Библиографическое описание:

Чумаков Л. Ю. Студенческая практика в правоохранительных органах: результаты использования индивидуальных заданий // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 2156-217.

Факультет юриспруденции Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань) помимо юристов готовит и специалистов в области юриспруденции с квалификацией «учитель права». Образовательным стандартом подготовки этих специалистов, помимо педагогической практики, предусматривается прохождение практики и в правоохранительных органах. Для обеспечения решения этой задачи и в целях надлежащего выполнения учебного плана, факультет заключает договоры о прохождении его студентами практики с руководителями  правоохранительных органов. Организация правоохранительной практики поручена кафедре уголовного права и процесса. На практику студенты направляются в органы прокуратуры, следственные подразделения органов прокуратуры, МВД и ФСКН, в подразделения по делам несовершеннолетних, подразделения дознания, уголовного розыска, отделы участковых уполномоченных милиции и в другие службы органов внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции территориального управления ФСИН. Последнее связано с тем, что, по мнению сотрудников уголовно-исполнительной системы, предстоящее внедрение электронных средств контроля перемещений лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и лиц, подвергнутых домашнему аресту, а равно и общая гуманизация уголовно-карательной политики государства, потребуют расширения штатов специалистов уголовно-исполнительной системы, которые будут призваны осуществлять контроль за поведением этой категории осужденных. В связи с этим, помимо целей учебного процесса, в целях профессиональной ориентации наших будущих выпускников, мы договорились о направлении наших студентов на правовую практику в уголовно-исполнительные инспекции, как возможного будущего места службы для тех, кто не найдёт себя в сфере образования.

Всем направляемым на практику студентам выдаются на руки путёвки. В них указывается наименование правоохранительного органа, в который студент направляется на практику, его адрес, время начала и окончания прохождения практики. Студент-практикант обязан вести дневник практики, в котором отражаются все мероприятия, в которых он принимал участие. По своей сути, это отчёт студента о работе, проделанной на практике. В тех случаях, когда студенту поручалось составление каких-либо документов, то их копии  (по возможности) должны быть приобщены к дневнику. По окончании практики, студенту выдается характеристика.

После прибытия в вуз, студент сдаёт документы, подтверждающие прохождение им практики и устный зачёт. На зачёте он рассказывает, как проходила его практика, решением каких вопросов он занимался, каково место правоохранительного органа и конкретного подразделения этого органа в системе правоохранительных органов страны. Студентам также предлагается ответить на вопросы, совпали ли их представления о правоохранительном органе, сложившиеся при изучении теоретического курса, с тем, что они узнали о нём во время практики. Что бы они хотели улучшить в организации деятельности подразделения (органа), в котором проходили практику и какие, по их мнению, положительные результаты были бы достигнуты в результате этих улучшений.

При наличии благожелательных и положительных отзывов о студентах со стороны правоохранительных органов, к нашему удивлению нередко оказывалось, что в результате прохождения практики (даже в одном и том же подразделении) они приобрели различные знания и умения. Причем это отличие выражалось не только в содержании, но и в полноте. Проведённый кафедрой анализ показал, что причина этого нежелательного явления может быть устранена организационными мерами.

Нельзя сказать, что руководство и кадровые службы правоохранительных органов не проявляют должной заинтересованности в оказании вузам содействия в деле организации студенческой правовой практики, как одного из элементов учебного процесса, с одной стороны, и изучения будущего молодого пополнения (возможного кадрового резерва), с другой стороны. Однако в условиях «изобилия» вузов, занятых подготовкой специалистов в области юриспруденции, такой интерес явно снижен. По этой причине, мягко говоря, некоторые правоохранители не уделяют организации практики надлежащего внимания. Выражается это в ненадлежащей наставнической опеке практикантов. Нередко закрепляются они и не за лучшими специалистами. К счастью так подходят к организации практики не везде. В этой связи нельзя не отметить руководство отдела по делам несовершеннолетних городского управления внутренних дел. В этом органе организации практики уделяется самое пристальное внимание. При закреплении студентов за сотрудниками не допускается закрепления более чем одного студента за сотрудником. На практике же, в отдел, состоящий из семи-восьми сотрудников, направляется четыре-пять студентов. Такое соотношение, с одной стороны, позволяет обеспечить надлежащий контроль и руководство практикой, с другой – не затрудняет деятельности подразделения по исполнению своих непосредственных функциональных обязанностей.

Поэтому для того, чтобы добиться единообразия в организации прохождения практики, автором, как вузовским руководителем правоохранительной практики, были разработаны типовые задания студентам, направляемым на практику в правоохранительные органы. Содержание этих заданий зависит от компетенции правоохранительного органа и стоящих перед ним задач. Однако, в структурном плане, почти все задания одинаковы.

В наименовании задания на практику указывается, в какой орган (подразделение органа) студент направляется на практику. Например: «Задание на практику в подразделении дознания милиции общественной безопасности органов внутренних дел» или «Задание на практику в уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний». Далее приводятся краткие сведения о правоохранительном органе, его структуре, компетенции, решаемых задачах, нормативно-правовой базе деятельности. После этого перечисляются знания и умения, которые студент должен получить в результате прохождения практики. Например, в задании  на практику студента, который направляется в подразделение дознания, указывается, что он должен знать: основное содержание уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство предварительного расследования в форме дознания. При внесении изменений и(или) дополнений в эти нормы, студент должен изучить их в новой редакции и кратко законспектировать, отметив новации; основания и порядок производства основных следственных и процессуальных действий (осмотров, освидетельствований, назначения экспертиз, допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, в том числе, особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса; процессуальные основания и порядок проведения очных ставок, опознаний, ознакомления с материалами уголовного дела потерпевших и обвиняемых (ст. ст. 216, 217 УПК РФ); порядок составления обвинительного акта. Порядок оформления материалов уголовного дела (включая составление описи) при направлении его прокурору для утверждения обвинительного акта и передачи в суд; правила оформления основных статистических карточек: о зарегистрированном преступлении; лице, совершившем преступление; о движении уголовного дела и др.; правила заполнения справки о результатах рассмотрения уголовного дела; правовой статус сотрудника милиции; порядок приема и регистрации сообщений о происшествиях и совершенных преступлениях, а также порядок работы с обращениями граждан.

Аналогичные требования содержатся и в заданиях на прохождение практики в других правоохранительных органах. Всего нами разработано двадцать восемь вариантов заданий. Это обусловлено количеством правоохранительных органов (подразделений правоохранительных органов) в которых наши студенты проходят практику. Такими органами, помимо уже упомянутых, являются: подразделения Федеральной миграционной службы, юридические отделы хозяйствующих субъектов, подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, подразделения уголовного розыска, экологической милиции, подразделения Криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, органы прокуратуры, федеральные арбитражные суды и суды общей юрисдикции, мировые судьи, подразделения ФТС, ФСКН и др.

Первые же результаты практики после внедрения таких заданий показали, что, в основном, все студенты получили те знания и умения, ради которых они направлялись на практику. Задания помогли устранить как качественную, так и количественную разницу в полученных студентами знаниях и умениях. В этой связи интересно, что изменилось содержание отзывов  руководителей правоохранительных органов о студентах. В характеристиках, выданных разными, никак не связанными между собой органами, стала отмечаться высокая степень теоретической подготовленности студентов, особенно в части их осведомленности о правоохранительном органе, в который они прибыли на практику, решаемых им задачах и нормативно-правовой регламентации его деятельности. Особенно отрадно, что появились высказывания, свидетельствующие о заинтересованности руководителей в приёме на службу наших выпускников.

Сами студенты при сдаче зачётов стали давать более аргументированные ответы и делать, хотя, порой и спорные, но более интересные предложения об улучшении деятельности органа, в котором они проходили практику, совершенствования его компетенции. Некоторые из них выразили желание после окончания вуза поступить на службу в правоохранительный орган, в котором они проходили практику.

Несмотря на положительные изменения, достигнутые внедрением письменных заданий на практику, мы считаем, что работа по совершенствованию правовой практики должна быть продолжена, так как специалист в области юриспруденции может только тогда считаться таковым, когда полученные им теоретические знания он способен применить на практике без какой-либо дополнительной стажировки или доподготовки.

С высказываемыми некоторыми авторами суждениями о том, что будущему учителю права, как педагогу, знания и практика работы правоохранительных органов не так уж и важны, согласиться нельзя по ряду причин.

Во-первых, образовательное учреждение обязано неукоснительно соблюдать требования государственного образовательного стандарта, которым предусмотрено прохождение правовой практики. Во-вторых, учитель права, знающий не понаслышке систему и практику работы различных правоохранительных органов, объём и практику решаемых ими задач, т. е. знакомый с тем, как правоохранительными органами реализуются на практике законодательные предписания, представляется более ценным учителем, нежели его коллега, не имеющий таких качеств.  В-третьих, закрепление теоретических знаний практикой правоприменения бесспорно способствует повышению качества подготовки специалистов в области юриспруденции, т. е. способствует решению задачи поставленной Президентом России перед высшей школой и юридическим сообществом страны. И, наконец, последнее: прошедший такую практику выпускник, работая в школе, всегда сможет выступить ее юридическим представителем, например в суде. Кроме того, такой выпускник, если он по каким-то причинам решит посвятить себя не образовательной, а правоохранительной деятельности, сможет более обоснованно подойти к выбору места прохождения службы. 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): правоохранительных органов, прохождения практики, правоохранительных органах, области юриспруденции, результате прохождения практики, организации практики, правовой практики, органов внутренних, правоохранительного органа, уголовного дела, органов внутренних дел, правоохранительной практики, правоохранительном органе, прохождение практики, руководителями  правоохранительных органов, правоохранительных органов страны, подразделения органов прокуратуры, стороны правоохранительных органов, практику студенты, деятельности подразделения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle