Библиографическое описание:

Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технология продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 70-73.



Технология продуктивного чтения сегодня продолжает оставаться предметом активного исследования. Ее реализация в работе педагогов-практиков и подготовка к ней будущих педагогов – тема настоящей статьи.

Ключевые слова: продуктивное обучение, продуктивное чтение, младшие школьники, бакалавр педагогики.

Проблема продуктивного обучения, продуктивного чтения, в частности, актуализируется в свете реализации требований нового образовательного стандарта подготовки личности коммуникативной, деятельностной, инициативной, умеющей находить выход из сложных ситуаций, непрерывности литературного образования дошкольников и школьников. В публикациях педагогов вузов и школ осмысливаются понятия «продуктивное обучение», «продуктивное чтение» в аспекте конкретного направления их профессиональной деятельности. Д.А. Антонова и ее соавторы И.В. Ильин, Е.В. Оспенникова обращаются к истории появления понятия «технология продуктивного обучения» в мировой и российской педагогике в 90-х гг. ХХ века. Особенность технологии продуктивного обучения Д.А. Антонова и ее соавторы видят в том, что «процедура традиционной «трансляции знаний» и контроля их усвоения заменена на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результаты которой предъявляются в виде созданного учащимися конкретного и социально значимого продукта», что соответствует аспектам модели инициаторов технологи продуктивного обучения И.Бема и Й.Шнайдера: личностный, деятельностный, общественный, культурный, профессиональный [1]. Исследователи выделяют как главный компонент технологии продуктивного обучения самостоятельность в учении, рассматривая ее как важное качество личности будущего специалиста, обеспечивающее ее самоорганизацию, самоконтроль, самоутверждение, а, следовательно, и инициативность, коммуникативность, ответственность.

Проблема технологии продуктивного обучения и продуктивного чтения, в частности, актуализируется в свете требований нового образовательного стандарта. Учителя-практики, воспитатели ДОУ в своей профессиональной деятельности реализации технологии продуктивного чтения исходят из конкретных требований ФГОС. В нем предусматриваются непрерывность литературного образования дошкольников и школьников, формирование средствами уроков литературного чтения грамотного читателя, умеющего полноценно воспринимать и понимать текст, аргументированно интерпретировать текст, комментировать его, находить информацию для расширения своего круга чтения, иметь свое собственное мнение о произведении (общее, полное, критическое) и уметь его выразить.

Публикации учителей-практиков (О.В.Слонь, О.В.Исаева, В.А.Смирнова, В.Н. Кобзарь, Т.В.Василенко, В.Ю.Шаванова, Т.В.Журавлева, Е.Н.Лапикова, О.А. Макарова, Е.Е.Богданович. Н.Е.Колганова и др.) свидетельствуют о том, что в практической деятельности учителями на уроках разных дисциплин используются технологии продуктивного чтения, разработанные Г.О. Аствацатуровым, Е.В.Бунеевой, А.А.Гин, О.В.Чиндиновой [2–6, 9–14]. Определение понятия «технология продуктивного чтения», данное Т.В.Журавлевой, отражает общий подход к ее реализации в работе всех поделившихся своим опытом на страницах печати. В определении Т.В.Журавлевой, «технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателями, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору» [4]. В определении В.Ю.Шамановой, «эта технология позволяет реализовать деятельностный подход в обучении» [14]. В оценке М.И.Губановой, Е.П.Лебедевой, «технология продуктивного чтения создает условия для формирования самостоятельности школьника, а также инициативности, способности к вдумчивому чтению, умения понимать и анализировать тексты разных авторов, ориентироваться в тексте (особенно художественном), готовность и умения задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Эти способы деятельности должны стать приоритетными, поскольку именно они обеспечивают продуктивный характер чтения и функциональную грамотность младшего школьника» [3]. Добавим: и дошкольника, в работе с которым отбор технологических приемов будет с учетом возраста ребенка-слушателя, ребенка – начинающего читателя.

В практической работе учителей, авторов публикаций, в реализации технологии продуктивного чтения в соответствии с концепцией ее разработчиков присутствуют три этапа: до чтения текста, во время чтения текста, после чтения текста. Среди использованных приемов технологии продуктивного чтения, направленных на активизацию мыслительной деятельности, развития критического мышления учащихся, названы: «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Оценка текста», «Задай вопрос», «Кубик Блума», «Составь задание», «Составь вопросы к тексту», «Пометки на полях», «Аналитик», «Составь карту к тексту», «Сделай подписи к иллюстрациям учебника», «Драмогерменевтика». У В.Н.Кобзарь, Т.И.Карасевой дополнение приемов технологии продуктивного чтения как традиционными: словарная работа, составление плана текста, так и творческого характера: написать эссе, сочинить сказку, стихотворение, сиквейн, сделать «сжатие текста», подготовить реферат, доклад, вести школьную литературную газету, альбом «Своими руками». О.В.Слонь делится опытом по созданию учебных проектов. В определении Н.А.Огневой на уроках технологии продуктивного чтения ставится цель – учить самостоятельно понимать текст; средство – приемы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения текста [6,9,11].

Н.А.Огнева выражает осознанное учителями преимущество технологии продуктивного чтения перед традиционной. На традиционном уроке. До чтения: «учитель готовит к восприятию текста: «Сейчас я расскажу…». Во время чтения: учитель сам читает вслух новый текст. Дети слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, перечитывают текст по заданию учителя. На уроке продуктивного чтения. До чтения: «учитель прогнозирует содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию. Иллюстрация подтверждает это?» Вопросы создают мотивацию чтения». Во время чтения: «читатель ведет диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Вопросы подводят к неопровержимости читательской интерпретации». После чтения: «беседуем и уточняем позицию автора» [9].

В подготовке к профессиональной деятельности будущего воспитателя, учителя начальных классов в соответствии с содержанием технологии продуктивного чтения предусматривается овладение разнообразными технологическими приемами. На это направлены теоретический материал, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов дисциплин «Детская литература с основами литературоведения», «Технологии анализа художественного текста», «Теория и практика читательской деятельности». Остановимся на некоторых из них. На практических занятиях отрабатываются навыки и приобретаются умения анализа прозаического и поэтического текста по параметрам алгоритма «Элементы творческой лаборатории писателя». Это овладение содержанием произведения в аспекте его литературоведческих характеристик. Алгоритм включает в себя основные понятия теории литературы: тема, проблема, идея, жанр, авторская эмоциональность художественного произведения, его система образов, виды сюжета, элементы композиции, изобразительные средства языка. Для поэтического текста в дополнение к названным параметрам требуется анализ с позиций основ стихосложения. Студенты испытывает трудности в формулировке темы, проблемы, идеи художественного произведения, ошибаются в определении главного героя, затрудняются в характеристике рассказчика в прозе, лирического героя в поэзии, автора как создателя произведения, затрудняются в определении позиции автора по отношению к поставленной и решаемой им проблеме и каждому герою, в определении роли второстепенных персонажей и их группировок в соответствии с жизненными позициями, в определении чувств, состояний каждого персонажа, ошибаются в определении завязки, кульминации, развязки. В работе с поэтическим текстом не всегда понимается, что в основе его содержания – размышления лирического героя, динамика его состояний, чувств, настроений по отношению к предмету размышлений. До обсуждения произведения с учащимися в классе от учителя требуется выявить все эти характеристики текста, при этом прочитав полный вариант текста, если он дан в учебнике отрывком.

Дополнением этого анализа текста студентами становится следующий прием технологии продуктивного чтения – составление вопросов к прозаическому и поэтическому текстам по параметрам сфер читательского восприятия: читательских эмоций, воображения воссоздающего (репродуктивного) и творческого, осмысление содержания на уровнях аналитическом, концептуальном, композиции и художественной формы. Алгоритм этих вопросов направлен не только на углубление полноценности восприятия и понимания текста студентом, но и на определение уровня его восприятия художественного текста. Последнее предполагает знание диагностик М.Вьюновой, О.Никифоровой, Т.Полозовой и других. Эти знания, умения, навыки потребуются будущим воспитателям, учителям для определения уровней восприятия художественного текста детьми разного возраста в процессе выполнения экспериментально исследования по теме выпускной квалификационной работы и для оценки результатов своей работы с дошкольниками, младшими школьниками.

С составлением вопросов к тексту связаны и задания на классификацию вопросов к материалам учебных пособий разных авторов по чтению для 1–4 классов по параметрам обоих алгоритмов. Это дает возможность студентам при обсуждении работ сопоставлять технологии традиционного и продуктивного чтения, видеть различие в формулировках вопросов, выделять направленные на развитие критического мышления и др.

С учебными пособиями по чтению связано и задание – выявить круг учебного чтения детей разного возраста по определенным параметрам: авторство произведений русской и зарубежной детской литературы, жанровое разнообразие литературы Х1Х–ХХ вв. Дополняет это задание предложение дать анализ индивидуального чтения мальчиков и девочек разного возраста для выявления особенностей круга их чтения, предпочтений авторских, жанровых, тематических.

Анализируют студенты и круг собственного чтения по тем же параметрам. Важным элементом этого анализа является аналитическое описание полученных результатов в количественных и качественных измерениях, выражение показателей в процентах, ранжирование их от высшего к низшему (или наоборот), их сравнение, сопоставление, доказательность логического изложения всего материала. Направлены эти задания, требования на подготовку к анализу результатов экспериментального исследования в рамках бакалаврской работы, а в перспективе – результативности собственной профессиональной деятельности по формированию грамотного читателя – дошкольника, читателя – младшего школьника.

С изучением круга чтения студентов, младших школьников, дошкольников связано и задание составить аннотированный тематический рекомендательный список литературы для детей разного возраста (темы – на выбор: природа, животные, азбука, счет, дружба, праздники и др.). Его выполнение требует от студента знания возрастных особенностей ребенка, собственного глубокого восприятия и понимания текста, владения элементами занимательности, оригинального стиля аннотации для привлечения внимания ребенка к книге, пробуждению желания прочитать ее. Аннотируют студенты и материалы учебного пособия по чтению в заданном количестве текстов прозаических и поэтических.

Закреплению этих умений и навыков, их совершенствованию способствует выполнение задания «Страницы читательского дневника студента», требующего всего названного выше, особенно выработки собственного стиля повествования, что важно для развития речи будущего воспитателя, учителя.

На отработку, овладение приемом технологии продуктивного чтения «сжатие текста» направлено задание написать реферат по одному-двум источникам основной и дополнительной литературы дисциплины, законспектировать рекомендуемые работы. По каждой дисциплине требуется составить словарик конкретных литературоведческих терминов как элемент закрепления теоретического материала и в помощь выполнению заданий, требующих их использования.

Предусмотрено выполнение студентами творческих работ: написать эссе «Любимая книга моего детства», «Лучшие книги моего детства, школьных лет, студенчества». Предлагается сочинить волшебную сказку с опорой на элементы композиции русской народной сказки по В. Проппу.

В ходе выполнения заданий студенты активно пользуются ресурсами сети интернет, но часто не творчески, формально. На предупреждение плагиата направлено задание сравнить собственный текст с материалом из сети, выступить в роли литературоведа, литературного критика. Обязательным в курсовых и бакалаврских работах является параграф «Опыт работы учителей-практиков» по теме исследования. Конкретную помощь студентам в период педагогической практики, в будущей самостоятельной профессиональной деятельности окажет карта продуктивного чтения, разработанная О.В.Чиндиловой и Е.В Бунеевой [13].

Разнообразие заданий по работе студентов в рамках учебного процесса с текстами пособий по литературному чтению в аспекте содержания ФГОС направлено на формирование умений и навыков владения приемами технологии продуктивного чтения. Их дальнейшее совершенствование в профессиональной деятельности зависит от личностных качеств, творческих задатков каждого будущего воспитателя, педагога.

Литература:

  1. Антонова Д.А., Ильин И.В., Оспенникова Е.В. Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих учителей в проектировании и разработке электронных дидактических материалов по физике // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2013. – № 9. – С. 4–24.
  2. Василенко Т.В. Использование техники активно-продуктивного чтения на уроках истории // Педагогика online: Электронный журнал. http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-istorii/ispolzovanie-tekhniki-aktivno-produktivnogo-chteniia-na-urokakh-istorii.html.
  3. Губанова М.И. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность [Текст]: учебное пособие. / М.Н. Губанова, Е.П. Лебедева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 167 с.
  4. Журавлева Т.В. Технология продуктивного чтения // Учительский портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4428.
  5. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–10. – С. 2308–2311.
  6. Кобзарь В.Н., Карасева Т.И. Обучение школьников продуктивному чтению // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/101400/.
  7. Мечик И.А. Л.Н. Толстой в оценке студентов (по материалам эссе «Мой Лев Толстой») // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет начального образования. Вып 6. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. – С. 102-108.
  8. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 117–119.
  9. Огнева Н.А. Формирование УУД средствами литературного чтения // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/27/formirovanie-uud-sredstvami.
  10. Пудовкина Н. В. Учебный курс «Теоретические основы филологического образования младших школьников» в профессиональной подготовке магистров педагогики [Текст] / Н. В. Пудовкина // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 81–83.
  11. Слонь О.В. Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – № 4 (8). – С. 193-198. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1226405.
  12. Смирнова В.А. Использование приема антиципации на уроках продуктивного чтения // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. научных статей. – 2015. – Т. 6. – № 6. – С. 226–230.
  13. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 8. – С. 3–9.
  14. Шаманова В.Ю. Приемы технологии продуктивного чтения // В помощь учителю и менеджеру школы: информационно-образовательный портал. Методика. Педагогика. Образование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=9627:2015-01-17-05-50-43&catid=54:literature&Itemid=68.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle