Библиографическое описание:

Вилков Н. М. Социальное партнерство при подготовке квалифицированной рабочей силы – ведущий фактор реализации экономической политики государства // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 87-92.

Реалиями современной России являются: глобализация экономики, рынков продукции, труда и капитала; беспрецедентный экономический и финансовый кризис, сопровождающийся ростом безработицы и обнищанием населения; обостряющаяся конкуренция хозяйствующих субъектов, в том числе за квалифицированную рабочую силу; неблагоприятная демографическая ситуация; территориальные, структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда; необходимость противостоять экономическим, правовым, военно-политическим и территориальным угрозам со стороны ряда стран, их союзов. Данные реалии требуют скорейшей реструктуризации и диверсификации отраслей российской экономики с целью производства и поставок на внутренний, внешний рынки инновационной, высококачественной, полностью готовой к применению продукции, а также современного сервиса. Всё это немыслимо без высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих, которые будут востребованы рынком труда при наличии у них  таких качеств, как [4, 6, 7]:

– хорошие знания, умения, личностные и профессиональные компетенции, полученные в рамках основного и дополнительного профессионального образования (ДПО) – важной составляющей системы непрерывного образования – и обеспечивающие как текущие потребности инновационной экономики, так и её опережающее развитие;

– успешность прежнего опыта работы и карьерного роста, стремление непрерывно в течение жизни повышать свою квалификацию;   

– высокий общий интеллект, широкий кругозор, способность, применяя современные информационно-коммуникационные технологии, оперативно находить нужную информацию, анализировать её, обобщать, использовать по назначению;  

– активная жизненная позиция, развитые коммуникативные навыки, умение брать на себя инициативу и ответственность, целеустремлённость и упорство на пути к намеченной цели; 

– умение работать в жёстком ритме с большими эмоциональными и физическими перегрузками, быстро восстанавливать и сохранять высокую работоспособность. 

Однако даже учреждениям-лидерам профессионального образования редко удаётся подготовить высококвалифицированных специалистов и рабочих, обладающих  всеми перечисленными качествами, к тому же полностью адаптированных к условиям конкретных производств и способных сразу после трудоустройства решать нестандартные задачи на своих рабочих местах. Объясняется это тем, что работодатели, как правило, требуют наличия у работников ещё и профессионального образования разных уровней и профилей, специфических знаний, умений и профессиональных компетенций в нескольких видах деятельности. Другими словами, сегодня рынком труда востребованы не просто специалисты или рабочие, а некие универсалы. В то же время, как работодатели, так и учреждения ДПО лишь изредка берутся за подготовку этих универсалов, так как: рынок краткосрочного профессионального образования предлагает программы, не объединённые единой концепцией; высока стоимость обучения универсалов; велик риск потратить время и деньги на обучение тому, что уже известно работникам или не востребовано в данный момент, и обучить за свой счёт сотрудников, которые быстро найдут на стороне лучше оплачиваемую работу; по статистике, 80% доходов приносят 20% сотрудников, зачем же обучать остальных. К тому же некоторые работодатели ошибочно считает, что в условиях безработицы проще и дешевле привлечь извне высококвалифицированных специалистов, рабочих, нежели обучать или переобучать свой персонал. Правда, из-за этого они вскоре начинают нести дополнительные моральные и материальные издержки, связанные с адаптацией приглашённых сотрудников.

  Анализ существующей в России системы непрерывного профессионального образования, которая обязана учитывать вышесказанное, свидетельствует о наличии сложных проблем [1, 2, 3]. Решить их невозможно без достижения баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу, а это требует существенной трансформации структуры и содержания подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, применения инновационных методов и технологий образовательного процесса, систем менеджмента и гарантии качества образования выпускников, образовательных услуг. Необходимо также: привести знания, умения, а также творческие, социальные и профессиональные компетенции специалистов, рабочих в соответствие с реальными запросами и ожиданиями работодателей, представляющих реальные секторы инновационной экономики; расширить профессиональные компетенции путём освоения новых и смежных специальностей, профессий, специализаций. Это существенно повысит конкурентоспособность высококвалифицированных специалистов и рабочих, позволит им заниматься видами деятельности, воплощающими в жизнь достижения научно-технического и технологического прогресса. Не обойтись также без обновления структуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих  учреждениями ДПО в соответствии со складывающимся спросом и предложением на рынках труда и рабочей силы.

Самостоятельное решение названных проблем, весьма сложных по содержанию и ресурсоёмких по исполнению, не под силу учреждениям ДПО, особенно довузовского уровня, которые имеют крайне ограниченные кадровые, финансовые, материально-технические, иные возможности. На помощь им приходят органы государственного и муниципального управления, нуждающиеся в высококвалифицированных специалистах и рабочих реальные секторы экономики (работодатели) и общественность, в том числе родственники обучающихся. В современных условиях лишь вместе с этими партнерами учреждения ДПО могут готовить высококвалифицированных специалистов и рабочих, востребованных рынком труда. Следовательно, развитие социального партнерства становится одним из ключевых направлений программы обеспечения российской экономики квалифицированными кадрами [1, 3-6, 8-12]. 

Главная задача социального партнёрства – наладить такое взаимодействие партнёров, которое обеспечит достижение целей подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих. Для её решения необходимо побуждать заинтересованные стороны сближать интересы, достигать согласия по спорным вопросам и возможным противоречиям, всемерно способствовать компромиссным, взаимоприемлемым действиям в ходе подготовки, заключения, последующей реализации различных договоров, соглашений и протоколов, касающихся совместной подготовки, переподготовки, сертификации и повышения квалификации кадров.

Социальные партнёры в своей деятельности придерживаются таких общераспространённых принципов, как: добровольность, разноуровневость, прагматичность, взаимная выгода и информационная открытость; разграничение функций и рисков между договаривающимися сторонами; ответственность сторон за принятые обязательства.

Социальное партнёрство по сравнению с изолированными действиями учреждений ДПО обладает рядом явных преимуществ, которые облегчают: доступ к информации о рынках образовательных услуг, труда и капитала; прогнозирование потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистов и рабочих; учёт требований работодателей к структуре и содержанию подготовки, качеству образовательного процесса и образования выпускников. Участие в партнёрстве различных организаций реальных секторов экономики и общественных упрощает процедуру корректировки устаревших и разработки новых учебных программ, планов и учебно-методических материалов, соответствующих современным требованиям. Партнёрство также способствует ускоренному поступательному развитию учреждений ДПО.

В качестве естественных партнёров, участвующих вместе с учреждениями ДПО в решении проблем модернизации подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, выступают: областные и районные администрации, их департаменты и отделы образования; центры занятости и службы миграционные, социальной защиты; учреждения высшего профессионального образования. В числе социальных партнёров желательно видеть союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации выпускников, всевозможные советы, а также физических лиц (представителей учащихся и их родителей).

Взаимовыгодное сотрудничество учреждений ДПО с социальными партнёрами: основывается на непрерывности, преемственности, интеграции содержания профессиональной подготовки; осуществляется в различных формах и по многим направлениям. Мероприятия по развитию социального партнёрства целесообразно предусматривать в среднесрочных программах развития учреждения ДПО.  

В обозримом будущем основным потребителем высококвалифицированных специалистов и рабочих станет производственный сектор российской экономики, прежде всего его машиностроительный комплекс. В рамках многоуровневой системы непрерывной подготовки кадров учреждениям ДПО целесообразно взаимодействовать с социальными партнерами, представляющими этот комплекс, по следующим направлениям:

1) определение структуры, объёмов подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочих и разработка квалификационных требований по специальностям, профессиям, специализациям, а также профессиональных образовательных программ;  

2) совершенствование организации образовательного процесса, содержания основного и дополнительного профессионального образования, независимая оценка и гарантия качества образовательных услуг, образования выпускников;

3) вовлечение в образовательный процесс лучших специалистов партнёров (выдача ими заданий на разработку, последующее участие  в разработке студентами практико-ориентированных проектов…);  

4) проведение у партнёров разных видов производственной практики, совмещённой с обучением студентов рабочим профессиям, присвоением им квалификационных разрядов, с повышением квалификации студентов и мастеров производственного обучения при изготовлении реальной продукции;

5) участие партнёров в итоговой (государственной) аттестации, трудоустройстве выпускников и в кардинальном обновлении инфраструктуры учреждений ДПО, особенно её материально-технической составляющей;

6) специальные тренинги, обучающие семинары, стажировка у партнёров преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения;

7) сертификация у партнёров квалификаций мастеров производственного обучения и студентов;

8) формирование единого с партнёрами информационно-коммуникационного пространства, использование ИT-технологий в управлении, сетевом взаимодействии с партнёрами в образовании и реальном бизнесе.   

Опыт показывает, что некоторые партнёры направляют в учреждения ДПО (на основании договоров, иным согласованным образом) лиц, которые желают получить работу, но не имеют профессионального образования (на подготовку), либо имеют профессиональное образование, не соответствующее профилю производства (на переподготовку), а также своих сотрудников – на переподготовку, повышение квалификации. Представляется возможной совместная реализация социальных программ: трудоустройства партнёрами выпускников учреждений ДПО по полученным ими специальностям и профессиям; бронирования рабочих мест для демобилизованных из армии выпускников;  создания условий, способствующих их закреплению в организациях. На наш взгляд не представляет существенных трудностей для партнёров участие в работе наблюдательных, попечительских и управляющих советов учреждений ДПО, в профессиональной ориентации абитуриентов, студентов.

Учреждения ДПО крайне заинтересованы в ресурсной поддержке со стороны социальных партнёров. Она может осуществляться в виде: передачи производственного оборудования, инструмента, оснастки и материалов; софинансирования программ развития учреждений; оказания им безвозмездной помощи; а применительно к автономным учреждениям – и помощи в получении банковских кредитов по приемлемым процентным ставкам с предоставлением гарантий банкам, участия в создании эндаумент-фондов.

Всё перечисленное способствует интеграция образовательного процесса с реальным производством.

С 2006 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Образование», направленный на решение следующих задач [7, 8]:

1) институциональное развитие – поддержка на конкурсных началах центров инновационной активности, т.е. учреждений-лидеров профессионального образования;

2) внедрение педагогических инноваций – совершенствование профессиональных образовательных программ и технологий;

3) повышение роли учреждений-лидеров профессионального образования в инновационном развитии страны, регионов, отраслей экономики – усиление взаимодействия между УЛО и секторами реальной экономики;

4) формирование исследовательско-внедренческого сектора экономики – развитие сетевого взаимодействия между учреждениями-лидерами профессионального образования, наукой и секторами реальной экономики;

5) развитие сферы образования – поддержка взаимодействия  учреждений-лидеров профессионального образования между собой и с другими профильными образовательными учреждениями.

Наряду с этим существуют отраслевые, региональные и муниципальные программы поддержки учреждений ДПО, направленные на обновление структуры и содержания, повышение доступности и качества образования, совершенствование их инфраструктуры.  

В то же время каждое учреждение ДПО должно разрабатывать и реализовывать собственные среднесрочные (на три-пять лет) инновационные образовательные программы. Именно среднесрочные, т.к. согласно российскому и международному опыту эффективность любого масштабного проекта в реальном секторе экономики (в том числе в сравнительно инерционном образовании), связанного с инвестированием капитала и обновлением инфраструктуры, в полной мере можно оценить только через несколько лет после начала его реализации [7].

В 2008 году одним из победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стало областное государственное образовательное учреждение СПО «Гороховецкий государственный промышленно-гуманитарный колледж». Он выступил с инновационной программой «Обновление содержания образования посредством развития социального партнёрства в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для высокотехнологичных производств машиностроительного комплекса на базе профессионального многопрофильного и многоуровневого образовательного учреждения».

Инновационная образовательная программа колледжа предусматривает реализацию следующих проектов: подготовка востребованных, высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих для современного высокотехнологичного машиностроения; обеспечение доступности профессионального образования для всех слоёв населения; повышение самостоятельности, инвестиционной привлекательности и улучшение имиджа колледжа в условиях указанных ранее российских реалий. Проекты взаимоувязаны по целям, задачам, мероприятиям, ожидаемым результатам, а также исполнителям, срокам и другим активам.

Инновационная образовательная программа колледжа отражает требования и ожидания социальных партнёров, представляющих региональный машиностроительный комплекс, к знаниям, умениям, личностным и профессиональным компетенциям высококвалифицированных специалистов и рабочих в конкретных, но достаточно широких областях профессиональной деятельности. В связи с повышенным спросом рынками труда Владимирской и близлежащих к ней областей на специалистов среднего звена и рабочих инновационная образовательная программа предусматривает подготовку в рамках:

1) программы СПО «Технология машиностроения»:

– старших техников и техников, имеющих к тому же 3-5 рабочий разряд, с квалификацией  «Программист станков с числовым программным управлением»;

– рабочих 2-4 разряда с квалификациями в пределах программ профессиональной подготовки «Слесарь механосборочных работ», «Токарь», «Фрезеровщик (зубофрезеровщик)», «Шлифовщик (заточник)», «Оператор станков с числовым программным управлением»;

2) программы СПО «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» – техников, имеющих также 2-4 рабочий разряд, с квалификацией «Оператор станков с числовым программным управлением»;

3) программ начального профессионального образования и профессиональной подготовки:

– сварщиков 3-5 разряда с квалификацией «Электрогазосварщик»;  

– станочников 3-5 разряда с квалификацией «Оператор станков с программным управлением»;

– токарей-универсалов и просто токарей 3-5 разряда;

– фрезеровщиков-универсалов 3-4 разряда с квалификацией «Фрезеровщик» и«Зуборезчик»;

– шлифовщиков-универсалов 3-4 разряда с квалификациями «Шлифовщик» и «Заточник»;

– наладчиков и операторов лазерных установок 3-4 разряда.

Инновационная образовательная программа колледжа имеет региональную направленность – укрепление экономики и конкурентоспособности региона; подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих для высокотехнологичного регионального производственного комплекса; создание территориального инновационного учебно-производственного центра. В то же время программе присуща отраслевая ориентация – широкое использование современных отраслевых технологий при проектировании, производстве и эксплуатации сложной продукции, технических и технологических объектов.

Инновационная образовательная программа колледжа акцентирует внимание на формировании у выпускников профессиональных компетенций, в том числе в области инновационного менеджмента. С этой целью программа предусматривает многоуровневую подготовку кадров с использованием: модульного принципа построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; системы зачётных единиц (кредитов); менеджмента и гарантии качества; современных педагогических технологий (на основе проектного и компетентностного подходов).

Реализация колледжем инновационная образовательная программа существенно улучшит условия для формирования у выпускников таких компетенций, как инициативность, творческий подход, ответственность, способность ставить перед собой и достигать цели, выходящие за рамки требований государственных, отраслевых образовательных стандартов. Одновременно инновационная образовательная программа позволит организовать эффективное практическое обучение в колледже и у партнёров на рабочих местах, оснащённых самым современным, в том числе уникальным технологическим оборудованием. После такого обучения выпускники смогут сразу включаться в работу высокотехнологичных предприятий машиностроительного комплекса своего и других регионов страны. Есть основания считать, что инновационная образовательная программа вовлечёт научно-педагогических работников и специалистов колледжа в реальную профессиональную деятельность в инновационных подразделениях как собственных, так и стратегических партнёров, сыграет мобилизующую, стимулирующую роль в реализации общей программы повышения результативности и эффективности, развития колледжа.

Важными результатами исполнения инновационной образовательной программы (помимо образовательных) станут преобразования прочих видов уставной деятельности колледжа, что значительно повысит вовлечённость персонала и студентов в инновации, актуализирует подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих посредством интеграции обучения с инновационным производством. Реализация инновационной образовательной программы инициирует трансформацию институциональной структуры, расширит участие региональных и муниципальных органов власти, общественности, бизнес-партнёров в управлении колледжем. Материально-техническая и технологическая база, модернизированная на основе государственно-частного партнёрства, станет использоваться как в образовательном процессе, так и для создания инновационной продукции, востребованной рынком. Эффективное использование колледжем опыта учреждений-лидеров (особенно победителей конкурсов в рамках приоритетных национальных проектов, или являющихся экспериментальными площадками, ресурсными центрами, государственно-частными партнёрствами) повысит его инновационную активность и инвестиционную привлекательность. 

Инновационная образовательная программа весьма полезна для колледжа, т.к. в её рамках полномасштабно апробируется

– стратегический подход к реализации приоритетов образования – концентрация средств, совмещение интересов собственных с государственными;

– новый механизм финансирования образования – сочетание сметного финансирования и субсидирования программ (проектов), а не колледжа, что может быть использовано в новой организационно-правовой форме автономного учреждения при решении иных задач (содержательных, инфраструктурных…);

– бенчмаркинг в системе образования – сопоставление колледжа с учреждениями-лидерами ДПО;

– стимулирование развития в колледже принципов проектного менеджмента;

– интеграция колледжа с учреждениями иных уровней образования и частно-государственное партнёрство с организациями реальных секторов экономики, особенно машиностроительного комплекса и сферы услуг.  

При реализации программы развития колледжа с использованием активов, полученных в рамках инновационная образовательная программа, предстоит соблюдать следующие принципы:

– равнение на лидеров, участие в конкурсах, проводимых в рамках национальных проектов, с целью получения государственной поддержки;

– дальнейшее развитие социального партнёрства с региональными и муниципальными органами власти, общественными организациями, учреждениями разного уровня образования и реальным бизнесом в рамках образовательной и производственной деятельности, для выхода на российский и региональные рынки труда, продукции, капитала;

– наращивание достигнутых результатов в увязке с программами развития своего и соседних регионов, реальных отраслей их экономик.  

Реализация этих принципов потребует выполнения таких обязательных условий, как конкурсность, проектный подход, нацеленность на получение измеримых результатов, достаточный объём ресурсной поддержки, частно-государственное партнёрство и софинансирование проектов социальными партнёрами.

С первых шагов реализации инновационной образовательной программы колледж столкнулся с затруднениями, ожидавшимися по опыту победителей конкурсов прошлых лет, а также специфическими, вызванными мировым экономическим и финансовым кризисом.

Ожидавшиеся затруднения в значительной мере обусловлены:

– несовершенством действующей нормативно-правовой базы в части условий, организации и сроков проведения конкурсных торгов, ценообразования и налогообложения закупаемого учебно-производственного, лабораторного оборудования;

– слабой мотивацией участия социальных партнёров в реализации программы;

– такой особенностью колледжа малого города, как необходимость готовить ограниченное число специалистов и рабочих при достаточно большой номенклатуре специальностей, профессий и специализаций.

К специфическим затруднениям относятся:

– значительный рост цен на качественное импортное оборудование, например, белорусское из-за двойного налогообложения;

– невозможность отказаться во время торгов от услуг зарубежных поставщиков, которые реализуют оборудование низкого качества по демпинговым  ценам, иногда меньшим издержек производства;

– отказ некоторых партнёров софинансировать реализацию инновационной образовательной программы (частично или полностью);

– проблематичность софинансирования инновационной образовательной программы самим колледжем вследствие сокращения объёмов внебюджетной деятельности из-за снижения платёжеспособности организаций и населения.

В заключение отметим следующее.

Социальное партнёрство в непрерывном профессиональном образовании вообще – важнейший элемент педагогической системы любого учреждения ДПО и эффективный механизм формирования благоприятного для него внешнего окружения.

Несмотря на все проблемы и трудности, социальное партнерство в рамках инновационных образовательных программ позволяет оптимизировать содержание и структуру подготовки востребованных рынком труда высококвалифицированных специалистов и рабочих, а также разработать соответствующие запросам работодателей модели выпускников и профессиональные образовательные программы, гарантировать доступность и качество образовательных услуг, образования выпускников. Возникает возможность коренным образом модернизировать инфраструктуру учреждений довузовского ДПО. Создаются реальные предпосылки подготовки квалифицированных специалистов среднего звена и рабочих, способных выполнять работы высокого технико-технологического уровня по профилям реальных инновационных секторов экономики.

По мнению соавторов, накопленный колледжем опыт совершенствования профессиональных образовательных программ, учебной и прочей деятельности, а также реализации инновационной образовательной программы представляется полезным и поучительным, пригодным для заимствования.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании».– 2008. – №35. – С.4-25.

2. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы. // Бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании».– 2008. – №24. – С.34-51.

3. О развитии непрерывного образования  // Бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании».– 2009. – №12. – С.56-60.

4. Северюхина И.Л.  Джентльменский набор работодателя: какие специалисты востребованы в период экономического кризиса // Аккредитация в образовании.– 2008. – Декабрь. – С.15-17.

5. Трухачёв В.И. Как «вырастить» кластер? // Аккредитация в образовании.– 2008. – Март. – С.48-49.

6. Куделько А.Р. Прогнозирование и методология успешной подготовки специалиста. Аккредитация в образовании.– 2009. – Март. – С.78-81.

7. Рождественский А.В. Образовательные эффекты инновационных проектов // Национальные проекты. –2008. – № 10 (29). –С.8-11.

8. Жураковский В. Инструмент инновационного развития инженерного образования в России // Высшее образование в России. –2008. – № 10.– С. 34-37.

9. Воропаев Н.И. Социальное партнёрство: задачи, опыт, перспективы // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. –Воронеж, 2008. – С.79-81.

10. Шустович В.М. Взаимодействие колледжа с производством как фактор подготовки конкурентоспособных специалистов // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. –Воронеж, 2008. – С.316-319.

11. Романова О.В. Решение проблем качественной подготовки специалиста через систему социального партнёрства // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. – Воронеж, 2008. – С.131-134.

12. Курикова Г.В. Социальное партнёрство как необходимое условие реализации инновационной образовательной программы // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. – Воронеж, 2008. – С.192-194.

13. Бологова М.А., Бологова Н.А. Подготовка рабочих особо сложных профессий для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли в рамках специальностей СПО// Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. – Воронеж, 2008. – С.323-325.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle