Библиографическое описание:

Зиамбетов В. Ю. Творческое применение военно-прикладных физических упражнений на занятиях по физической культуре (на примере высших учебных заведенияй Оренбуржья) // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 277-279.

На современном этапе в системе общего и начального профессионального образования Оренбуржья уже имеется достаточно отлаженная система обязательной и добровольной подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе. Изучение раздела «Основы военной службы» программы основ безопасности жизнедеятельности вместе с обязательным летним лагерным сбором учащихся школ, лицеев, техникумов города и области на базе воинских частей, позволит им освоить минимум знаний, представлений о предстоящей военной службе и быть готовым к началу деятельности по защите Отечества. Многие образовательные учреждения города и области успешно справляются с задачей по подготовке юношей к военной службе, призывники нашего края с честью исполняют свой воинский долг. Прекрасным дополнением являются внеклассные и внешкольные формы допризывной военно-физической подготовки, но они являются частью добровольной системы подготовки юношей к исполнению своего конституционного долга (кружки, секции по военно-прикладным видам спорта, занятия в РОСТО, самостоятельная подготовка и др.). В этом направлении ярко выделяется деятельность педагогов военно-патриотических школ объединения «Подросток».

Обязательная подготовка охватывает всех юношей допризывного возраста, даже тех, кто не является учащимся учебного заведения, входящего в систему общего среднего (основное и полное), начального профессионального или средне-специального образования города Оренбурга и Оренбургской области. К примеру, ряд нормативных документов предписывают руководителям предприятий и организаций, где трудятся граждане годные к военной службе и не прошедшие военную службу по призыву, проводить занятия по основам военной службы с данным контингентом трудящихся (приказ министра обороны и министра образования РФ № 203/1936 от 3 мая 2001 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы»). А также отправлять их на летний лагерный сбор в воинских частях, или военных учебных заведениях, вместе с учащимися образовательных учреждений.

При поступлении молодых людей в высшее учебное заведение, они также имеют статус молодежи допризывного возраста и, получив отсрочку на призыв к восемнадцати годам, обязаны пройти военную службу по призыву, окончив обучение в университете. Несмотря на сложившуюся систему знаний об основах военной службы в ходе образовательного процесса в школе (техникуме), юноша, обучаясь в институте 5-6 лет, может забыть знания и утратить умения, которые он получил в школе при изучении программы основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ или БЖ) и которые будут необходимы для нормальной адаптации молодого солдата. Ситуацию осложняет закрытие, в недавнем прошлом, военных кафедр в большинстве высших учебных заведениях страны и города Оренбурга в частности. А система добровольной подготовки молодежи к прохождению военной службы не может охватить всех студентов, потому что имеет добровольный характер.

Один из способов подготовки студента к военной службе - это освоение им гражданской специальности, которая является смежной с военно-учетной специальностью допризывника (электрик, связист, программист и др.), но не все вузовские специальности являются подходящими. Мы считаем, что для сохранения  готовности студентов к военной службе, необходимо активнее и системно использовать военно-прикладные физические упражнения на занятиях по физической культуре.  Обязательность занятий по физической культуре для посещения студентами, позволяет включить в данный процесс большое количество молодых людей и при этом, не наносится ущерб образовательному процессу по дисциплине «Физическая культура». Более того, эти упражнения позволяют решать образовательные задачи более эффективно, приобретают более яркую социальную значимость, затрагивая потребностно-мотивационную сферу. С помощью этих упражнений совершенствуется физическая подготовленность студентов и именно ее военно-прикладная направленность. Несмотря на то, что это часть общей физической готовности и небольшая частица общей готовности допризывника к военной службе, ее значимость нельзя недооценивать. Военно-прикладная физическая подготовка имеет большое значение при подготовке школьников к военной службе и занимает важное место в программе боевой подготовки военнослужащих в воинских частях. Физическая готовность - основа общей готовности призывника и солдата к защите своего Отечества. Минимальный набор военно-прикладных двигательных умений и навыков у молодого солдата (бывшего студента ВУЗа) позволяет ему адаптироваться к военной службе с наименьшими психическими и физическими затруднениями. Это подтверждают проведенные нами опросы как среди военнослужащих по призыву, так и командования воинских частей.

Несмотря на большую значимость и ценность программного материала по физической культуре ВУЗа, важно не забывать о вариативном компоненте, творческом подходе и социальной значимости занятий. Программа физической культуры для студентов не всегда содержит в себе учебный материал военно-прикладной направленности, но преподаватель сам выбирает средства и методы достижения целей и решения задач в учебно-воспитательном процессе. Общие (программные) задачи можно вполне успешно решать методами и средствами военно-прикладной физической подготовки. Их грамотное использование, делают занятия более креативными, разнообразными и это, несомненно, повышает интерес студентов к занятиям.

Всегда найдется место и время в образовательном процессе для военно-прикладных физических упражнений, учитывая их необходимость для самих юношей в будущем, тем более что военно-прикладная физическая готовность неотъемлемая часть общей физической готовности и гармонично от нее происходит. Понятие о строе и его разновидностях, дисциплина строя, строевые упражнения и передвижения -    обязательные элементы занятий по физической культуре, а также неотъемлемая часть жизни солдата. Физические и морально-волевые качества являются важными не только для людей мирных профессий, но и крайне значимы для военнослужащих. Физкультурно-спортивные умения и навыки часто без особых проблем переносятся на военно-прикладные упражнения (метание мяча – метание гранаты, движение рук в спортивной ходьбе – в строевом шаге, выполнение строевых приемов и др.)

 Несмотря на определенную специфику военно-прикладных упражнений, их также можно успешно применять на занятиях вместе общепринятыми средствами, не нарушая требований программы по физической культуре (метание гранаты на дальность и метание гранаты в цель, бег на выносливость индивидуально и в строю). В военно-физической подготовке наиболее распространенными упражнениями являются разновидности лазания и переползания, метания и переноски партнера, преодоления элементов полосы препятствий, еще оставшихся на стадионах города и области, имитация «марш-броска». По инициативе преподавателя применяются элементы рукопашного боя при выполнении упражнений с партнером, специфические военно-спортивные силовые упражнения. Студенты охотно соглашаются на предложение преподавателя собраться в свободное время и поиграть в «Пейнтбол», только необходимо заранее узнать место, время, стоимость данного вида активного отдыха.

Методическое обеспечение и особенности применения этих средств военно-физической подготовки определяются непосредственно на кафедре физической культуры ВУЗа в зависимости от его специфики, желания и подготовленности профессорско-преподавательского состава.

Социальную и оборонную значимость подобных инициатив нельзя недооценивать, она будет актуальной не только в рамках Оренбургской области. А согласованные действия различных органов и учреждений городского и областного уровня, заинтересованных в поступлении подготовленных и здоровых призывников (защитников Отечества), с преподавателями физической культуры дадут во многом большие результаты.     

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle