Библиографическое описание:

Круглова Н. Ю. Современная модель психолого-педагогического консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 62-63.



В статье изложен аналитический обзор основы работы в коррекционных группах. Представлен опыт в раках консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций. Результаты тестирования. Анализ результатов.

Ключевые слова: компьютерные телекоммуникации, программа SKYPE, результаты тестирования, анализ.

В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходима семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Всестороннее изучение особенностей каждого возраста, всех типов нормального и нарушенного развития является необходимой основой для совершенствования системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование специалистами родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья - процесс, который проходит не всегда легко и просто. В ходе адаптации ребенка к социальным условиям у родителей возникает множество вопросов к специалистам, выявляются проблемы, которые невозможно решать самим. Таким образом, стало чрезвычайно актуальным создание широкой сети консультативной психолого – педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Встречи со специалистами службы сопровождения детей с ограниченными возможностями и их родителями не всегда удаются по разным причинам, эти родители лишены возможности консультирования. Назрела необходимость в разработке новых форм взаимодействия дошкольных и специальных (коррекционных) учреждений с семьями [1, с. 96].

В качестве новых форм взаимодействия семьи и детских учреждений, имеющих квалифицированных специалистов, а также в плане расширения консультативной психолого – педагогической помощи может быть предложено дистанционное консультирование при помощи компьютерной программы SKYPE. В рамках такого рода консультирования предполагается проведение следующей работы: психолого – педагогическое консультирование по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; чтение лекций для родителей; проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей; обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях; демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью [1, с. 99].

Предлагаемая модель дистанционного консультирования педагогов направлена на поиск и определение таких конкретных способов адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к определенным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет. Даже с учетом больших компенсаторных возможностей детского возраста необходимо признать, что ответственный период развития психики детей проходит в осложненных условиях [2, с. 315].

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193» г.о. Самара ведется кропотливая работа по взаимодействию специалистов с родителями. Поступление детей с ОВЗ сопровождается специалистами ДОУ – обследование детей, направление в группы, в соответствии с возрастом и особенностями развития. Раннее выявление нарушений в развитии позволяет провести своевременный анализ характера отклонений и оказать помощь в их коррекции. С этой целью провели диагностику выявления состояния психического развития детей. Основной контингент среди детей с ОВЗ составили дети с задержкой психического развития, легкой умственной отсталости, аутизмом и нарушениями речи. В рамках эксперимента была определена группа из семи семей, где воспитываются дети с ОВЗ (с вышеперечисленными нарушениями).

На первом этапе мы провели тестирование семей с целью определения стиля семенного воспитания и типа личности (по В.М. Миниярову), выявление родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин). Мы получили следующие результаты:

1. Стиль воспитания: рассудительный – 45,5%, сопутствующий сочувствующий – 27, 2%, попустительский – 9%.

2. Мотивы отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: для создания полноценных семейных условий – 45,5% (в т.ч. «дети должны воспитываться в семье»); помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – 9,1%; снизить уровень агрессии по отношению к обществу – 9,1%.

Анализ результатов тестирования показал, что родителям присущ стиль отношений, который характеризуется общим эмоциональным положительным отношением к ребенку. В этих семьях преобладает рассудительный стиль воспитания, сопутствующий, сочувствующий. Педагоги проявляют заинтересованность и участие в жизни ребенка. Однако часть педагогов ведут себя авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, считая его личностно и социально незрелым. Преобладающий стиль воспитания в этих семьях предупредительный, сопутствующий, контролирующий. Часть педагогов устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, у них отсутствует необходимая забота о детях, стиль воспитания – попустительский.

Результаты обследования помогли нам выявить трудности взаимодействия родителей с детьми с ОВЗ в семьях, проблемы в тиле воспитания. По результатам тестирования каждому педагогу даются рекомендации по психолого-педагогической коррекции взаимоотношений с детьми. По данным анкетирования, помощи от специалистов ожидают все педагоги, помощи психолога – 20%, логопеда – 40%, дефектолога – 40%. По нашим данным, педагоги сталкиваются со следующими случаями: агрессия со стороны детей с ОВЗ, неорганизованное поведение, неусидчивость; трудности в усвоении программного материала.

Подводя итоги, подчеркнем, что проведенная работа позволяет сделать выводы о том, что еще имеется много проблем, которые предстоит решать, и первоочередные из них – это: подготовка будущих педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями; психолого-педагогическое сопровождение детей; обучение специалистов, работающих в службе сопровождения специальным метода и приемам работы с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. С. 96 - 100.
  2. Кулганов В.А., Верещагина Н. В. Консультирование в работе детского практического психолога. Учебное пособие. - М: Детство-Пресс, 2008 . С. 306-318.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 2003.С. 331–333.
  4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 580 с.
  5. Тингей – Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям / Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колевова. М.: Педагогика, 1988. С. 120-127.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle