Библиографическое описание:

Липенская И. А. Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 66-68.



В статье обозначаются условия, которые определяют возможности развития у младших школьников способности к рефлексии. В качестве примера деятельности, в процессе которой происходит рефлексивное развитие, выбрана игра. Автор выделяет четыре линии рефлексии, определяющих направленность проектирования вопросов обучающего, организующих ретроспективную рефлексивную деятельность обучающихся.

Ключевые слова: рефлексия, условия развития, рефлексивное развитие младших школьников, игровая деятельность.

Рефлексия – основное психическое новообразование младшего школьного возраста, этимологически определяемое через латинское слово «reflexio», означающее «отражение, обращение назад». Это отражение касается наших изменений, творческого процесса взаимодействия с самим собой. По мнению Г.П. Щедровицкого, рефлексия является особым процессом в деятельности, от которого «зависят все без исключения организованности деятельности, в том числе, смысл текстов и значение отдельных знаков и выражений» [2, с.27]. При таком подходе возможно рассматривать рефлексию в качестве принципа развертывания схем деятельности. В этом случае становится возможным обозначить рефлексивные действия и возможные способы формирования деятельности. Реализация такого принципа в образовательном процессе позволяет обучающемуся перейти из позиции «внутри ситуации» в позицию «за пределами ситуации», «над ситуацией», что выражается в возможности перехода от непосредственного процесса деятельности к процессу формирования отношения к ней.

Определяя условия рефлексивного развития обучающегося, мы, прежде всего, задаем норму, которая должна стать ориентиром в достижении планируемых результатов начального образования. «Проектируемая норма» (В.И. Слободчиков) выражает отношение ребенка к самому себе, проявляющееся в определении границ собственных знания-незнания, наличия-отсутствия ресурсов, информации и др. Таким образом, определение нормы в содержании, процессе и результате (продукте) той или иной деятельности и есть первое условие формирования рефлексии у младшего школьника.

Значимым условием, порождающим потребность в рефлексии, является организация деятельности, наполненной интересным для ребенка содержанием. Такое содержательно-процессуальное наполнение возможно в игровой деятельности. Игра позволяет осмысливать жизненные процессы, осознавать собственные силы в решении проблем, создавать рефлексивные отношения в детском коллективе. Игровая деятельность позволяет выстраивать неоднозначные ситуации, требующие поиска оптимальных решений проблем и их апробации. Игра – способ создания рефлексивной среды,способствующей самоанализу и прогнозированию новых форм собственного развития.

Еще одним немаловажным условием развития рефлексии является создание особых коммуникативных отношений между обучающимися, включенными в рефлексивную деятельность. Это возможно в том случае, если все участники игрового процесса выступают в качестве субъектов деятельности, которая протекает в едином плане действий обучаемого и обучающегося, наполняет и обогащает деятельность другого, учитывая особенности действий и раскрывая внутренние ресурсы каждого участника коммуникации. Такая общая деятельность представляет собой сотворчество в достижении индивидуальных результатов рефлексии.

Основным условием развития рефлексии как планируемого результата обучения является специальным образом организованная рефлексивная деятельность.

Поскольку рефлексия может строиться по различным линиям деятельностных схем, вопросы учителя должны быть построены таким образом, чтобы коснуться каждой из значимых линий рефлексии, включенных в эти схемы. В свою очередь, учитывая, что развитие субъекта является внутренним процессом, вопросы обучающего лишь придают направление самоанализу деятельности обучающегося в определении результатов собственных изменений. Таким образом, вопросы учителя помогают отобразить «внутреннюю картину мира» ребенка и, вместе с тем, преобразовать ее.

Выделим несколько значимых, на наш взгляд, линий рефлексии: 1) анализ цели деятельности (выполнения конкретных норм, требований, правил); 2) анализ процесса деятельности (выбора комплекса способов действий и коррекции выбранных действий); 3) анализ результатов деятельности (соотнесение с обозначенными целями, оценка эффективности и значимости собственных действий); 4) анализ процесса и результата рефлексирования (представлений о рефлексии и собственных рефлексивных умениях, способностей фиксировать продвижение в саморазвитии). Первые три линии выделены в соответствии со структурой деятельности (цель, способ, результат), третья линия обозначает необходимость рефлексии самой рефлексивной деятельности субъекта.

Проиллюстрируем на примере одного игрового задания, включенного в урок русского языка, как выстраивается система вопросов, формирующих у младшего школьника ретроспективную рефлексию (анализ и оценку уже полученного опыта деятельности) на основе выделенных нами четырех линий рефлексии деятельности.

Задание. Вам надо составить план посадки овощей на огороде: м.ркови, св.клы, б.кл.жанов, т.матов, .гурцов, п.рея*, с.лата, к.пусты и к.ртофеля, следуя советам агронома.**

*Порей — вид огородного лука.

**Агроном – специалист по выращиванию сельскохозяйственных культур.

Запишите названия каждого овоща в отдельной ячейке (клетке) бланка ответа (представляет собой таблицу, состоящую из 9 ячеек, расположенных 3х3). Обратите внимание, что все слова, кроме одного, с непроверяемыми орфограммами. Найдите это слово и объясните, почему оно является лишним. Проверьте написание слов в орфографическом словаре.

Советы агронома

•Морковь посадите рядом с томатами и пореем.

•Капусту и баклажаны с томатами сажать нельзя.

•Капуста лучше растёт с картофелем и пореем.

•Огурцы не будут давать хороший урожай, если их посадить рядом с картофелем.

•Огурцы хорошо растут вместе с томатами.

•Картофель советую посадить с баклажанами.

•Свёклу посадите с пореем, а салат - рядом со свёклой.

1. Анализ цели деятельности (выполнения конкретных норм, требований, правил).

- Какая основная цель игры была задана?

- Вызвала ли цель желание ее достичь?

- Как вы оценили возможность достижения цели?

- Какие дополнительные цели были поставлены?

2. Анализ процесса деятельности (выбора комплекса способов действий и коррекции выбранных действий).

- Достаточно ли было информации для достижения цели?

- Какие еще ресурсы понадобились для достижения результатов?

- Правильность написания какого слова можно было доказать другим способом?

- Какие действия потребовалось сделать, чтобы объяснить, почему одно из слов является лишним?

- Приходилось ли вам уточнять цель по ходу выполнения действий? Что было причиной необходимых уточнений?

- Приходилось ли вам по ходу игры пересматривать свои действия?

3. Анализ результатов деятельности (соотнесение с обозначенными целями, оценка эффективности и значимости собственных действий).

- Какого результата вы достигли в процессе игры?

- Является ли результатом вашей игры посадка овощей или получены и другие запланированные результаты?

- Оправдался ли ваш прогноз относительно возможности достижения цели игры?

- Как вы оцениваете результаты своей команды?

- Как проверить, соответствует ли ваш результат заявленной цели?

4. Анализ процесса и результата рефлексирования (представлений о рефлексии и собственных рефлексивных умениях, способностей фиксировать продвижение в саморазвитии).

- Как ты оцениваешь собственную деятельность в команде?

- В чем ты видишь значение полученного результата игры для себя лично?

- Если бы ты играл еще раз, что бы ты изменил?

- Какие трудности при анализе и оценке собственной деятельности в игре ты испытал?

Общим результатом рефлексивного развития младшего школьника является его способность придавать интегральное «качество рефлексивности любому процессу и функциональной структуре» [1, с. 32],которое способствует получению максимально возможных результатов в различных видах деятельности. В дальнейшем такие результаты выражаются в поиске новых ценностей и смыслов, поиске адекватных способов адаптации в коммуникации, определении своей деятельности и деятельности другого как единого целого, но раскладывающегося на поддающиеся изменениям составляющие; моделировании деятельностных сценариев и их практической реализации.

Литература:

  1. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: СибАГС, 2001.
  2. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12-28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle