Библиографическое описание:

Староверова Е. В. Истоки и типы власти // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 178-180.

                                                                                   Из всех страстей человеческих,

                                                                                   после самолюбия, самая свирепая –

                                                                                   властолюбие

                                                                                                         В. Белинский

В настоящее время существует огромное множество определений власти, но практически все они сводятся к тому, что это организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния.

Функция власти – создавать условия для дальнейшего продолжения человеческой жизни, ее процветания и приумножения.

Феномены власти возникают из-за несовместимости целей различных людей или средств их достижения [12].

Власть – основа порядка, которая характерна для всех царств живой природы – это своеобразная борьба за существование (чтобы жить, надо завоевать ареал, самку, пищу и т. д.). В царстве животных (куда впрочем, относится и человек) невыполнение приказа означает смертный приговор: бежать, а то сожрут.

Животные в цирке за выполнение трюка получают пищу из рук дрессировщика, а потому готовы подчиняться. В учреждениях пища – зарплата. Из эволюции человеческого общества, очевидно, что община сильна тогда, когда интересы отдельного индивида подчинены единой воле. Если такого не наблюдалось, то община распадалась или погибала – инстинкт подчинения.

Жизнь сама по себе агрессивна: в борьбе побеждает сильнейший, а это и есть проявление власти. Приказывает тот, кто сильнее, а кто не может освободиться, тот раб. Раб кормится за счет хозяина, он от него зависим, как ребенок зависит от материнского молока. Чем более человек нищ, тем он зависимее, им более легко управлять.

В то же время, без власти общество становится неуправляемым первобытным стадом. Власть становится эффективной тогда, когда подвластные верят властителям.

Эффективность власти зависит от многих условий: силы мотивации, мощности источников власти, от средств воздействия на мотивацию.

Наибольшее согласие власти с народом достигается в условиях опасности: войны, природные и техногенные катаклизмы. Иногда, властители ищут опасность в виде других стран, чтобы скрыть свою несостоятельность, что в настоящее время происходит повсеместно.

Чем больше опасности существует в окружающей среде, тем больше организована структура власти. И здесь заключается ужасный парадокс, что в войне проявляется ужас и величие победителя, а значит носителя власти.

Многие ученые уверяют, что за стремящейся к власти, лидерству, влиянию «сильной» личностью, за их независимостью скрывается комплекс неполноценности [2; 4]. И зачастую в борьбе против бедности, несправедливости, они прикрывают личные мотивы.

Стремление человека быть лидером, впереди всех, выше всех присутствует всегда. Исследователь Адлер центральным принципом учения ставит «волю к власти», которая гласит, что недостаточность своих способностей порождает дефицит власти, который проявляется стремлением к превосходству [1]. Конечной целью большинства индивидов является достижение обладания источниками власти: материальное положение, административная должность и т. д.

Можно выделить два типа власти: рациональная (нормальная, разумная) и невротическая. Первая не противится социальному бытию человека, идет соблюдение интересов граждан. У такого человека очень развито чувство ответственности за других людей [6].

Задатками лидерства являются воля, харизма, способность убеждать, целеустремленность. У лидера по Ф. У. Тейлору должны присутствовать следующие качества: ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость и сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье [7, 57]. Но! Их почти невозможно найти.

В то же время, когда администратор слишком мягок и когда подчиненный понимает, что у управляющего есть такие же недостатки, как и у него, он становится для него совершенно обычным человеком, поэтому дистанция необходима для того, чтобы осуществлять руководство. Иначе подчиненный будет манипулировать руководителем.

Второй же тип власти утрачивает свою гуманность. И здесь, как правило, власть и насилие неотделимы друг от друга. Насилие может перерастать во власть и наоборот. Различие заключается в следующем, если человек побил, убил кого-либо – это насилие, т. е. то, что происходит в данный момент. Если он начинает издеваться над другим, то он имеет над ним власть, которая подразумевает больше времени и пространства.

По исследованиям Лассуэла, обладание властью, компенсирует ущербность, фрустрацию, испытываемую личностью [11]. У взрослых людей это компенсирует отсутствие успехов в выбранной профессии. Если человек не может справиться со своими комплексами, то его действия становятся манипуляцией, а когда окружающие начинают сопротивляться его действиям, то их  нужно подавить или уничтожить.

Для носителей невротической власти характерны следующие черты:

- многим нравится наблюдать, как перед ними унижаются другие;

- очень любят лесть;

- замечают невнимание к себе и хотят производить впечатление;

- хотят видеть себя лучше, всячески этого добиваются;

- радуются неудачам вышестоящего начальства;

- их не интересуют другие люди;

- общаются с теми, кто полезен;

- очень развито желание унижать других, мстительны;

- по их мнению, все исходит только по ЕГО инициативе, он работает всегда только ОДИН и никто больше;

- он всегда должен знать все, что происходит, не желает уступать;

- зачастую живет по принципу «перехитрить и нанести ущерб».

Кроме того, по некоторым исследованиям, у таких людей нет друзей и они говорят, что несчастны [10], при этом отталкивают от себя людей [9], являются весьма злопамятными, завистливыми [8] и идут «по головам», оправдывая свои цели.

Как правило, люди, которые изначально нацелены на власть, чаще врут, настроены на большую выгоду [5].

Невротики должны постоянно подтверждать свое место, демонстрировать успех, иначе это чревато пагубными последствиями. Но, как показывает история, возведение насилия в абсолют приносит чудовищные плоды в виде террора и убийств.

Зачастую они думают, что власти и послушания можно добиться насилием, но не задумываются о том, что долго удержать таким образом они ее не смогут.

Мозг не может существовать без организма и наоборот, но часто властитель это забывает [3], требует слепого послушания. По этому поводу вспоминаются слова У. Шекспира: «… опасна власть, когда с ней  совесть в ссоре».

Если нет уважения как к личности, как к властителю, то остается только принуждение. Зачастую такие руководители, в конечном счете, вынуждены покинуть свой пост. Как правило, такие люди не являются теми, кто они есть на самом деле, а теми, кем они должны быть.

Тайная и явная борьба за власть существовала всегда и везде, поэтому одним из главных вопросов становится воспитание властителей, так как все, что они делают, немедленно воспринимается другими. Не зря политические технологи до малейших жестов просчитывают движения. Их поведение затрагивает миллионы людей и, перефразируя сова древнегреческого философа Аристотеля, можно сказать, что наилучшим властителем должен быть такой, который дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо, что возможно только при осуществлении разумной власти.

 

 

Литература:

1.      Адлер А. Наука жить. – М., 1997.

2.      Аронсон Э. Общественное животное. – М., 1998.

3.      Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. – М., 2000.

4.      Коэн Э. Новое искусство лидера. – М., 2005.

5.      Литвак Б. Г. Бизнес – лидеры: Технология успеха. – М., 2005.

6.      Спиридонова В. И. Идея государства: западный и российский контекст. // Философские науки. – 2007. - № 10.

7.      Тейлор Ф. У. Менеджмент. – М.. 1992.

8.      Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.. 1993.

9.      Шибутан Т. Социальная психология. – М., 1969.

10.  Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб, 1999.

11.  Lasswell H. D. Psychopathology and politics. – New York, 1930.

12.  The structure of conflict./Ed/ P. Swingle. – New York, 1970.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle