Библиографическое описание:

Надеева Е. В. Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 299-301.

В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Весьма очевиден и тот факт, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, учета психолого-этнических особенностей русского народа, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания. Трудно не согласиться с Д.Г.Лихачевым, утверждавшим, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Даже в XXI веке мы должны не забывать о национальных особенностях и должны быть озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно трудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию. Накопленный русской народной педагогикой опыт трудового воспитания и социализации подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных российских средств массовой информации, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственность, бездуховность, преступность.

Исследования ученых показывают, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит к извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.

Основной целью народной педагогики была подготовка всесторонне развитых людей, способных переносить любые невзгоды; наделенных умом, физической силой и нравственными добродетелями.

Утрата исторических и духовных ценностей, созданных нашими предками, разобщенность и отчужденность поколений может привести к бездуховности, дисгармонии личности, потере внутреннего стержня и дисбалансу в сознании людей.

Сегодня мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде. Следовательно, возникает необходимость переосмысления педагогического опыта и этнических традиций, которые приобретают особую значимость в наши дни. Все более очевидно, что современная школа не может и не должна дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций. Возникла необходимость воспитать Личность, устремленную к высоким нравственным идеалам через внутренне свободный самодостаточный разум, способный самостоятельно, по собственной воле контролировать свои влечения и поступать сообразно добродетели. Установка современного человека «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека, рано или поздно окажется лицом к лицу перед тревожной дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение, отмечает Ш. Летурно.

Таким образом, сегодня и школа, и ученые, и общественность, и пресса говорят о том, что без решения важнейшей задачи воспитания подрастающего поколения на национальных традициях, проникнутых высоконравственным национальным идеалом, не может быть полноценного, всестороннего воспитания.

Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.

Рассматривая традиции и обычаи народной педагогики во взаимосвязи с современным профильным обучением, нам хотелось обратить особое внимание на трудовую подготовку в народной педагогике и воплощение ее идей в условиях современного профильного образования.

Перед нами встал вопрос: «Современное профильное образование – это продолжение традиций трудового воспитания в народной педагогике или новый этап в российской системе образования?»

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо вспомнить, как осуществлялось трудовое воспитание в народной педагогике, каковы его идеи и каковы цели преследующего трудового воспитания?

Уже А.С. Макаренко в свое время на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. В этой педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных  институтов.

Труд для многих народов был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что  овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы  выучиться» [3, 18].

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося  о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если мы сформулируем отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств[2, 124].

Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду. Во – вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В – третьих, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

В – четвертых, необходимо учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека.

В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и  родители.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого интеллектуального, нравственного, эстетического и физического уровня. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально  - культурные ценности народа.

И в качестве этого, согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1, 9-26].

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный  характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами  игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, отвечая на выше поставленный вопрос, мы не можем дать конкретного ответа: продолжение ли профильное образование традиций народного трудового воспитания или только воплощение идей в системе нового российского стандарта образования. Время не стоит на месте, и цели и задачи образования меняются с учетом современных требований государства. Но мы никогда не должны забывать о тех началах, идеях зародившегося еще в далекое время трудового воспитания с его народной верой в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего, для труда в общественном коллективе.

Литература

1.      Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. - 2000 - №2. -  С.9-26.

2.      Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва.  1955 г.

3.      Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. Москва.  1966 г.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle