Библиографическое описание:

Шурухина А. И., Морозова П. В. Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 115-117.



В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Ключевые слова: младшие дошкольники, изобразительная деятельность, художественная продуктивная деятельность, нетрадиционные техники рисования, чувство цвета, цветовосприятие.

Период дошкольного детства, как отмечается в работах А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др., признан сензитивным для развития сенсорной сферы детей. Согласно современным программным требованиям, цветовая культура и, соответственно, целенаправленное воспитание чувства цвета стало обязательным аспектом работы дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Чувство цвета рассматривается И.Б. Ческидовой как «эстетическое качество личности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности» [11, с. 4–5].

Обращение к истории изучения чувства цвета в контексте решения педагогических задач позволяет констатировать следующее. Одним из первых рассмотрел проблему целенаправленного формирования у детей представлений о цвете Я.А. Коменский. Он считал, что значительная роль в этом процессе принадлежит изобразительной деятельности, в ходе которой дети учатся воспринимать цвета и правильно их использовать [8, с. 242-476]. Воспитание эмоционального отношения к цвету у детей, считал педагог, следует начинать как можно раньше. По его мнению, цвет имеет большое значение и выступает для дошкольника как один из важных признаков предмета. Поэтому отношение малышей к цвету может исходить из их отношения к конкретному предмету (ребенку понравилось по вкусу ярко-зеленое, сочное яблоко, это стало причиной его положительного отношения к зеленому цвету). Ф. Фребель утверждал, что в продуктивной художественной деятельности дети учатся распознавать и применять различные цвета и оттенки. Он предлагал использовать те краски, которые свойственны предметам и явлениям природы, окружающим ребенка. Им были предложены приемы обучения дошкольников восприятию цветов и оттенков: 1) рассматривать цвет самостоятельно, не обращая внимания на форму предмета; 2) последовательное называние цветов детьми (от чистого цвета (красный, синий и т.д.) через называние по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.) и к смешиванию цветов). Согласно методу сенсорного развития М. Монтессори, работа по ознакомлению детей с цветом должна проходить поэтапно с акцентом на самостоятельные действия ребенка, обогащающие его собственный сенсорный опыт с помощью взрослого по необходимости [4, с. 201–203]. А.В. Бакушинский указывал на сложный эволюционный процесс в воспитании чувства цвета: ребенок проходит путь от простого к сложному, от использования основных цветов к их многообразию, от раскраски – к колориту и тону, от цвета – к свету [3, с. 76].

Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова считают грамотное педагогическое руководство неотъемлемой частью процесса развития чувства цвета у детей. Так, Н.П. Сакулина подчеркивает, что полученные детьми из окружающей жизни цветовые впечатления должны быть организованы, приведены в соответствующую систему [5, с. 104–106]. По мнению Э. Г. Пилюгиной, основная задача ознакомления детей со свойствами предметов – создать «копилку» представлений о цвете (основные цвета спектра как эталоны), форме и величине предметов [10, с. 34]. Т.С. Комарова считает, что младшие дошкольники не торопятся прибегать к разнообразному цветовому решению, спокойно выполняют рисунок в одном цвете, поскольку форма для них имеет большее значение на этом этапе [7, с. 56]. Усвоенные сенсорные эталоны становятся основой для повышения уровня художественной грамотности ребенка с учетом его возрастных особенностей [12, с. 59–61].

Задачи, связанные с формированием представлений о цвете у дошкольников, входят в современное программное содержание системы занятий, которые основаны на расширении у дошкольников представлений о цветовых эталонах, постепенно переходя к формированию системы понятий о цветах и оттенках. Е.В. Анурова, О.В. Литвинова указывают на существование этапов в развитии цветовосприятия детей: «1) цветового восприятия и формирования образных представлений; 2) цветового впечатления (трансформирование, интерпретирование образа в новый); 3) построение колорита (смысловые взаимосвязи цвета в понимании образа)» [2, с. 26].

Характерной чертой дошкольной практики стало использование в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования, т.е. использование самых разнообразных инструментов, материалов, способов рисования, которые не являются привычными, общепринятыми, широко известными. Такие техники дают возможность детям экспериментировать: при непосредственном тактильном контакте с краской они открывают для себя ее свойства (твердость, густота, жидкость), а при добавлении воды в краску получают различные оттенки цвета. У детей развивается тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как правило, все новое и необычное привлекает внимание детей дошкольного возраста. Принесенные ими после прогулок во дворе «богатства» при определенной педагогической организации становятся средствами художественного развития [6, с. 288–296]. Такой необычный набор «художественных средств» (природный материал, фрагменты предметного мира, созданного руками человека, т.д.) помогает избежать прямого копирования ребенком образцов, способствует развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

К основным видам «нетрадиционных техник рисования» педагоги дошкольных образовательных организаций в процессе художественной деятельности с детьми относят: тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальчиками; рисование ладошкой; оттиск поролоном; оттиск пенопластом; оттиск печатками из ластика; оттиск смятой бумагой; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография; набрызг; отпечатки листьев; акварельные мелки; монотипия пейзажная и др.[9, с.22]. Таким образом, каждая из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Также отметим, что все вышеперечисленные техники, которые используются в работе с младшими дошкольниками, направлены на развитие у них представлений о цвете.

Продуктивная и игровая деятельность как основные виды деятельности детей дошкольного возраста «совмещаются» в одном художественном процессе. Продуктивная деятельность, осуществляемая под руководством взрослого, предполагает создание в результате конкретного продукта. Исследования показали, что именно такая деятельность развивает творческое воображение ребенка, способствует развитию кисти, координации движений, развивает мышление, является незаменимым способом сенсорного воспитания. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Успешность развития цветовосприятия младших дошкольников определяется рядом условий, в том числе грамотной педагогической деятельностью педагога. Он должен учитывать возрастные особенности представлений о цвете у детей и на сам процесс цветовосприятия. С самого раннего детства ребенок начинает обращать внимание на цвет предмета. Но представления о цвете открываются ему не сразу, имея определенную последовательность. В возрасте двух лет начинают закладываться основы для усвоения детьми основных цветов и некоторых оттенков. Как и при знакомстве с другими свойствами предметов, малыши первоначально усваивают основные цвета, бессознательно отбрасывая детали. Сначала ребенком воспринимаются теплые оттенки – желтый, красный, оранжевый, а с развитием психических реакций к ним добавляются синий, голубой, зеленый, фиолетовый. И постепенно ребенок овладевает всем многообразием цветовых тонов спектра. Что касается педагога, то он несет ответственность за условия, характер и перспективы развития личности ребенка. Соответственно, педагог сам должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

В целях формирования представлений о цвете можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста следующие конкретные мероприятия. Упражнение «Весеннее небо».Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с «цветовой растяжкой» с помощью нетрадиционной техники рисования «по мокрому» и рисования ватным тампоном. Задачи:продолжать совершенствовать их навыки рисования по мокрому и рисования ватным тампоном; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей. Упражнение «Радуга».Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с основными и составными цветами с помощью нетрадиционной техники рисования пальчиком. Задачи: учить детей различать основные и составные цвета; продолжать совершенствовать их навыки рисования в нетрадиционной технике рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей. Упражнение «Осенний букет».Цель: знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета с помощью нетрадиционной техники рисования «отпечатки листьев». Задачи: учить детей различать цвета теплых и холодных оттенков; продолжать совершенствовать их навыки рисования в нетрадиционной технике рисования «отпечатки листьев»; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей. Перечисленные мероприятия проводятся с использованием нетрадиционный техник рисования. В первом случае, это использование нетрадиционной техники рисования по мокрому и рисования ватным тампоном, во втором, – использование техники рисования пальчиком, в третьем, – применение нетрадиционной техники рисования «отпечатки листьев».

Для формирования у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования предполагает определенный алгоритм. Сначала детей знакомят с понятием «цветовая растяжка», затем проводится работа по формированию представлений о дополнительных цветах, и в заключении – работа по знакомству с «теплыми и холодными» цветами и их оттенками. Примеры техник по формированию у детей представлений: 1) о «цветовой растяжке» (с помощью техники рисования «по мокрому» и рисования ватным тампоном); 2) о составных цветах (используется техника рисования пальчиками); 3) о «теплых и холодных» цветах (используется техника рисования «отпечатки листьев»).

Таким образом, как подтверждают Т.И. Адаевская, И.П. Плеханов, Е.А. Прыскина и др., в развитии у детей представлений о цвете, как и решение любой другой задачи в рамках художественного воспитания и образования, следует учитывать составляющие этого процесса: усвоение определенных знаний об предмете (в данной ситуации – о цвете), его эмоциональное восприятие и продуктивную деятельность (овладение умениями и навыками художественно-творческой деятельности) [1, с. 71]. Формирование у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности будет эффективным, если педагог: будет учитывать возрастные особенности восприятия цвета детьми; пользоваться нетрадиционными техниками рисования; будет соблюдать условия их применения в продуктивной деятельности дошкольников.

Литература:

  1. Адаевская Т.И., Плеханов И.П., Прыскина Е.А., Семашкин А.А., Чичканова Т.А., Ямашев В.М. История развития системы образования Поволжья: Коллект. монография. - Самара: Поволжское отделение РАО, Самарский госпедуниверситет, 1997. – 168 с.
  2. Анурова Е.В. Развитие цветовосприятия младших школьников на основе произведений декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е. В. Анурова, О. В. Литвинова // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 2013 года, г. Самара). – Самара: ЦДК «F1»; ООО «Издательство Ас Гард»», 2013. – С.24–29.
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М.: Новая Москва, 1925. – 156 с. С.76.
  4. Важнина Н. И. Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька» [Текст] / Н. И. Важнина // Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем: Материалы Междунар. заоч. электрон. науч. конф. (Магадан, 9–15 марта 2015 г.) / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [науч. ред. А. В. Иванов; оргком.: О. А. Леонова (пред.) и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 201–203.
  5. Воробьева О.В. Развитие представлений о выразительности цвета в художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Воробьева, Т. А. Буянова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 104-106.
  6. Искрин Н.С. «Детское» пространство города: социализирующее влияние на ребенка микросреды двора [Текст] / Н.С. Искрин // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года) / Ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: АСГАРД, 2015. – С. 288–296.
  7. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. / Т.С. Комарова, А. В. Размыслова. — М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
  8. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. А.И. Пискунова. Т.1. — М.: Педагогика, 2006. — С. 242-476.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
  10. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.
  11. Ческидова И. Б. Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2009. – 24 с.
  12. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Чичканова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 59–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle