Библиографическое описание:

Болдырева С. Б., Аксенова Т. Н. Процесс управления инновационной деятельностью сельскохозяйственного предприятия // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 82-85.

Деятельность сельскохозяйственного предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера. Другими словами, предприятию необходима модель управления инновационной деятельностью.

Воплощение инновационных процессов в новых продуктах является основой экономического роста. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.

На всех этапах процесса стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. На практике это означает, что инновационный менеджмент превращается в ведущий элемент стратегического управления. Влияние новых технологий оказывается столь всеобъемлющим и нарастающим, что возникает необходимость исследования взаимосвязи между инновационной деятельностью и стратегическим управлением организацией.

И так как замедлять развитие прогресса неразумно, а устранить его влияние на изменение привычного экономического климата невозможно, то возникает необходимость выработки новых способов управления в аграрных образованиях в частности.

Необходимо разработать и описать такую модель управления инновационной деятельностью, чтобы процесс своевременных изменений был заложен в саму суть системы функционирования организации с целью осуществления непрерывного движения к очередной намеченной цели.

Исходя из того, что концентрированным выражением процесса управления является управленческое решение, модель управления инновационной деятельностью предприятия представляет собой управленческое решение относительно принятия инновационной программы предприятия, рассмотренная нами на конкретном сельскохозяйственном предприятии – сельскохозяйственном производственном кооперативе «Южный» Городовиковского района Республики Калмыкия.

Модель инновационного развития СПК «Южный» должна интегрироваться в процесс стратегического планирования и управления предприятием.

Предложенный нами процесс управления инновационной деятельностью отличается от известного процесса управления максимально полным учетом специфики инновационной деятельности; на его основе определено место инновационной деятельности в системе стратегического планирования и управления предприятием.

Стратегическое планирования и управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Главная задача любой стратегии предприятия – достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию СПК «Южный» на агропромышленном рынке (рис. 1.).

К их числу относят:

– производственный потенциал предприятия – наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

– экономический потенциал предприятия – низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;

– маркетинговый потенциал предприятия – эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.

На наш взгляд, к числу перечисленных условий необходимо отнести и инновационный потенциал предприятия – наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д. Инновационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия. Он также характеризует их способность к усилению в перспективе.

Эффектом реализации условий инновационного развития должны стать рост производительности труда и снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной  продукции, в результате чего увеличится прибыль, а, следовательно, и рентабельность производства. Оставшаяся в распоряжении увеличенная чистая прибыль послужит фактором устойчивого социально-экономического

Левая фигурная скобка: резельтатНадпись: Создание условий инновационного развития 
СПК «Южны»

Рис. 1. Условия и результаты реализации инновационного развития СПК «Южный»

развития сельского муниципального образования, на территории которого расположен СПК «Южный». Реализация данного инновационного развития позволит значительно увеличить уровень качества жизни населения.

Следовательно, изначально любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Поэтому необходимо определить место инновационного управления в процессе стратегического управления.

Процесс инновационного                       планирования и управления

 

 

Процесс стратегического планирования и управления

 
На рис. 2 приведено соотношение этапов в процессах стратегического и инновационного управления. Таким образом, на всех этапах стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3.2. Соотношение этапов в процессах стратегического и ения

 

Рис. 2. Соотношение этапов в процессах стратегического и инновационного планирования и управления

Как видно из рисунка 2 процесс инновационного планирования и управления включает в себя прогнозирование инноваций и планирование инновационной программы с учетом анализа внутренней и внешней среды, результаты которого обосновываются с помощью СВОТ - анализа.

Для выявления главных проблем и постановки стратегических целей чрезвычайно важна оценка текущей ситуации, анализ которой проводится в несколько этапов:

1. Отнесение предприятия (хозяйства) к определенному разделу классификации для определе­ния конкретной методики сбора и анализа информации.

2. Описание внутренних факторов, действующих на предприятии: выпускаемая продукция, хозяйственный механизм, целевые и ресурсные ограничения.

3. Описание PEST-факторов внешнего окружения, оказывающих долгосрочное влияние на деятельность предприятия.

4. Описание конкурентного окружения, включая рынки (мест­ный, районный, региональный), потребителей (индивидуальных и оптовых), поставщиков, основных конкурентов.

5. Анализ полученной на преды­дущих этапах информации с выявлением сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализа), прогнозирование развития рынков, сопоставление каналов распределения.

В дальнейшем, вслед за анализом альтернатив и выбором стратегии, должен быть разработан основанный на выбранной стратегии подробный план действий, включающий блоки производства, сбыта, рекламы, обучения персонала и т.д. В пол­ном объеме следует, конечно, раз­рабатывать бизнес-план и финан­совый прогноз деятельности.

Далее определяются критерии оптимизации инновационного развития, принимаются управленческие решения относительно инновационной программы.

На предпоследнем этапе осуществляется управление реализацией стратегией, и только на последнем дается оценка выполнения стратегии.

 

Источники литературы:

1.     Иванов А.С, Векторы инновационного развития в управлении маркетингом.//Маркетинг. - №1. – 2008. с. 5.

2.     Иванов В.А. Сущность, классификация инноваций и их специфика в аграрном секторе//Агроинжиниринг. -№10. 2008.

3.     http://www.ogbus.ru

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle