Библиографическое описание:

Бачмага О. П. Правовая защищенность и безопасность личности как принцип правового государства // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 196-198.

Рассматривая вопрос правового государства, неотъемлемой  частью дискуссиина заданную тематику является упоминание его основных принципов: полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, федерализм, верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, прямое действие конституции, возвышение суда. Это, основные критерии, которые приводят авторы при рассмотрении данного вопроса. Тем не менее,  еще  одним критерием правового государства  следует считать  степень индивидуальной  защищенности личности.

Прежде чем сформулировать и раскрыть сущность  предложенного принципа, следует внести ясность и разграничить употребление и соответственно смысловую нагрузку таких терминов как «принцип» и «признак». Значение этих понятий имеет четкое разграничение, тогда как нередко их употребляют как синонимы. С точки зрения русского языка  под  «принципом» мы имеем ввиду «основное,  исходное  положение какой-нибудь  теории, учения, мировоззрения, теоретической программы»[1], «научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают»[2]. Признак же понимается как «показатель,  примета,  знак,  по которым можно узнать, определить что-нибудь.[1]    Эти слова имеют разное значение  и несут различную смысловую нагрузку. Под принципом понимается гораздо бо­лее важное, определяющее, то, без чего не возможно существование определен­ного явления.

При анализе работ отечественных правоведов  можно встретить путаницу в этих понятиях, периодическую подмену одного понятия другим или их отождествление. Например, Марченко М. Н., при изложении вопроса, связанного с определением понятия правового государства, использует как тождественные по своему содержанию понятия «принцип», «признак», «особенность», не да­вая при этом никаких пояснений: «В соответствии с данным признаком или принципом...».[3]  Е.А. Лукашева, назвала один из параграфов своей книги «Общая теория прав человека» - «Приоритет   прав   человека  как

определяющий принцип право­вого государства», однако, по тексту  употребляется термин «признак».[4]   В нашем случае речь пойдет именно о принципах как основополагающих началах.

 Предлагаем обратиться к  аспекту  жизни, отвечающему за безопасность личности.  Безопасность рассматривают с различных позиций и граней, делая акцент на ту или иную сферу жизнедеятельности. Для раскрытия  этого  вопроса, обратимся к официальным данным, зафиксированным уголовной статистикой, хотя и она сама не до конца объективно отражает истинное положение вещей. Одновременно все, кто профессионально занимается анализом преступности, прекрасно понимают, что помимо зарегистрированной преступности существует так называемая латентная, скрытая, не попавшая в официальные сводки.  По данным исследования, проведенного с начала XXI века НИИ при Генеральной прокуратуре РФ, скрытая часть преступности ежегодно в этот период превышала 20 миллионов преступлений. Однако, согласно официальным данным[5] в 2004 году зарегистрировано 2 миллиона 893 тысячи преступления, 2006   году -  3   миллиона   865  тысяч преступлений, в 2007 году 3 миллиона 582 тысячи, в 2008 – 3 миллиона 209 тысяч, по состоянию на июль 2009 года еже зарегистрирован 1 миллион 822 тысяч. Еще более значимо сравнение количества убийств, совершенных в 2007 году, с показателем 2001 года - начала нового века. Число убийств за этот период сократилось на 33 процента (22,2 тысячи в 2007 году против 33,6 тысячи в 2001 году). Казалось бы, прогресс в борьбе с преступностью налицо. Однако, именно такое резкое сокращение самого опасного вида преступлений и вызывает вопросы.  За семь лет XXI века число убийств сократилось более чем на 30 процентов. Но в этот же период количество неопознанных трупов после проведения всех необходимых идентификационных действий выросло в 2,5 раза. Увеличилось количество лиц, которые пропали без вести и так и не были обнаружены - с 34,2 тысячи в 2001-м до почти 50 тысяч в 2006-м. Говоря о без вести пропавших, следует иметь в виду только те случаи, когда об исчезновении было заявлено родственниками, знакомыми, соседями этих людей. Но даже когда такие заявления делаются, они не всегда фиксируются милицией. За 2008 год зарегистрировано 147,4 тыс. заявлений о безвестном исчезновении граждан. Установлено было без заведения розыскных дел (т.е. без проведения оперативно-розыскных мероприятий) 75,3 тыс. человек. В отношении 72,2 тыс. человек  должен  был проводиться розыск. Но в розыск в 2008 году было объявлено  71,4 тыс.  человек.  Куда  делась  почти 1 тыс. человек? Общее число людей, которые пропали без вести и которые так и не были найдены на конец 2008 года, составило 48,9 тыс. человек. Состояние  преступности на улицах  с 2000 по 2005 годы, например, выросло со   164 до  355 тысяч.

Сравним наши показатели с аналогичными показателями в других странах. По зарегистрированным  данным у нас  число убийств на 100 тыс. жителей в последние годы в 3 раза больше, чем в США, в 19 раз, чем в Японии, Германии и Австрии.

Всего с начала XXI века в стране остаются нераскрытыми около 9 миллионов 400 тысяч преступлений, в том числе 3 миллиона 800 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений. Иными словами, миллионы преступников избежали правосудия.

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым  дополнить  в число общепринятых принципов правового государства, таких как защищенность и безопасность личности, т.к. общая защищенность и безопасность является результатом соблюдения права и законов и является своеобразным итогом реализации всех остальных принципов.  Скажем больше, физическая безопасность напрямую связана с правовым государством и  гражданским обществом, уровнем образованности населения, уровнем соблюдения прав и свобод человека и гражданина  не  только со стороны государства, но и со стороны других граждан, отношение, основанное на культурном уважении и праве.

Основываясь на  вышесказанном, предложенный ранее критерий  личной  защищенности личности, перерастает в принцип правовой безопасности и защищенности личности конкретно взятого индивида, что является неотъемлемой частью правового государства. Здесь, в числе прочих не менее важных  и неотъемлемых прав человека, идет речь о нарушении первостепенных, первоначальных и социально значимых прав, среди которых право на жизнь.

Для реализации данного принципа, необходимым условием является  функционирование всех критериев правового государства, которые, как правило, имеют  схожие положения и направлены на реализацию  единой  поставленной цели.  Для этого нужно, чтобы принципы были не  просто декларативными, а реально действующими. Этого достичь довольно сложно, учитывая, что истинно правовое государство, по сути, утопично.

Другими словами, предложенный принцип правовой безопасности и защищенности личности является  своеобразным итогом соблюдения всех предыдущих принципов правового государства, таких как верховенство закона, обеспечение прав и свобод человека и гражданина,  наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права, прямое действие конституции, высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе.

Своеобразной ступенью на пути реализации этой идеи является построение гражданского общества путем повышения образованности личности, для этого необходимо сделать средне специальное (а для желающих – высшее) образование доступным для людей, обладающих ограниченной платежеспособностью.

Материальные средства, выделяемые на образовательную сферу должны идти, в первую очередь, на материальное обеспечение учебных заведений, обеспечение учебной литературой, повышение квалификации и  уровня образованности преподавателей, увеличение численности молодых специалистов.

Однако без собственного инициативного поведения в правовой  сфере не стоит ждать полного соблюдения прав и свобод от государства. Нужно уметь защищать  и  отвоевывать свои права и свободы в рамках, установленных  законом.

Тем не менее, правовая культура является ступенью, следующей за  уровнем просто общечеловеческой культуры общения, кризис которой в последнее время наблюдается  в достаточно яркой степени.

Суть проблемы  в том, что многие не верят в правосудие и способность добиться справедливости законным путем. Часто люди пытаются решить возникшие проблемы самостоятельно, не всегда укладывающиеся в рамки закона.  Мы по-прежнему сталкиваемся с высоким уровнем преступлений и правонарушений, совершаемых не только гражданами, но и государством в лице его государственных органов и должностных лиц.

Сегодня меры юридической ответственности государства законодательно закреплены в Конституции, где говорится, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц[6].    

Безопасность и защищенность в первую очередь достигаются за счет  нейтрализации пробелов в праве,  искоренения коррупции, резкой социальной поляризации общества, криминализации сфер общественной жизни,  правового  урегулирования  обеспечения   безопасности  граждан,  качественного  правотворчества  и

эффективного правоприменения, предупреждения и пресечения актов правонарушения, эффективности правоохранительной системы и ориентированность ее на интересы человека, доступа к  информации, защищенности от неправомерных действий должностных лиц, высокого уровня правовой культуры и правосознания, искоренения правового нигилизма  и   злоупотребления правом.

Тема  безопасности личности неоднократно поднималась. Как высказывался Н.Д. Ковалев, депутат Государственной Думы: «Нельзя  отделить безопасность государства от безопасности личности в нем проживающей. Но априори, абсолютная безопасность личности — это некий идеал, к которому еще только стремятся в цивилизованных странах. Мы, к сожалению, пока очень далеки от этого. Безопасность личности — это защищенность не только внешняя, но и внутренняя, а  этот  аспект  напрямую связан со свободой в широком ее понимании. Наш же российский менталитет таков, что каждый  последующий  руководитель  чернит  предшественника,  а принятие решений затягивается на  кругах  согласований,  когда  практически каждый привык к тому, что за него решат все его проблемы «наверху». Все это в итоге приводит к тому, что мы сейчас имеем. Говоря о безопасности, нельзя разделять преступления против  личности  и  государства. Все  угрозы обществу взаимосвязаны. Наркобизнес невозможен без коррупции, не будут раскрыты   тяжкие   преступления,    пока    существуют    коррумпированные чиновники. В прямой  взаимосвязи с проблемами  безопасности  находятся  и проблемы   образования  и   воспитания.   Немаловажным   фактором  угрозы безопасности является разрушение нравственных устоев и морали, чему немало способствует современное информационное поле — телевидение, радио, печатные издания, Интернет.» [7]

Проблема заключается в том, что государство представляет ответственность декларативной, а институт равноправия в отношениях невозможен без двусторонней ответственности. Гражданин любой страны, а в данном случае России, не должен бояться защищать свои права  по закону и доверительно  относиться к своему государству, а не бояться его. Только сами гражда­не способны изменить существующую  действительность,  так   как   являются единственным источником власти. Для этого нужно обладать инициативным культурным поведением. Таким образом  построить правовое государство   и защитить  себя  можем только мы сами, путем стимулирования государства   в  лице  его  государственных  органов  и  должностных  лиц,  ведь  согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. [8]

Подводим итог. Предложенный  принцип правовой безопасности и защищенности личности конкретно взятого индивида является неотъемлемой частью правового государства. Для реализации данного принципа, необходимым условием является функционирование всех критериев правового государства, а правовая безопасность и защищенность личности является  своеобразным итогом соблюдения всех общепринятых принципов правового государства, логически из них вытекает, являясь своеобразным итогом  их реализации. Ступенью на пути реализации предложенного критерия является построение гражданского общества путем повышения образованности личности, а правовая культура является в свою очередь ступенью, следующей за уровнем общечеловеческой культуры общения.

Литература

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка Издательство "Азъ", 1992.

2.      Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 3. П- М.: Русский язык, 1980.

  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н.

Марченко. -Том 1. Теория государства. - М.: Изд-во «Зерцало», 1998. С. 371 - 382.

  1. Общая теория прав человека /Под ред. Е.А. Лукашевой. Москва: Изд-во НОРМА, 1996. С. 68-75.

5.     Официальный сайт Министерства Внутренних дел Российской Федерации:  http://www.mvd.ru/

6.      Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.  Ст. 53.       

7.      «Наше будущее» №1 (15) 2003 г.

8.      Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 3

9.      Комментарии к Конституции Российской Федерации, издание 3-е,   Г.Д. Садовникова, М., «Юрайт-Издат», 2006.

10.  Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. N51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г.

11.  Б.С. Эбзеев. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: «Норма»,2008. – 384 с. 

12.  А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Кнорус», 2008. – 400 с.

13.  Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. М.: «Юристъ», 2001. – 776 с.

14.  http://www.samoupravlenie.ru/

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle