Нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов и аспирантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1785 раз

Библиографическое описание:

Серга, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов и аспирантов / М. Ю. Серга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 315-320. — URL: https://moluch.ru/archive/11/773/ (дата обращения: 19.04.2024).

Под мобильностью понимается предоставление возможности студентам, преподавателям и административному персоналу вузов «перемещаться» из одного европейского вуза в другой с целью обмена опытом, получения новых знаний, компетенций, которых по тем или иным причинам невозможно приобрести по месту основной работы или учебы.  Академическая мобильность - это международный термин, означающий обеспечение получения дополнительных знаний для студентов, аспирантов и преподавателей за рубежом. Некоторые специалисты в области международного образования под академической мобильностью понимают период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом.

Несмотря на то, что в  Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803) одним из критериев оценки социально-экономической эффективности реализации Программы определяется  рост академической мобильности студентов, академического и административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и грантов для финансового обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах), нельзя утверждать, что мобильность студентов и аспирантов  в России получила большое распространение.

В подтверждение этой идеи приведем данные Национального доклада РФ, подготовленного к встрече министров образования стран-участниц БП в Лондоне в мае 2007 года, в котором отмечается, что «свыше 2 тысяч российских граждан (студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники) ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров РФ, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, включенное обучение, стажировка (в том числе языковая), научная работа, повышение квалификации». Для России  с ее населением и географической протяженностью эта цифра не является значимой.

Невысокой является и «обратная мобильность», например, иностранные аспиранты составляют всего 3% от общего количества всех аспирантов, обучающихся в российских вузах (причем, практически все из развивающихся афро-азиатских, а также латиноамериканских государств и СНГ), в то время как в европейских и американских университетах доля иностранных аспирантов составляет примерно 10%.

Таким образом, имеет смысл говорить о целесообразности создания необходимых мер поддержки развития мобильности студентов и аспирантов. Очевидно, что одним из приоритетов в направлении развития и реализации академической и научно-исследовательской мобильности должно стать нормативно-правовое обеспечение мобильности, которое будет регулировать отношения на европейском, российском и институтском уровнях.

По уровню, на котором регулируются отношения между субъектами образования, документы могут быть [4]:

   -транснациональные – регулируемые на основе международных соглашений и договоренностей;

- региональные – регулируемые группой договорившихся стран одного региона;

- государственные – регулируемые на национальном уровне;

- региональные – регулируемые самим учебным заведением;

 - факультетские – регулируемые автономным факультетом в составе учебного заведения.

 Предпосылки для развития Болонского процесса в современном его понимании сложились задолго до подписания Болонской декларации в лоне процессов европейской экономической и политической интеграции.

Так в Страсбурге  (2 марта 1995 г.) были сформулированы РЕКОМЕНДАЦИИ № R (95) 8 КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ,  в  которых были  заложены основные идеи, касающиеся проблем   развития мобильности.

Под мобильностью понимается период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную страну после завершения обозначенного периода. Академическая мобильность может быть достигнута через созданные для этой цели программы, через соглашения по обмену между правительствами, учреждениями высшего образования или их ассоциациями, а также по инициативе индивидуальных учащихся и персонала («свободные схемы перемещения»).

Были отмечены следующие  принципы мобильности: - академическая мобильность - важное направление в увеличении компетентности учащихся и академического персонала в их области деятельности, в обеспечении злободневными научными знаниями для стран и институтов, где такие знания менее хорошо развиты в данной области обучения; -  все европейские страны должны как посылать, так и принимать учащихся и академический персонал, особенно важно поощрять академическую мобильность между Западной Европой и Центральной и Восточной Европой, между странами Центральной и Восточной Европы; - все европейские страны призываются к дальнейшему улучшению своих условий предоставления творческого отпуска уезжающему академическому персоналу или к представлению таких условий, где они еще не существуют.

Обговаривая финансовые условия, отмечалось, что учащийся, обучающийся за рубежом, должен иметь право на ту же самую финансовую поддержку от родной страны, какую он получил бы, если бы он обучался дома; страны с лучшим финансовым положением могли бы основать специальные стипендии с целью добавления к другим стипендиям и грантам; каждое учреждение высшего образования должно выделить фонды для поддержки международного сотрудничества и академической мобильности.

Именно  Лиссабонская Конвенция о признании квалификаций, подписанная двумя годами позже, признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций.
          Среди положений Болонской Декларации (18-19 июня 1999г.) мобильности отводится серьезное и значительное место. В данном документе мобильность упоминается в той ее части, которая посвящена средствам реализации фундаментальных принципов, закрепленных декларацией: «Университеты приветствуют взаимный обмен информацией и документами, совместные проекты по развитию образования как важные факторы неуклонного прогресса знаний». Под мобильностью понимается предоставление возможности студентам, преподавателям и административному персоналу вузов «перемещаться» из одного европейского вуза в другой с целью обмена опытом, получения новых знаний и компетенций, которых по тем или иным причинам невозможно приобрести по месту основной работы или учебы.

В 2000 г. в Ницце был разработан и поддержан Советом Европы План действий по развитию мобильности в европейских университетах.  Планом были провозглашены следующие цели: определение концепции мобильности, развитее соответствующей формы финансирования  университетской мобильности; расширение академической мобильности и улучшение для нее условий.

Целью Брюссельского Коммюнике (16 октября 2002 г.) «Европейское пространство научных исследований: Придание нового импульса, Укрепление – Переориентация – Открытие новых перспектив» является определение тех действий, которые должны быть предприняты для того, чтобы дать новый импульс инициативе создания Европейского пространства научных исследований путем укрепления усилий там, где необходимо, и определения новых перспектив, которые создадут более эффективные способы внедрения инициативы. Рассмотрены ресурсы развития мобильности исследователей: финансовые, правовые. Виды поддержки были диверсифицированы и применяются двумя способами: продлением стипендий для покрытия всех этапов научно-исследовательской карьеры и продлением периода присуждения стипендий. Правовые инструменты направлены на  организацию мобильности граждан третьих стран, т.к. гораздо сложнее обеспечить  свободу передвижения для исследователей из третьих стран в пределах Европейского союза, чем для исследователей Европейского союза.  Рассмотрение условий въезда и проживания исследователей из третьих стран началось в 2002 году с целью облегчить им въезд и передвижение в пределах Европейского союза. В данном документе были отмечены следующие достижения:

-развитие европейской сети мобильных центров (включающей примерно 40 учреждений) для оказания исследователям практической помощи и содействия;

-развитие системы электронной информации в отношении возможностей трудоустройства для исследователей, а также юридических и административных условий в странах Европейского союза – «Интернет-портал Мобильности Исследователей».

Берлинское коммюнике (2003 г.) вообще называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования». Главная цель мобильности - дать студенту возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. Министры согласны заняться на национальном уровне работой по устранению юридических барьеров, препятствующих введению и признанию совместных степеней, и активной поддержкой разработки и адекватного контроля качества интегральных учебных планов, ведущих к присуждению совместных степеней. Министры призывают к повышению мобильности на уровне докторантуры и последокторском уровне и поддерживают образовательные учреждения в стремлении к росту кооперации в работе над докторскими диссертациями и профессиональной подготовке молодых исследователей.

После Берлинской конференции в декабре 2006 г. в Ницце прошел международный семинар, посвященный проблемам докторских программ в Европе. В рекомендациях семинара было подчеркнуто, что докторские программы – ключевой компонент европейского высшего образования в глобальном контексте. Была отмечено, что необходимо  интенсифицировать  интернационализацию и  мобильность докторских программ, укреплять системы совместных степеней на докторском уровне.

  Теме мобильности уделяется большое внимание и в Лондонском коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира» (2007): «Мобильность сотрудников, студентов и выпускников является одним из основных элементов Болонского процесса, создающим возможности для личного роста, развития международного сотрудничества между людьми и учреждениями, повышения качества высшего образования и научных исследований и наполнения европейского измерения содержанием». Планируется на национальном уровне направить усилия на поиски путей дальнейшего стимулирования мобильности сотрудников и студентов, что предполагает значительный рост числа совместных программ и создание гибких учебных планов. Вузы призываются активизировать усилия по встраиванию докторских программ в свою стратегию и политику и развивать соответствующие карьерные траектории и возможности для докторантов и начинающих исследователей и впредь планируется поддерживать обмен опытом между вузами по новаторским докторским программам, появляющимся в Европе, а также по другим ключевым вопросам, таким как прозрачность условий поступления, руководство и процедуры оценивания, развитие переносимых навыков и пути улучшения трудоустройства.

Размышляя о 2010 годе и последующем периоде министры констатировали, что, продолжая свое развитие, Европейское пространство высшего образования будет и далее отвечать на вызовы глобализации, в связи с чем потребность в сотрудничестве будет существовать и после 2010 года (переход от Болонского процесса к Европейскому пространству высшего образования).

Таким образом, Россия присоединилась к Болонскому процессу, когда в Европе был накоплен большой опыт сотрудничества в сфере образования, в частности по вопросам развития мобильности.

  Основными федеральными законами Российской Федерации в сфере образования являются Законы  «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), которые изначально и  задавали правовое поле реализации мобильности студентов и исследователей.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставил возможность студентам изучать отдельные дисциплины в других вузах.  Инструкция о заполнении документов о высшем профессиональном образовании позволяет вписывать в приложение к диплому дополнительные изученные дисциплины, а также  давать ссылку на вуз, в котором изучены дисциплины основной образовательной программы. Однако нормативными правовыми документами механизм возможности прохождения студентом части основной образовательной программы в другом вузе (кроме перевода из вуза в вуз) не определен.  В России только  зарождаются    процессы    поступления  бакалавров   для  продолжения образования   в магистратуре  других  вузов. 

Кроме того, в рамках этого закона основными принципами государственной политики в области высшего образования были, в том числе, провозглашены непрерывность и преемственность процесса образования и интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования (ст. 2.2., 2.3). Законом была расширена автономия высших учебных заведений (ст. 3.2), понимаемая как «степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности», профессорско-преподавательский состав и студенты получили право «академической свободы» (ст. 3.3).

В настоящее время на рассмотрение законодателей внесены проекты изменений  в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В частности, изменения предусматривают:

·                    законодательное установление двух уровней высшего образования: бакалавриат (3-4 года), магистратура (2 года) или подготовка специалиста на базе бакалавриата (1-2 года);

·                    сохранение ряда программ  с непрерывной подготовкой;

·                    создание условий для ускоренного развития системы непрерывного образования (обучения в течение жизни);

·                    дальнейшую интеграцию образования и науки.

      В ноябре 2001 года Министерство образования РФ издает приказ № N 3561 «О практике взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах». В соответствии с этим документом Управление международного образования должно было в течение 2002 года завершить проработку вопросов по анализу состояния дел в системах образования государств-участников СНГ, с которыми Российская Федерация не имела соглашений о взаимном признании документов об образовании и определить целесообразность заключения с ними соответствующих соглашений, а также при подготовке ежегодных планов первоочередных работ предусмотреть направления деятельности, направленные на развитие экспорта российских образовательных услуг и признания документов об образовании в зарубежных странах.

Следует отметить, что с одной стороны, российские законы не запрещают мобильность, но рассчитаны они на единичные случаи и не предполагают мобильность в рамках европейского пространства, что повлекло за собой необходимость развития законодательной базы в области развития мобильности.

В 2002 году Министерство образования РФ инициирует эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. 2 июля 2003 года Министерство издает приказ № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе», согласно которому в целях совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников в ВУЗах России в 2003 – 2005 годах проводится эксперимент по применению системы зачетных единиц и кредитов в рамках преподавания отдельных специальностей.

Приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» утверждены в том числе головные вузы по введению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), как инструмента академической мобильности.

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» и «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации на 2005 – 2010 гг.».

При осуществлении  академической и научно-исследовательской мобильности ее участники сталкиваются с рядом трудностей, которые требуют нормативно-правового решения на федеральном уровне.

    Первая проблема связана с признанием выдаваемых документов об образовании.

В большинстве стран российские ученые степени не признаются, что влечет за собой необходимость переаттестации. В иностранных словарях отсутствуют словарные статьи российских ученых званий «кандидат наук» и «доктор наук», что создает препятствия публичного заявления российского ученого о себе. Российские исследователи вынуждены за рубежом проходить процедуру признания так же, как и иностранные в России. Все это затрудняет создание совместных программ и совместных защит диссертаций.

В научно-исследовательской практике Российских вузов существуют случаи организации совместных защит кандидатских диссертаций, однако процедура сегодня является, скорее, исключительной и чрезвычайно сложной для реализации, это связано со следующими вопросами [1]:

- формат, т.е. как следует определять понятие «программы совместной ученой степени;

- академический, финансовый статус вовлеченных обучающихся;

- определение продолжительности обучения в вузах-партнерах (минимальной и максимальной) и автоматическое признание в ходе участия в программе;

- процедура совместного надзора за диссертациями и общими экзаменационными комиссиями, деятельностью Диссертационных советов;

- статус руководителей, участвующих в программе в случае виртуальной и физической мобильности.

 Специальных актов, регулирующих признание совместных дипломов, не принималось. Вместе с тем законодательных препятствий критического характера для их признания не существует, поскольку органы признания руководствуются положениями Лиссабонской конвенции по признанию и дополняющими Конвенцию Рекомендациями ЮНЕСКО и Совета Европы о признании совместных степеней (Recommendations on the Recognitions of Joint Degrees), принятых в июне 2004 г. Все это требует специального документального закрепления.

Еще одним важным вопросом является реализация индивидуальных образовательных траекторий. С одной стороны, государственные образовательные стандарты не предусматривают индивидуальных образовательных траекторий, с другой стороны, запретов на них тоже не существует. Реализация академической мобильности студентов осложняется жестко установленными сроками обучения в Российской Федерации, разницей учебных планов. В данном отношении у аспирантов имеется ряд преимуществ, это связано с тем, что обучение в аспирантуре носит более индивидуальный характер. На наш взгляд, у аспирантов в процессе их подготовки есть больше возможностей выстраивать свой индивидуальный маршрут в соответствии с имеющимися познавательным и исследовательским опытом, научными интересами, временными возможностями. Отличительной чертой подготовки аспирантов является ориентация на индивидуальную подготовку, которая предполагает вариативность индивидуального плана, свободу выбора образовательных курсов и форм их освоения, значительную долю самостоятельной работы аспиранта в общей трудоемкости. Действительно,  каждый аспирант имеет индивидуальный план, сам определяет сроки сдачи кандидатских экзаменов и сроки освоения модулей образовательной программы.

Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (2002), разработанные Министерством образования, предоставляют образовательным учреждениям возможности выбора разнообразных технологий, форм организации обучения и режима функционирования с целью создания оптимальных условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся при соблюдении принципа преемственности содержания образования и специфичности его представления на возрастных ступенях.

В то же время аспиранты тоже сталкиваются с рядом трудностей: процедуры визовой поддержки, отсутствие национальной системы, стимулирующей участие в мобильности, отсутствие национальной системы правовой поддержки мобильности.

Еще одна проблема, требующая решения на уровне государства – финансирование программ мобильности. На сегодняшний момент отсутствуют национальные системы финансовой поддержки мобильности (нормы Министерства финансов РФ), отсутствует эффективно действующая система соответствующих стипендий. В настоящее время финансовую поддержку в основном оказывают зарубежные и российские фонды.

При осуществлении мобильности студентов и аспирантов большая роль отводится самим вузам, это связано еще с тем, что Болонский процесс предполагает предоставление вузам большей автономности. Внутривузовское нормативно-правовое обеспечение мобильности студентов и аспирантов должно учитывать особенности, как самого образовательного учреждения, так и механизмов реализации различных форм академической мобильности с учетом положений национального законодательства и международного права.

Каждому вузу для развития академической мобильности приходится решать следующие задачи [3]:

*          - создание и развитие системы грантов для студентов и преподавателей;

*                  - совершенствование организационных механизмов и внутривузовского нормативно-методического обеспечения академической мобильности;

*                  - выделение целевых средств в бюджетах вузов на мобильность и международное развитие;

*                  - обеспечение качественной подготовки студентов, преподавателей и сотрудников вузов по иностранным языкам, формирующей адекватный для участия в программах международного сотрудничества уровень владения языками;

*          - разработка внутривузовской системы оценки мобильности;

*          - создание инфраструктуры для поддержки в адаптации;

*                  - создание социально-бытовых условий, развитие академического наставничества;

*                  - развитие системы информирования о программах академической мобильности.  

  Интересен опыт СПбГПУ по формированию документального обеспечения мобильности [2], где решением организации мобильности студентов и аспирантов в формах организованной и неорганизованной мобильности, включенного обучения, краткосрочных программ, летних и зимних  школ занимаются на трех уровнях: кафедральном, факультетском и университетском, и курируют процесс сотрудники, занимающиеся в этих подразделениях международной деятельностью.

Основополагающим документом, подписываемым вузами является рамочный договор о сотрудничестве, поскольку он юридически отражает желание вузов стать партнерами и  играет рол фундамента, на котором строятся и развиваются двусторонние отношения. В договоре стороны обговаривают намерение о сотрудничестве и перечисляют области, в которых планируют его развивать, кроме того стороны приходят к соглашению о том, каким образом будет регламентировано сотрудничество в каждой из указанных областей.

Соглашение об обмене студентами, подписанное вузами-партнерами, является тем документом, который регламентирует процесс академической мобильности в университете. Оно подписывается со ссылкой на ранний договор, заключенный между университетами. В соглашении оговаривается период пребывания в партнерском вузе, количество студентов от каждого вуза, участвующих в обменах, финансовые условия, уровень подготовки студентов, ответственность сторон, условия пребывания и проживания, обязательства по признанию периода обучения за рубежом в партнерском вузе.

Положение «О совместных образовательных программах включенного обучения и «Двойной диплом», разрабатываемых и реализуемых СПбГПУ совместно с зарубежными вузами-партнерами». Данное положение является обязательной составляющей документооборота, регламентирующими академическую мобильность в университете, в котором оговариваются основные условия прохождения включенного обучения, его цели и задачи, принципы функционирования, финансовые условия.

Таким образом, можно предположить, что организация и реализация мобильности аспирантов и студентов зависит в большей степени от инициативы самого образовательного учреждения и его желания сотрудничать с зарубежными и российскими партнерами. С целью стимулирования вузов к развитию программ академической мобильности может быть предложена система оценки деятельности российских вузов по развитию академической мобильности и введение ее в качестве компонента в официальные системы оценки вузов (рейтинг вузов, показатели государственной аккредитации).

Литература

 

1 Баева И.А. Докторантура – ступень многоуровневого образования в контексте Болонского Процесса // Совершенствование подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Сборник научных трудов. Вып. 1. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – 190с.

2.Краткосрочные программы обучения/Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М., Кораблев В.В. и др.; Под. ред. А.М. Алексанкова: Учеб. Пособие: СПб.:Изд-во Политехн. Ун-та, 2007. 158с.

3. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в вузе.- http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/bp/monitoring/2007 

4.Современное состояние законодательно-правового обеспечения процессов внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в Российской Федерации. –http://www.msu.ru/innovation/am/zakon_baza.rtf  

Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, высшее образование, Российская Федерация, Болонский Процесс, европейское пространство, вуз, Россия, аспирант, Болонская декларация, послевузовское профессиональное образование.


Похожие статьи

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Академическая мобильность научно-педагогических работников...

Интеграция России в ЕПВО должна обеспечиваться посредством преобразования нормативной базы, учитывающей основные принципы

Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, программа, вуз...

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Формирование российского образования через призму...

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Структура высшего образования в России.

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран.

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

С момента присоединения России к Болонскому процессу для Российского образования вопросы о путях интеграции его в европейское и мировое образовательное пространство стали чрезвычайно важными.

Унификация права в сфере образования как составляющая...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Роль академической мобильности в современной Европе

Ключевые слова: академическая мобильность, Европейский Союз, стипендиальные программы. Образование — это непрерывный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Похожие статьи

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Академическая мобильность научно-педагогических работников...

Интеграция России в ЕПВО должна обеспечиваться посредством преобразования нормативной базы, учитывающей основные принципы

Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, программа, вуз...

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Формирование российского образования через призму...

Болонский процесс, высшее образование, Болонская декларация, национальная система образования, высшее профессиональное образование, внутренний кризис, европейская зона, европейское высшее образование...

Академическая мобильность как фактор формирования...

академическая мобильность, Болонский процесс, высшее образование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, способность, студент, Болонская декларация, английский язык, зарубежный вуз.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Структура высшего образования в России.

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран.

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

С момента присоединения России к Болонскому процессу для Российского образования вопросы о путях интеграции его в европейское и мировое образовательное пространство стали чрезвычайно важными.

Унификация права в сфере образования как составляющая...

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское пространство, академическая культура...

Роль академической мобильности в современной Европе

Ключевые слова: академическая мобильность, Европейский Союз, стипендиальные программы. Образование — это непрерывный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Задать вопрос