Библиографическое описание:

Светлова Н. В. Построение методологии конъюнктурных исследований // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 158-162.

Приступая к анализу конъюнктуры рынка, важным является организация самого исследования, т.е. подбор методик, методов, выбор параметров, факторов и т.д. В литературе по данному вопросу в основном содержатся методики и методические указания по исследованию конъюнктуры рынка. Методология конъюнктуры рынка в полном смысле этого слова практически не находит отражения в теории. Данные обстоятельства побудили автора подробно изучить существующие подходы и построить методологический каркас конъюнктурных исследований.

Вначале необходимо дать определение понятию «методология исследования конъюнктуры товарного рынка». Проанализировав теоретические основы по данному вопросу можно выразить данное понятие следующим образом: это учение о совокупности способов исследования рыночной конъюнктуры или это система организации исследования конъюнктуры.

Тогда как методика представляет собой совокупность методов, способов и приёмов исследования конъюнктуры рынка.

В качестве основы методологии являются наработки Новикова А.М. и Новикова Д.А., описавшие построение методологии в целом. Они определяют понятие «методология», как учение об организации деятельности, и предлагают следующую «схему структуры методологии»:

1) Характеристики деятельности:

-          особенности,

-          принципы,

-          условия,

-          нормы деятельности;

2) Логическая структура деятельности:

-          субъект,

-          объект,

-          предмет,

-          формы,

-          средства,

-          методы,

-          результат деятельности;

3) Временнáя структура деятельности:

-          фазы,

-          стадии,

-          этапы деятельности [7].

Таким образом, методология исследования конъюнктуры рынка будет складываться из следующих составляющих:

1 Характеристика конъюнктурных исследований

1.1 особенности конъюнктурных исследований;

1.2 принципы исследования конъюнктуры рынка;

2. Логическая структура конъюнктурных исследований рынка:

2.1 цели исследования конъюнктуры;

2.2 задачи конъюнктурного анализа рынка;

2.3 предмет и объект анализа;

2.4 методика, методы и средства конъюнктурных исследований;

2.5 результат исследования конъюнктуры.

3. Временнáя структура исследований – этапы анализа конъюнктуры рынка.

Первый этап – оценочный (текущее наблюдение);

Второй этап – анализ;

Третий этап – прогноз.

Схематично методологию исследования конъюнктуры рынка можно следующим образом (рисунок 1):

 

 

Рис. 1 – Методология исследования конъюнктуры рынка

Адаптировать методологию и раскрыть содержание её элементов методологии можно на примере мебельного рынка Новгородской области.

1. Характеристики конъюнктурных исследований:

1.1 особенности конъюнктурных исследований:

Особенности конъюнктурных исследований напрямую связаны с самим определением конъюнктуры. Наличие в определении понятия «экономическая конъюнктуры» категории «система» предполагает использование системного подхода при конъюнктурных исследованиях. Суть системного анализа состоит в  применении строго определённого,  логически обоснованного и последовательного метода представления и познания рынка как сложной системы, обладающей рядом характерных свойств, которые активно используются в конъюнктурных исследованиях. Исследование конъюнктуры мебельного рынка должно начинаться с исследования некоторых её свойств, как системы:

-          целостность – существование системы, как единого целого. Означает, что экономическую конъюнктуру необходимо рассматривать и исследовать не как разрозненный набор элементов, а как целое со множеством элементов.  Конъюнктура товарных рынков является составляющей общехозяйственной конъюнктуры и образует единое целое, но в тоже время конъюнктуру товарная конъюнктура является целостной системой с набором соответствующих ей свойств. Конъюнктура мебельного рынка состоит из множества элементов и подсистем. Элементами конъюнктуры мебельного рынка являются: рынок; спрос и предложение; цена, товар, производство, научное изобретение, прибыль и т.д.

-          целенаправленность – каждая подсистема подчинена реализации той или иной цели, которая предопределяет особенности развития и функционирования системы. Характерной чертой таких систем как «рынок» и «хозяйство», является осознанность целей их развития. Она даёт возможность не только понимания целей развития системы, но и осознанной их корректировки;

-          иерархичность – конъюнктура мебельного рынка состоит из элементов (подсистем), выстроенных определённым образом, так что структура этих связей определяет характер взаимоотношений между её уровнями.

-          самоорганизация  – элементы конъюнктуры под воздействием определённых факторов вынуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям. Так, например, в условиях кризиса предприятия вынуждены искать альтернативные способы решения проблем, новые идеи, изыскивать возможности для развития. Примером может послужить ООО «Элегия»: фабрика переориентировала массовое производство мебели на изготовление мебели на заказ без лишних затрат, тем самым увеличив свою рыночную долю на местном рынке;

-          управляемость – находится в тесной взаимосвязи с предыдущим свойством. Конъюнктура товарного рынка даёт возможность вносить соответствующие изменения в функционирование внешней среды или в элементы самой системы. При правильном учёте особенностей системы её реакция на эти изменения, базирующаяся на способности к самонастройке, приводит к желаемым результатам. 

-          неполнота наблюдаемости – свойство, присуще всем социально-экономическим системам. Нейтрализовать скрытность и неопределённость ряда процессов, протекающих в системах, позволяет метод научной абстракции, базирующийся на их предсказуемости, и возможности активного использования элементов прогнозирования; управляемость – даёт возможность вносить соответствующие изменения в функционирование внешней среды или в элементы самой системы. При правильном учёте особенностей системы её реакция на эти изменения, базирующаяся на способности к самонастройке, приводит к желаемым результатам.

-          эмержентность [5, с. 252].

1.2 принципы исследования конъюнктуры рынка:

Как и любое исследование, анализ конъюнктуры предполагает соблюдения следующих принципов:

-          принцип классификации – данный принцип позволяет ограничить число рассматриваемых состояний объекта в соответствии с поставленными целями, обеспечив тем самым точность измерений;

-          принцип информационного единства – все исходные параметры, а также производные и обобщенные показатели должны одинаково отражать господствующие тенденции на рынке мебели;

-          принцип согласования критериев – необходимо увязать оценки состояния системы (объекта) на разных уровнях обобщения, так чтобы оценка состояния рынка мебели как целостности не должна противоречить оценкам, сделанным на уровне структуры и совокупности его элементов [3, с. 56].

-          систематичность – конъюнктурные исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер;

-          системность – исследования должны охватывать весь рынок мебели и всю структурную иерархию рыночных процессов, факторов, их динамику и взаимосвязи;

-          комплексность – мебельный рынок Новгородской области должен рассматриваться во взаимодействии и взаимообусловленности с общехозяйственной конъюнктурой Новгородской области, а также с конъюнктурой смежных областей. Вместе с тем тенденции на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные рынки. Нельзя также автоматически переносить тенденции в изменении общехозяйственной конъюнктуры на все отраслевые рынки.

-          универсальность – проведённые исследования должны удовлетворять любую потребность участника рынка в информации для принятия рационального решения;

-          научность – исследованиям должны быть присущи точность, объективность, обусловленность;

-          последовательность – изучение конъюнктуры товарных рынков должно осуществляться в определённой последовательности. Именно данный принцип создаёт предпосылки к созданию модели конъюнктурных исследований, о чём будет говориться дальше [2, c. 20].

2. Логическая структура конъюнктурных исследований мебельного рынка:

2.1 цели исследования конъюнктуры:

-           стратегическая цель: выявление и моделирование закономерностей действия рыночного механизма;

-           оперативная: оценка и анализ сложившейся ситуации на мебельном рынке.

2.2 задачи конъюнктурного анализа мебельного рынка:

1) интегральная и дифференцированная оценка состояния рынка, типология рыночной ситуации, градация состояния рынка;

2) характеристика масштаба мебельного рынка;

3) оценка и анализ основных пропорций рынка;

4) выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;

5) оценка и анализ сезонности и цикличности развития мебельного рынка;

6) выявление и оценка факторов влияния на конъюнктуру рынка;

7) оценка и анализ региональных различий;

8) оценка и анализ деловой активности;

9) оценка коммерческого (рыночного) риска;

10) характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

2.3 предмет и объект анализа.

Предметом исследования являются массовые процессы и явления, определяющие ситуацию на рынке мебели, поддающиеся количественной оценке. Объект – рынок мебели Новгородской области.

2.4 Методика, методы и средства конъюнктурных исследований.

Методический аппарат конъюнктурных исследований включает в себя следующий набор методов:

-          матричный метод анализа рыночной ситуации: McKinsey и General Elektric;

-          экономико-математические методы анализа рыночной ситуации: корреляционный, регрессионный, факторный и компонентный, кластерный и частотный анализы;

-          экономико-статистические методы: индексный метод, дескриптивный анализ, анализ временных рядов, структурный анализ;

-          маркетинговые методы: экспертные оценки, сценарии развития, опросы, наблюдения, анализ документов;

-          прикладные методики оценки рыночной конъюнктуры (расчёт основных показателей и индексов): расчёт и анализ потенциала рынка, анализ пропорциональности развития рынка, анализ степени концентрации рынка и долей рынка фирм, анализ тенденции развития, колеблемости и цикличности рынка, анализ спроса и предложения [6, с. 20-21].

2.5 Результат исследования конъюнктуры – начертание картины вероятного будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенциальных опасностей, которых следует избежать. Иными словами прогноз.

3 Временнáя структура исследований:

Этапы анализа конъюнктуры рынка:

Первый этап – оценочный (текущее наблюдение). На данном этапе необходимо провести анализ рыночной конъюнктуры мебельного рынка: описать и охарактеризовать все субъекты рынка, рассчитать ёмкость, производственный потенциал, насыщенность  рынка, уровень конкуренции и степень монополизации, оценить развитие его основных параметров во времени и в пространстве, степень устойчивости, сезонные колебания, произвести расчёт индексов.

Самое главное на данном этапе это сбор, хранение и накопление информации. Специалисту по конъюнктурным исследованиям на предприятии необходимо произвести четкую классификацию поступающих данных  и заносить их в унифицированные электронные бланки или базы данных. Здесь на помощь придут современные программные средства. Источниками информации при этом послужат  печатные издания, электронные ресурсы и базы данных, а также материалы, полученные в ходе деловой разведки и информация с выставок.

Текущее наблюдение конъюнктуры мебельного рынка с позиции предприятия можно построить по следующим направлениям:

1) сбор информации о каждом производителе мебели, как о крупных, так и о мелких, включая предпринимателей, занимающихся изготовлением мебели на заказ. При этом необходимо выбрать критерии и показатели, по которым должен производиться сбор данных.

Такими критериями могут выступать: политика и стратегия производителей; основные финансово-экономические показатели (выручка, прибыль, стоимость основных фондов, численность персонала, рентабельность продукции, рентабельность предприятия и т.д.); наименование и количество ассортиментных групп, с детализацией по широте и глубине и выделение новинок; применяемое оборудование и технологии изготовления продукции; цены на продукцию; наличие и развитость службы маркетинга; уровень сервиса; география охвата рынка; поставщики и посредники предприятия и т.д.

При этом информацию по выше упомянутым направлениям необходимо собирать по местному, всероссийскому, международному уровнях отдельно. Важно также учитывать, что наряду с местными производителями, находящимися в одной области, в регионе на рынке присутствуют и экспортеры из других регионов и стран. В связи с этим необходимо накапливать информацию и о них. Можно даже выделить его как отдельное направление.

2) сбор данных по торгово-посреднической структуре рынка. Данные о количестве оптовых и розничных посредников, их принадлежность к торговой сети; специализация; местоположение; партнёры и т.д.

3) формирование баз данных потребителей. Классификация потребителей по поведенческим стратегиям на рынке (посредники, гос. учреждения, коммерческие и бюджетные учреждения, индивидуальные потребители). По каждой группе потребителей выделяются характеристики для описания, например: доходы (прибыль) потребителей, структура расходов, в частности процент расхода денежных средств на мебель, уровень заработной платы, численность домохозяйства, количество квартир и частных домов, предпочтения и лояльность потребителей и т.д.

4) сбор информации по материально-сырьевой базе: количество поставщиков и оценка их коммерческих предложений; уровень цен; наличие новинок и развитие НТП.

5) цены на мебель, фурнитуру, комплектующие и основное сырьё всех субъектов рынка.

6) политика государства в области внешней торговли: пошлины на ввоз мебели, барьеры,  торгово-политические мероприятия; межгосударственные соглашения; объём экспорта (физический и стоимостной); сведения о кредитах на экспорт или импорт мебели.

Данные по каждому из приведённых направлений подвергаются обработке и анализу, а полученная информация должна консолидироваться в единый отчёт.

Немаловажным является применение предлагаемых мероприятий на практике. В качестве обоснования предложенных методологических основ разработаем схему текущего наблюдения применительно к мебельному рынку Новгородской области. Его разработка будет проходить по следующему алгоритму:

-               постановка цели текущего наблюдения: комплексная оценка состояния мебельной отрасли в Новгородской области;

-               разработка бланков (баз данных) по отмеченным направлениям;

-               сбор текущей информации в разработанные бланки;

-               обработка и анализ данных;

-               выход информации в виде отчёта.

В зависимости от частоты анализа и прогноза, предлагаемая схема может видоизменяться.

Второй этап – анализ конъюнктуры мебельного рынка, выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию. Включает несколько шагов:

а) формирование временных рядов по каждому из отобранных показателей;

б) определение степени и направления воздействия каждого фактора в отдельности;

в) рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.

Третий этап – прогноз и выводы о перспективности развития рынка мебели.

Построенная таким образом методология  исследования конъюнктуры рынка является именно методологией как таковой. Её можно использовать предприятием в качестве ориентира при проведении конъюнктурных исследований.

 

Литература

1              Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

2              Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 439 с.

3              Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник. – М.: Ид. «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.

4              Мануковский А.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучить современный рынок. – М.: Школа международного бизнеса МГИМО, 1991. – 127 с.

5              Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003. – 352 с.

6              Скопина И.В., Рогачев А.Ф. Маркетинговый анализ на основе экономико-математических методов: в 7 частях. Ч. 1. Потребительский рынок, конъюнктура, модели. Учебное пособие. – Киров: Издательство ВятГУ, 2003. – 180 с.

7              Новиков А.М., Новиков Д.А. Режим доступа: http://www.methodolog.ru/method.htm

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle