, - это способствует повышению качества операций и обеспечения услуг для туристов.

 

Таблица 4. Общее число факультета, выпускников и студентов,

Южная Бачка, 2004-2006 гг.

 

Источник: Статистический ежегодник, Статистическое управление Республики Сербия, Белград 2008.

            В совокупности целей и задач функции образования, как важнейшего элемента социальной среды, совершенствуют процесс рационализации общего специального и специализированого образования, так, чтобы избежать трудностей из-за несоответствующего совокупного спроса и объективной ситуации на уровне и структуре образования. Необходимо развивать чувство поддержки талантов и успехов студентов в области образования, как  меру стимулирования для повышения уровня знаний и навыков в области образования.

            Рекомендуется стимуляция работы, успехов на работе, система распределения должна быть фактором мобильности молодых кадров для хорошего дополнительного образования в работе и вне её. Утверждение законности данной формы в этом отношении является взаимодействием между экономическим развитием и системой образования, это должно быть основой будущей научной работы и основой для кадровой политики, а также программой по организации работы общеобразовательных и специализированных учреждений.

            На основе исследований управления выявлены следующие основы развития туристических кадров: учебно-методический центр этого типа должен обеспечивать внедрение международных стандартов образования и высокую степень сопоставимости с ведущими европейскими национальными и международными программами и, следовательно, плавную интеграцию в европейские системы перезачета кредитов (ECTS) как одной из форм сотрудничества в рамках Европейского научного сообщества, ссылки на международное позиционирование в сфере туризма. В этих рамках должны существовать различные формы продолжения образования и профессиональной подготовки и иного обеспечения возможности совершенствования знаний, навыков и способностей.

Диаграмма 2. Мнение менеджмента о главных задачах управления в организации рабочего потенциала

(Источник: обзор результатов, полученных автором).


     Образовательный туризм является приемлемой формой заявки молодого населения, которое участвует в туризме, оно становится активным участником образовательных программ, а это лучший способ развития туристических кадров. Таким образом, в рамках образовательных программ необходимо обеспечить привлекательные приемлемые международные и признанные местные программы, которые заботятся об  интересах молодежи.

            Учреждения с программами по образованию туристического сектора должны остаться координационным центром в решении проблем развития туризма. Необходимо также коллективное действие в повышении информированности участников о важности такой деятельности, подчеркивая при этом важность охраны природы, негативные последствия, наносимые туризмом, но одновременно с целью привлечения туристов.

 

4. Заключение


            Фронтальная эффективность туризма заключается в том, чтобы включить в процесс туристических затрат скрытые качества, сломав все опоры, вывести определенные секторы из экономической изоляции, внедрить их непосредственно в суть экономики. Главной силой туризма является масса туристов, которые считаются благодарными потребителями продукции почти всех ее направлений, следовательно, туризм является долгосрочным планом в Южной Бачке, он непосредствено  вызывает увеличение трудоустройства в областях сельского хозяйства, промышленности и других отраслях.

В целях достижения задачи, нужно стремиться преодолеть или, по крайней мере, смягчить многие неразрешимие вопросы первой степени, объективного  и систематического характера. В первую очередь это те вопросы, которые происходят из неравномерного временного распорядка основных развивающих сегментов туризма: трудовые отношения в области, система вознаграждения за труд, система образования и профессиональной подготовки персонала, а также отношение к частному сектору экономики.

Структура спроса и структура рабочей силы в туристической экономике  являются несовместимыми, это сказывается на сущности различий гораздо больше, чем должно быть в реальности. В условиях большого производства и выского потребления рабочей силы снижается и число безработных. Предлагается масса неквалифицированной рабочей силы, а также лиц, имеющих среднепрофессиональное образование. В то время, как трудовой коллектив требует высококвалифицированного персонала, как правило, с уже приобретенным опытом. Решение отмеченных проблем следует искать в модернизации методов обучения персонала в связи с текущими нуждами туристической экономики. Интенсивная подготовка и непрерывное обучение частично смягчит эту проблему. Кроме того, необходимо скорректировать фактические потребности образовательной отрасли, это касается использования теоретического и практического опыта экономически развитых стран.

Историческое развитие потверждает диалектическую зависимость экономического и социального развития и образования. Упомянутые расхождения между составом образования и структурой спроса следует понимать как требование современной эпохи, заключающееся в соответствующем образовательном уровне и мобильности человеческого фактора. Более высокий уровень образования означает профессиональную, социальную и территориальную мобильность рабочей силы и населения в качестве предварительного условия для развития. Разумеется, это обусловит быстрое и полное экономическое и социальное развитие в определенных областях, которые отстают от темпов и уровня туристически развитых регионов Сербии. Выгоды также очевидны в увеличении охвата населения начальным образованием и повышении уровня полноты системы профессионально-технических училищ и школ для высококвалифицированных работников. Отмечен высокий уровень ориентации молодых кадров в системе высшего образования и приобретения соответствующего статуса. Тем не менее, данные такого рода сильно варьируются, поскольку большинство поступивших не становятся выпускниками, а некотороые получают диплом с опозданием на два-три года. Развитие гостиниц и других туристических объектов требует приобретения знаний посредством подготовки кадров управления и другого персонала, а также знаний о новых управленческих навыках, способствующих общему развитию гостиничного бизнеса в целом. Необходимо мотивировать всех сотрудников, которые получают образование, наградить их за вклад в повышение качества поставок и достижения лучших физических и финансовых результатов. Важность образования для качественного развития туризма подчеркивает необходимость персонала, который имеет первоклассные знания, непрерывное образование, профессиональную подготовку всех сотрудников, а ныне существующая тенденция приводит к изменениям в социальной структуре в стране назначения. Образовательные учреждения и образовательный уровень населения влияют не только на создание человеческого капитала, но и на укрепление социально-полезной  дисфункциональной формы социального капитала. Образование несомненно приносит пользу рынку и показывает нерыночные стороны (активное участие в общественной жизни, которая поощряет демократическое поведение, и т.д., что облегчает проблему долгосрочной безработицы). Предыдущая организации туристического труда требовала, чтобы сотрудники обучились рутинным функциям, не меняющимся на протяжении многих лет. Ключевым фактором экономики, основанной на знаниях, является человеческий капитал, знания и способности. По данным МОТ (2002), влияет качество образования и подготовки кадров. Знания, опыт и способности позволяют людям сохранить работу, достичь профессионального прогресса на рынке труда в различные периоды своей жизни. Тем не менее, есть и отступления от правил, поскольку образование сотрудников часто не является приоритетом работодателя.

Однако, независимо от вышесказанного, в отношении открытости туризма для работы, необходимо отметить, что существует по-прежнему большой процент безработицы в стране, чьи корни уходят в период девяностых годов, когда страна попала в плохую экономическую и политическую ситуацию, и, следовательно, нарушила все экономические и социальные системы, как государственные, так и в регионах. На все это накладывается существующий мировой кризис, который угрожает  сербской экономике. Выход из накопленных трудностей и проблем заключается в поиске всех причин, которые привели к такой ситуации, в которой находится сербская экономика, а следовательно, и район Южная Бачка, как часть ее территориальной целостности.

Литература

  1. Anderson, C., (1998), Imagination and expectation, the effects of imagining behavioral scripts on personal intentions. Journal of Personality and Social Psyhology, 45(2), pp. 293-305.
  2. Бакић, О, (1997), Србија на међународном туристичком тржишту. Нова Трговина, бр.7, стр.8.
  3.  Baum., T., (1998), Human Resources in the European Hospitality and Tourism Industry. Butterworth Heinemann, Oxford, pp. 3-21.
  4. Brewton, C., (1998), Human Resources Management. Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 39(1), pp. 50-59.
  5. Choy, D., (2005), The quality of tourism employment. Tourism Management, 16(2), pp. 129-137.
  6. Гайич Т., (2009), Управљање развојем туризма Јужнобачког округа. Докторска дисертација, ПМФ, Нови Сад.
  7. Гайич Т., (2009), Карактеристике развоја и утицаја туризма на укупну привреду Војводине. Економика пољопривреде, Београд, 2/2009, стр. 303-319.
  8. Гайич Т., (2009), Management of Tourist Demands, Offers and Sustainable Development in Southern Backa Region. Academica Turistica, Portorož, Slovenija, str. 17-24.
  9. Downes, J., (2007), Progress of a common tourism policy. Travel and Tourism Analyst, pp. 74-79.
  10. Go, F, Pine, R., (1995), Globalization Strategy in the Hotel Industry. Routledge, London.
  11. International Labour Office (1999), Conditions of Work in the hotel and catering and tourism sector. Hotel, Catering and Tourism Committe of the ILO, Geneva.
  12. Kelley, R., (2007), To create jobs, summiters should take a breath of Rocky mountain air and promote tourism. WTTC.
  13. Lashley, C., (1997), Empowering Service Exellence – Beyond the Quick Fix. Cassel, London.
  14. Lucas, R., (2008), Social policy – The HospitalityIndustry, Tourism in Europe. Casell, London, pp. 135-165.
  15. Petrović, P., (2002), Prestruktuiranje turističke privrede. Turizam, Novi Sad, br.9, str. 67-70.
  16. Price, L., (1994), Poor personel practice in the hotel and catering industry. Human Resource Management Journal, 4(44), pp. 44-62.
  17. Riley, M., (2000); Labour markets and education. Human Resources in International Tourism, Butteworth – Heinemann, Oxford, pp. 47-59.
  18. Čerović, S., (2009), Istraživanje turističkog tržišta. PMF, Novi Sad.
  19. Welch, J., (2004), Hotels told to improve image. People Management 25, July, pp. 10-12.
  20. Wood, R., (1997), Working in hotels. International Thomson Business Press, London.
  21. WTTC (World Travel and Tourism Centre), The Economic Impact of Travel and Tourism Development. WTTC, London.
  22. WTTHCR (World Travel and Tourism Human Resource Center)(2005), Steps to Success – Global Good Practice in Travel and Tourism Human Resource Development, Vo.2, No. 2, WTTHCR, Vancouver.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle