Библиографическое описание:

Овчинникова Н. А., Балабанова Т. Н., Саева Ю. А. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика» // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 75-78.



В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, технологическая карта урока, тьюторская площадка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Универсальные учебные действия - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания 1.Виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Планируемые результаты обучения неразрывно связаны с процессом формирования УУД. Уровень освоения учебных действий с изучаемым материалом зависит от спектра выполняемых учащимися заданий. Задача нашей площадки состояла в том, чтобы выделить в учебниках математики упражнения, которые встречаются на протяжении всей начальной школы, составить к ним систему вопросов, заданий, направленных на формирование различных видов УУД. Все упражнения по математике мы занесли в следующую таблицу.

Упражнения из учебника

Задания на формирование

познавательных УУД

Задания на формирование

регулятивных УУД

Задания на формирование

коммуникативных

УУД

Задания на формирование

личностных УУД

Подробнее мы остановились на упражнении «реши уравнение». Тема уравнений в начальной школе рассматривается следующим образом.

1класс

Уравнения вида а + х = b, a – x = b, х – а = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. Проверка решения.

Комментирование решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.

2 класс

Уравнения вида а * х = в, а : х = в, х : а = в, решаемые на основе графической модели ( прямоугольник). Комментирование решения уравнений.

3 класс

Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящие к цепочке простых( вида а + х = в, а – х = в, х – а =в, а * х = в , а : х = в, х : а = в). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

4 класс

Простые и составные уравнения. Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

К упражнению «реши уравнение» мы составили систему вопросов, заданий, направленных на формирование различных видов УУД. Например:

Упражнения из учебника

Задания на формирование

познавательных УУД

Задания на формирование

регулятивных УУД

Реши уравнение

 докажи, что данная запись является уравнением;

 прочитай уравнение разными способами;

 составь уравнение к рисунку;

 раздели уравнения на группы по какому-либо признаку;

 найди «лишнее» уравнение и объясни, почему оно «лишнее»;

 подбери уравнение к модели;

 реши уравнение и составь к нему обратное уравнение;

 составь рассказ о корне уравнения;

 составь свое уравнение данного вида;

 составь модель способа решения уравнений определенного вида;

 составь истинные и ложные высказывания о данном уравнении;

 измени уравнение так, чтобы его корень увеличился (уменьшился);

 измени уравнение так, чтобы изменился способ нахождения неизвестного компонента;

 составь задачу к данному уравнению.

 составь алгоритм решения уравнения;

 расскажи план своих действий при решении простого (составного) уравнения;

 найди в тексте уравнение с неизвестным слагаемым (множителем, уменьшаемым и т.д.) и реши его;

 реши уравнение и сверь с образцом;

 проверь решенное уравнение, найди ошибки и исправь их;

 проверка уравнения в парах;

 выпиши корни уравнений в определенном порядке, сверь с образцом;

 составь вопросы для одноклассников по теме «Решение простого уравнения»;

 составь список своих ошибок при решении уравнений, определи причину ошибок.

Рассмотрев систему упражнений из учебника, педагоги-ведущие тьюторской площадки предложили участникам семинара попробовать подобрать задания для составления этапа «Актуализации знаний» в технологической карте урока по теме «Уравнения».

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание математики в начальной школе. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания.2,4Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта? По нашему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно «Технологическая карта урока», как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

- согласовывать действия учителя и ученика;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

По мнению учителей, повышение качества образования происходит за счет того, что:

-учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;

-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;

-обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.

Предложив участникам тьюторской площадки спроецировать один из этапов урока математики на тему « Уравнение. Решение уравнений вида х+а=б», мы дали готовую технологическую карту урока, в которой пропущен этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии». Участники получили конверт с заданиями, которые необходимо будет найти для данного этапа, а также подобрать вопросы учителя, направленные на формирование познавательных и регулятивных УУД, прописать действия учителя на этом этапе.

Участниками семинара были выделены следующие задания и прописаны действия учителя на данном этапе.

1.Объясните, что необходимо сделать в этом задании.

2. Составьте все возможные числовые равенства.

3.Каким правилом вы пользовались?

4. Выделите целое и части в числовых равенствах.

5.Как найти целое?

6. Как найти неизвестную часть?

1.Что особенного в записи этих примеров?

2.Как обозначен неизвестный компонент?

3.Вставьте числа в «окошки»

4.Какие знания вам пригодятся при выполнении этого задания?

5. Выпишите числа, которые вы подобрали.

6. Расставьте числа в порядке возрастания.

7. Что вы можете сказать об этих числах?

8. Как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента, рисовать «окошко»?

9.Какое равенство у вас получилось?

10. Кто может прочитать это равенство?

11. Как вы думаете, что значит решить уравнение?

12. Чему будет посвящен наш урок?

Отсканировано 16

1.Объясните, что необходимо сделать в этом задании.

2. Как называются такие равенства?

3. Верно ли решено уравнение (а)?

4.Что мы находили в первом, во втором и третьем уравнении?

5.Как называется результат уравнения?

6. Что общего между первым и третьим уравнением?

7.Изменится ли знак действия, если нужно будет находить первую часть?

После работы с технологической картой участникам семинара был показан видеофрагмент урока математики во 2 классе по теме «Уравнения», в котором можно было увидеть, как работают учащиеся с предложенными заданиями, как учитель строит систему вопросов, направленных на формирование различных видов универсальных учебных действий. .3

Литература:

  1. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
  2. Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233
  3. Кочетова Н.Г., Севенюк С.А., Лысогорова Л.В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается//Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5-7.
  4. Зубова С.П. Формирование обобщений у учащихся 4-6 классов в обучении математикеавтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Саранск, 1994

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle