Библиографическое описание:

Зиамбетов В. Ю. Творческое применение военно-прикладных физических упражнений на занятиях по физической культуре (на примере высших учебных заведенияй Оренбуржья) // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 277-279.

На современном этапе в системе общего и начального профессионального образования Оренбуржья уже имеется достаточно отлаженная система обязательной и добровольной подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе. Изучение раздела «Основы военной службы» программы основ безопасности жизнедеятельности вместе с обязательным летним лагерным сбором учащихся школ, лицеев, техникумов города и области на базе воинских частей, позволит им освоить минимум знаний, представлений о предстоящей военной службе и быть готовым к началу деятельности по защите Отечества. Многие образовательные учреждения города и области успешно справляются с задачей по подготовке юношей к военной службе, призывники нашего края с честью исполняют свой воинский долг. Прекрасным дополнением являются внеклассные и внешкольные формы допризывной военно-физической подготовки, но они являются частью добровольной системы подготовки юношей к исполнению своего конституционного долга (кружки, секции по военно-прикладным видам спорта, занятия в РОСТО, самостоятельная подготовка и др.). В этом направлении ярко выделяется деятельность педагогов военно-патриотических школ объединения «Подросток».

Обязательная подготовка охватывает всех юношей допризывного возраста, даже тех, кто не является учащимся учебного заведения, входящего в систему общего среднего (основное и полное), начального профессионального или средне-специального образования города Оренбурга и Оренбургской области. К примеру, ряд нормативных документов предписывают руководителям предприятий и организаций, где трудятся граждане годные к военной службе и не прошедшие военную службу по призыву, проводить занятия по основам военной службы с данным контингентом трудящихся (приказ министра обороны и министра образования РФ № 203/1936 от 3 мая 2001 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы»). А также отправлять их на летний лагерный сбор в воинских частях, или военных учебных заведениях, вместе с учащимися образовательных учреждений.

При поступлении молодых людей в высшее учебное заведение, они также имеют статус молодежи допризывного возраста и, получив отсрочку на призыв к восемнадцати годам, обязаны пройти военную службу по призыву, окончив обучение в университете. Несмотря на сложившуюся систему знаний об основах военной службы в ходе образовательного процесса в школе (техникуме), юноша, обучаясь в институте 5-6 лет, может забыть знания и утратить умения, которые он получил в школе при изучении программы основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ или БЖ) и которые будут необходимы для нормальной адаптации молодого солдата. Ситуацию осложняет закрытие, в недавнем прошлом, военных кафедр в большинстве высших учебных заведениях страны и города Оренбурга в частности. А система добровольной подготовки молодежи к прохождению военной службы не может охватить всех студентов, потому что имеет добровольный характер.

Один из способов подготовки студента к военной службе - это освоение им гражданской специальности, которая является смежной с военно-учетной специальностью допризывника (электрик, связист, программист и др.), но не все вузовские специальности являются подходящими. Мы считаем, что для сохранения  готовности студентов к военной службе, необходимо активнее и системно использовать военно-прикладные физические упражнения на занятиях по физической культуре.  Обязательность занятий по физической культуре для посещения студентами, позволяет включить в данный процесс большое количество молодых людей и при этом, не наносится ущерб образовательному процессу по дисциплине «Физическая культура». Более того, эти упражнения позволяют решать образовательные задачи более эффективно, приобретают более яркую социальную значимость, затрагивая потребностно-мотивационную сферу. С помощью этих упражнений совершенствуется физическая подготовленность студентов и именно ее военно-прикладная направленность. Несмотря на то, что это часть общей физической готовности и небольшая частица общей готовности допризывника к военной службе, ее значимость нельзя недооценивать. Военно-прикладная физическая подготовка имеет большое значение при подготовке школьников к военной службе и занимает важное место в программе боевой подготовки военнослужащих в воинских частях. Физическая готовность - основа общей готовности призывника и солдата к защите своего Отечества. Минимальный набор военно-прикладных двигательных умений и навыков у молодого солдата (бывшего студента ВУЗа) позволяет ему адаптироваться к военной службе с наименьшими психическими и физическими затруднениями. Это подтверждают проведенные нами опросы как среди военнослужащих по призыву, так и командования воинских частей.

Несмотря на большую значимость и ценность программного материала по физической культуре ВУЗа, важно не забывать о вариативном компоненте, творческом подходе и социальной значимости занятий. Программа физической культуры для студентов не всегда содержит в себе учебный материал военно-прикладной направленности, но преподаватель сам выбирает средства и методы достижения целей и решения задач в учебно-воспитательном процессе. Общие (программные) задачи можно вполне успешно решать методами и средствами военно-прикладной физической подготовки. Их грамотное использование, делают занятия более креативными, разнообразными и это, несомненно, повышает интерес студентов к занятиям.

Всегда найдется место и время в образовательном процессе для военно-прикладных физических упражнений, учитывая их необходимость для самих юношей в будущем, тем более что военно-прикладная физическая готовность неотъемлемая часть общей физической готовности и гармонично от нее происходит. Понятие о строе и его разновидностях, дисциплина строя, строевые упражнения и передвижения -    обязательные элементы занятий по физической культуре, а также неотъемлемая часть жизни солдата. Физические и морально-волевые качества являются важными не только для людей мирных профессий, но и крайне значимы для военнослужащих. Физкультурно-спортивные умения и навыки часто без особых проблем переносятся на военно-прикладные упражнения (метание мяча – метание гранаты, движение рук в спортивной ходьбе – в строевом шаге, выполнение строевых приемов и др.)

 Несмотря на определенную специфику военно-прикладных упражнений, их также можно успешно применять на занятиях вместе общепринятыми средствами, не нарушая требований программы по физической культуре (метание гранаты на дальность и метание гранаты в цель, бег на выносливость индивидуально и в строю). В военно-физической подготовке наиболее распространенными упражнениями являются разновидности лазания и переползания, метания и переноски партнера, преодоления элементов полосы препятствий, еще оставшихся на стадионах города и области, имитация «марш-броска». По инициативе преподавателя применяются элементы рукопашного боя при выполнении упражнений с партнером, специфические военно-спортивные силовые упражнения. Студенты охотно соглашаются на предложение преподавателя собраться в свободное время и поиграть в «Пейнтбол», только необходимо заранее узнать место, время, стоимость данного вида активного отдыха.

Методическое обеспечение и особенности применения этих средств военно-физической подготовки определяются непосредственно на кафедре физической культуры ВУЗа в зависимости от его специфики, желания и подготовленности профессорско-преподавательского состава.

Социальную и оборонную значимость подобных инициатив нельзя недооценивать, она будет актуальной не только в рамках Оренбургской области. А согласованные действия различных органов и учреждений городского и областного уровня, заинтересованных в поступлении подготовленных и здоровых призывников (защитников Отечества), с преподавателями физической культуры дадут во многом большие результаты.     

Основные термины (генерируются автоматически): военной службе, физической культуре, военной службы, общей физической готовности, физической культуры, часть общей физической, военной службы», военно-прикладных физических упражнений, основам военной, добровольной подготовки молодежи, допризывного возраста, предстоящей военной службе, молодежи допризывного возраста, основ безопасности жизнедеятельности, метание гранаты, военной службы» программы, основам военной службы», программы основ безопасности, физической культуре ВУЗа, основах военной службы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle