Библиографическое описание:

Изотов И. В. История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 279-282.

     Появлению мультимедийных компьютеров предшествовало множество изобретений, без которых было бы невозможно само их существование. Так, первые попытки построить механическою "Аналитическую машину" были произведены еще в XIX веке, английским математиком Чарльзом Беббиджем, но они не увенчались успехом, она оказалась сложной для техники того времени.

     В 40-х годах XX в. сразу несколько групп исследователей попытались повторить этот эксперимент, используя новейшие технические достижения того времени - электромеханические реле. Первым из них, был немецкий инженер Конрад Цузе, построивший в 1941 году небольшой компьютер на основе нескольких электромеханических реле, но из-за войны его работы не были опубликованы. Его опыт был повторен в 1943 г. в США, на одном из предприятий фирмы IBM, в результате, был построен компьютер "Марк-1". В гигантских металлических шкафах трехметровой высоты, простиравшихся в длину на 15 метров, были размещены 46 тысяч вакуумных ламп. Каждые семь минут какая-нибудь из этих вакуумных ламп перегорала, ее нужно было отыскать и поставить на ее место новую. Это была первая в мире ЭВМ ставшая прообразом современного мультимедийного компьютера.

    В нашей стране первая ЭВМ появилась в 1951 году. День ее рождения - 25 декабря. Тогда в Институте электротехники Академии наук вступила в строй Малая Электро-Счетная Машина (МЭСМ). МЭСМ могла выполнять арифметические действия над 5-6 значными числами со скоростью 50 операций в секунду. Это означает, что она считала примерно в 1500 раз быстрее человека, вооруженного карандашом.  

    Первыми попытку внедрения ЭВМ в образование в нашей стране предприняли ученые новосибирского Академгородка: решено было сделать его районом сплошной компьютерной грамотности. Решению предшествовал опыт новосибирской школы №130 Академгородка с углубленным изучением математики. Здесь много лет сотрудники университета и ВЦ СО АН СССР вели преподавание основ информатики и программирования, используя школьный терминальный класс, который  был оборудован «Электроникой – 60», терминалами, телетайпами, дисплеями, подключенными к вычислительным центрам базовых предприятий.

В 1976 году был создан первый компьютер Apple Macintosh, разработанный американскими инженерами Стивом Возняком и Стивом Джобсом. Массовое создание таких компьютеров послужило основным толчком к формированию промышленности персональных компьютеров. В 1981 году фирмой IBM был представлен персональный компьютер IBM PC (PC - personal computer). Его модели PC XT, PC AT, а также модели с процессором Pentium стали, каждый в свое время, ведущими на мировом рынке персональных компьютеров. Именно компьютеры семейств IBM PC и Apple Macintosh и соответствующие им аппаратные платформы являются наиболее распространенными в системах среднего образования большинства стран мира.

Одним из первых зарубежных опытов применения мультимедиа в образовании можно считать создание «портрета» сегодняшнего Соединенного королевства Domesday Book, адресованное в основном школьникам и восполненного с их помощью.

В ходе решения данного проекта вся территория Великобритании была разделена на блоки по 3-4 километра, каждый блок был закреплен за школой или клубом, им была предоставлена электронная форма – вопросник (на дисках компьютеров BBC  Acorn, которыми были оснащены школы страны в 80-е годы), поля которого школьники должны были заполнить, сообщая о музеях, театрах, церквях, магазинах, станциях, заводах и т.д. на территории своего блока. Кроме вопросника можно было предложить до 20 экранов текста, содержащего информацию, связанную с данным блоком: описания событий, мест, фактов, сведений о людях и т.п., а так же 4 фотослайда. Собранные данные были обработаны, дополнены архивными материалами, географическими картами, фотографиями, а так же видеоматериалами. Были установлены логические связи между фрагментами информации, затем была подготовлена мастер-лента, с которой были изготовлены  два 12-дюймовых лазерных диска с полученной информацией. Диски поступили в школы Великобритании. 

В отечественных школах настоящие  компьютеры стали появляться в 80-е годы XX века. Создавались эти машины для обработки больших массивов информации. Компьютеры первого поколения могли работать только с цифрами и буквенными символами - отсюда и  узость сферы применения. В результате технологического «прорыва» конца 80-х годов XX века стала возможной «оцифровка» звука и изображения. В школах первые машины и первые программы нового поколения появились в конце 80-х – начале 90-х годов XX века.

Еще в 1992 году сам термин «мультимедиа»  в России был мало кому известен. Но именно тогда Госкомвузом (ныне – Министерство образования) была развернута первая научно-техническая программа «Мультимедиа-технологии», создана первая профессиональная инфостудия «ЭКОН», разработаны первые мультимедиа-продукты.

В 1995 году программа «Мультимедиа в образовании» объединяла уже около 20 коллективов из крупнейших университетов и научных центров. Их работу координировал Республиканский мультимедиа центр – первая государственная специализированная организация в России.

Появление систем мультимедиа подготовлено как требованиями практики, так и развитием теории. Резкий рывок в этом направлении,  произошедший за последние несколько лет, был обеспечен прежде всего развитием технических и системных средств. К ним относятся резко возросшая память, быстродействие, графические возможности и характеристики внешней памяти, достижения в области видеотехники, лазерных дисков, а также их массовое внедрение.

    В 1998 году Министерством Образования России была утверждена «Концепция  информатизации сферы образования».

    В 2000 году был разработан  проект федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС) на 2001-2006гг.».

    С 2001 года масштабная программа компьютеризации начала реализовываться с поставки техники в сельские школы, которые в подавляющем их большинстве мультимедийные компьютеры увидели вообще впервые.

    Следующим этапом стало подключение в 2002 году к этой программе городских и поселковых школ, районных органов управления образованием – они также получили мультимедийную технику и программное обеспечение.

   В 2003 году компьютерные классы получили школы-интернаты, профессиональные училища.

    Наиболее характерными чертами, определяющими основные тенденции развития мультимедийного обучения, являются:

1.                  Значительный рост числа персональных мультимедийных      компьютеров, используемых в учебном процессе.

2.                  Резкое увеличение количества обучающих программ.

3.                  Рост информационно-коммуникативных возможностей.

4.                  Неуклонное уменьшение стоимости компьютера [2]. 

    Использование мультимедийных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. На вопрос о том, следует или нет использовать компьютеры в процессе обучения, сама жизнь дала положительный ответ, и мы должны учитывать, что вскоре современные дети начнут постигать азы компьютерной грамотности раньше, чем научатся говорить и читать.

Говоря о мультимедийных технологиях, мы должны четко представлять себе, что же такое мультимедиа.

И.В. Роберт определяет технологию мультимедиа как совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт – диска     CD-ROM.  

В.В. Гаах и Э.Я. Тулайдан считают, что мультимедиа – не изделие для продажи, а собирательное понятие для различных технологий, которые объединены в определенной программе каким-либо способом. Мультимедиа-продукты объединяют в одном изделии разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку [1].

Из определения Л.Д. Столяренко следует, что мультимедиа – это интерактивная среда, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, учебная информация может подаваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации [7].

По мнению И.Г. Семакина, Л.А Зологова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокамерами, статическими изображениями и текстами [6].

С. Г. Григорьев и В.В. Гриншкун в своей работе «Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании» дают следующее определение мультимедиа.

Мультимедиа – это:

·                              технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных типов;

·                              информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации различных типов;

·                              компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации различных типов;

·                              компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией различных типов;

·                              особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себя как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию различных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.) [3].

Мультимедиа в зарубежных исследованиях [8, 9, 10] определяются как операционные среды, основанные на использовании технологии компакт-диска, позволяющие интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога.

Подводя итог вышесказанному можно определить, что мультимедиа – это многоканальная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым позволяет расширять, разнообразить и углублять подготовку учащихся [4].

На сегодняшний день комплекс мультимедиа может включать в себя:

·                    персональный компьютер;

·                    видеоплеер для работы с CD и  DVD дисками;

·                    звуковую плату с наушниками или динамиками;

·                    компакт-диски CD, DVD  с записанными на них программами и информацией;

·                    акустическую систему;

·                    кабельное и спутниковое телевидение;

·                    музыкальный проигрыватель CD дисков;

·                    звукозаписывающую аппаратуру;

·                    плазменные передающие панели;

·                    мультимедийный проектор-слайдоскоп;

·                    фотоаппарат;

·                    музыкальный центр;

·                    цифровой фотоаппарат;

·                    цифровую видеокамеру;

·                    мультимедийную интерактивную доску и т.д.

По мнению Н.Е. Платонова мультимедийные технологии применяемые в учебно-воспитательном процессе:

1.                  Способствуют повышению познавательного интереса.

2.                  Обладают универсальностью использования.

3.                  Опираются на базовую учебную программу.

4.                  Взаимосвязаны с другими дидактическими материалами.

5.                  Содержат научную информацию.

6.                  Активизируют учебный процесс.

7.                  Совершенствуют систему контроля.

8.                  Добиваются сознательного усвоения изучаемого материала.

9.                  Усиливают воспитательную результативность урока.

10.              Создают атмосферу сотрудничества, коллективизма, тесной совместной деятельности ученика и учителя.

11.              Активизируют деятельность каждого ученика, повышают ответственность за результаты учебного труда.

12.              Происходит также демократизация отношений ученик-учитель и т.д. [5].

Подводя итоги, хочется отметить, что использование мультимедийных технологий в учебном процессе способствует:

·                    для школы в целом: переходу учебного процесса на более качественный уровень, соответствующий требованиям бурно развивающегося общества, ориентированный на развитие интеллектуальных способностей учащихся; формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности; реализация личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся;

·                    для учителей: рост квалификации, постоянный педагогический поиск и эксперимент; создание новой образовательной среды, опирающейся на современные достижения техники, науки и передовой педагогический опыт;

·                    для учащихся: возможность более полного самовыражения, подготовка к применению новых знаний о мультимедийных технологиях в учебной деятельности.

 

Литература

1.                  Гаах В.В., Тулайдан Э.Я. Дистанционное обучение: организационные и технологические аспекты. – М.: Академия, 2005. -133 с.

2.                  Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе. // Вопросы психологии. -1985.-№3. -41 с.

3.                  С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. – 12 с.

4.                  Изотов И.В. Формирование духовной культуры учащихся с помощью мультимедийных средств обучения. / Русский язык и духовная культура: Материалы научно-практической конференции, 26 марта 2008 г. –Брянск: БИПКРО, 2008. -72 с.

5.                  Платонов Н.Е. Средства мультимедиа в образовании. // Информатика и образование. -1993.- №5. -94 с.

6.                  Семакина И.Г., Зологова Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -130 с.

7.                  Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -271-272 с.

8.                  Clark R.E. Evidencc for confounding in computer-based instruction studies: Analyzing the meta-analyses. // Educational Communication and Technology Journal. -1985.-Vol.-33.№4. -249-263 p.

9.                  Kulik C. C., Kulik J.A., Sliwalb B.J. The effectiveness of computer-based adult education: A meta-analysis. Journal of Educational Computing Rescarch. -1986.-№2. -235-252 p.

10.              Microcomputers in Education – Innovations and Issues, Vol. 12, №1, 1989. – Cambridge.: Technical Education Research Centers, 1989. – 147p. 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle