Автор: Якушина Ольга Игоревна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Библиографическое описание:

Якушина О. И. К вопросу о национальной идее // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 263-265.

Мы живем в быстро и резко меняющееся, нецелостное время, вызывающее наступление секуляризации в наши дни и ставшее характерной чертой современной мировой эпохи [3], поэтому неудивительно видеть явления кризиса и упадка в сфере духа, души и тела человека, требующих для себя все больше материальных благ при уменьшении самоотдачи.

Именно национальная идея может и призвана сплотить нацию, объединить народ на решение актуальных для государства задач, на государственное строительство, и объединенная этой идеей страна становится сильной и мощной державой [6].

В послании Президента РФ 5 ноября 2008 г. говорится, что «Основу нашей политики должна составлять идеология, в центре которой – человек …Конституция предопределила путь обновления России… как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинства каждого человека» [1].  Развитие российской государственности будет успешным, если будет опираться на свободных людей, уверенных в своей защищенности законом и государством, которое может быть сильным и мощным в своем единстве, при целостности территории и большой численности населения. Государство, «повернувшееся лицом к человеку» – это забота о каждом гражданине как о части единого целого  вот на чем может быть основана воля народа к единению, национальная идея, сплачивающая нацию, причем гарантированная «авторитетом самого Основного закона»: «…именно Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство…единство многонационального народа», записано в послании Президента РФ Федеральному Собранию [7].

Идея русской самобытности противопоставляется идее включения России в какой бы то ни было контекст мировой истории [4, 5]. Ради сохранения самобытности требуется пожертвовать вхождением России в мировое сообщество, а принимая во внимание масштабы нашей современной жизни, происходящую глобализацию, мировое сообщество требует жертвовать всем «русским»: национальными интересами, историей, культурой, духовным опытом народа, и даже его территорией. Однако ведь жертвуя «русским», мы невольно должны будем забыть и о русской «всемирной отзывчивости», и ни к чему доброму, положительному с точки зрения русской нации, кроме как безликому космополитизму, этот путь не приведет: он изменит наши традиционные ценности, но не поможет решить проблему возрождения России, русской самобытности и достойного включения России в стремительно глобализующий мир.

Следует подчеркнуть, что «отзывчивость» и «человечность» являются общепризнанной характерной чертой русской нации, а именно общности людей, проживающей исторически на территории Русь-Россия-Российская империя–СССР–Российская Федерация и пространство стран СНГ, которая на протяжении многовековой истории, проявляется как национальное общее чувство - «всемирная отзывчивость», которую еще называют «русской душой», - это высокая духовность, любовь к человеку, солидарность, человечность «во всем пространстве этого слова», включающая национальное бескорыстие, жертвенность и цивилизаторская роль на присоединенных территориях. И Россия, и СССР ставили целью не подавление национальной традиции, веры, культуры завоеванных народов, а скорее их развитие, в результате которого эти народы «поднимались» до уровня русского народа. И сегодня Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что «Не раз именно Россия оказывала покровительство малым народам…» [6].

Авторитет духа, русской души, ее достоинство, готовность бескорыстно оказывать гуманитарную помощь слабым признана во всем мире, это свойство неведомо подавляющему большинству западных «рациональных» наций. Всесильную Америку мир не любит – «мировой жандарм», а Россию – любит, прежде всего простые люди.  Философ В.С. Соловьев очень точно подметил, что «Россия – душа человечества» [7].

Из чего может проистекать общая идея, что такое общество? В своем фундаментальном труде «Русская история» авторитетнейший историк В.О. Ключевский пишет «Я разумею общество как историческую силу… что люди живут вместе и оказывают влияние друг на друга…. Преимущественно бытовые условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах … и совокупность природы которых составляет то, что мы называем  народным темпераментом… влияет на быт и духовный склад людей» [5]. Духовность опирается на пласт многовековой культуры, не имеет протокольных рамок, ее нельзя ликвидировать приказом или распоряжением. Неоднократно на протяжении истории авторитет духа являлся объединяющим и консолидирующим началом, особенно в годы испытаний. Подтверждение этой идеи – в  национальной жизни живущих на данной территории народов более 12 столетий. Опираясь на историю, В.О. Ключевский так  подчеркивал главную особенность истории России: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней», но в России, в отличие от стран «воинствующего колониализма» - Великобритании, Франции, Испании и др. – основным средством колонизации было переселенчество (а не вооруженный захват), т.е.  перемещение населения из центральных районов России на постоянное место жительства в малонаселенные окраинные местности – Сибирь, Север, Дальний Восток [4]. Расширение земель русских началось с момента объединения удельных княжеств, затем началось освоение Сибири, затем их «прирастание» связано с присоединением Малороссии, Белороссии и Новороссии (степи северного Причерноморья): и образовалась Российская империя. Дальнейшее расширение империи в XVIII в., при Екатерине II, произошло после победоносных войн с Турцией: к России отошли Новороссия и Крым, часть Польши, Литва и Курляндии; добровольное присоединение Грузии и присоединение Туркестана.

Русские всегда уважительно, по-человечески относились к местному населению, к их вере, традициям и обычаям, приобщая их к своей цивилизации, языку и культуре. Уникальная особенность русских состоит в том, что они  в своей отдаче сохраняют свою душу, усваивая лишь внешние формы другого. Как в имперский, так и советский период это выражалось в просвещении присоединенных народов, велось строительство, школ, больниц, театров, промышленных предприятий. Все это вызывало уважительное отношение местных народов и способствовало упрочению межнациональных бытовых, экономических и культурных связей. Десятки малых народов Севера, Востока, Туркестана, находившихся на полуфеодальном уровне, за 70 лет Советской власти в теснейшем взаимодействии с русским населением достигли цивилизационного уровня.

Федеративные, а не унитарные принципы организации государства – РСФСР, затем СССР и Российской Федерации – вот свидетельство уважения ведущей нации в многонациональном государстве по отношению к другим нациям и народностям, свидетельство политического равенства всех их перед лицом закона. Следует подчеркнуть, что русский народ, даже и не составлявший большинство населения Российской империи, исторически смог стать лидером, цементирующим все многонациональное ее пространство (так, по переписи населения 1897 года русские в структуре империи составляли всего 44,3% от 122,6 млн. чел., т.е. меньшую половину населения).

«Русская отзывчивость» на протяжении всей многовековой истории давала благоприятные возможности развития своей национальной жизни и культуры, своего языка других, в том числе и малых наций и народов в составе единого мощного государства, которое в состоянии их защитить. И сегодня на фоне кризиса «малые» стремятся к «старшему бескорыстному брату», т.к. сообща легче – отсюда сосуществование наций и народностей на обширной территории российского государства.

Феномен русской души очень точно подмечен гениальным русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем  в повести  «Тарас Бульба» [2], эти слова очень точно подходят и к нашему сегодняшнему времени, хотелось, чтобы их прочитали, услышали те, кто живет в бешеном ритме, потеряв «человеческое лицо» в погоне за «золотым тельцом» и устремляясь к всеобщей унифицирующей глобализации: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: думают только, чтобы при  них были  хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды  их. Перенимают черт знает какие, бусурманские обычаи; гнушаются языком своим: свой со своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынку… Но у последнего подлюки, каков он ни есть, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают, что значит в Русской земле товарищество!».

Библиографический список:

1.      Конституция Российской Федерации Конституция, М., «Юридическая литература», 2009. http://archive.kremlin.ru/articles/ConstMain.shtml

2.      Гоголь. Н.В. Тарас Бульба / Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, в 10 томах, - М.: Изд-во АН СССР, 1979.

3.      Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 тт. М.:МГУ, 2001.

4.      Ключевский В.О. Сочинения в 8-ми  томах. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1956.

5.      Ключевский В.О. Русская история, М.: Мысль, 1994.

6.      Медведев Д.А. Россия, вперед! / официальный сайт Президента России http://news.kremlin.ru

7.      Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 г. / официальный сайт Президента России. http://news.kremlin.ru

8.      Соловьев В.С.. Поэзия Ф. И. Тютчева. http://www.rulex.ru/01180442.htm

Основные термины: сайт Президента России, включения России, официальный сайт Президента, послании Президента, русской самобытности, русской души, русской нации, Ключевский В.О, характерной чертой, идее включения России, достойного включения России, национальная идея, характерной чертой русской, проблему возрождения России, особенность истории России, Идея русской самобытности, многовековой истории, центральных районов России, Федеральному Собранию, русской «всемирной отзывчивости»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle