Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 507 раз

Библиографическое описание:

Иванушкина, Н. В. Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения / Н. В. Иванушкина, М. Г. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26999/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены результаты исследования, представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение родителей, организация педагогического просвещения.

Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Становление и развитие личности ребёнка во многом зависит от положительного, либо отрицательного влияния на него семьи, родителей. Именно здесь происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Воспитание детей в семье необходимо рассматривать как специальную педагогическую деятельность родителей, и в этом смысле родители являются особым, важнейшим социально-образовательным институтом.

Тем не менее, в современном обществе семья как социальный институт и семейное воспитание испытывают существенные трудности: растет число разводов, к сожалению, все более усиливается расслоение семей по уровню доходов и социальному статусу, происходит разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи. А также можно констатировать крайне низкий уровень организации совместного времяпрепровождения родителей и их детей. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, чтобы решить возникающие проблемы [2].

На практике педагоги дошкольных образовательных учреждений часто сталкиваются со множеством вопросов, которые им задают родители. Им необходима методическая помощь, начальные знания психофизических особенностей дошкольников, о методах и приемах взаимодействия с ними. Все это говорит об актуальности организации педагогического просвещения родителей, используя при этом различные средства, в том числе и социальные сети, а также Интернет-ресурсы.

По А.Шатовой просвещение родителей включает в себя «обучение родителей, которое предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков. Прежде всего, это навыки помощи ребёнку при освоении образовательных программ; эффективного общения с ним».

Обучение родителя начинается с его психолого-педагогического просвещения. С точки зрения А.Шатовой психолого-педагогическое просвещение отличается от любого другого. И это связано не только с его содержание, но и с формами, которыми оно осуществляется. Прежде всего, с точки зрения автора, «это обмен педагогическим опытом, который у каждого неповторим. Если сравнивать его с информированием, то просвещение будет отличаться наличием обратной связи, а также выявлением позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Следовательно, в ходе проведения работы по педагогическому просвещению участники более активны» [3].

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных средств, при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и педагога, семьи и дошкольного образовательного учреждения состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимо- дополнении в образовательной деятельности. И то, и другое – это два основных и равноправных субъекта социального воспитания и дошкольного образования детей.

В качестве средства педагогического просвещения родителей дошкольников, мы рассматриваем социальные сети, которые прочно вошли в современную жизнь, и пользуются большой популярностью у родителей подрастающего поколения.

В нашем исследовании принимали участие 50 родителей логопедических групп дошкольного образовательного учреждения. Из них 35 женщин и 15 мужчин. Основной состав был представлен родителями со средним и средним профессиональным образованием, и только 36% респондентов, по данным анкетирования, имеют высшее. Исходя из этого факта, можно предположить, почему такой отклик нашли наши вопросы, связанные с обучением, развитием и воспитанием детей.

Для организации дальнейшей работы по педагогическому просвещению родителей дошкольников, нам очень интересно было выявить, «какие вопросы, связанные с воспитанием их интересуют больше всего». 80% респондентов ответили, что для них актуальна информация, связанная с «обучением детей в определенном возрасте».

40% родителей очень интересовала информация о возрастных особенностях детей, об их общении со сверстниками. 30% опрошенных хотели узнать, как организовать досуг ребенка. Об индивидуальных особенностях детей хотели бы узнать поподробнее 20% респондентов. По 10% опрошенных проявили интерес к вопросу о мотивации обучения и организации игры с ребенком.

Мы отметили важный момент, что 60% родителей, «если в семье возникают вопросы, связанные с общением, воспитанием или обучением детей» обращаются к специалистам: психологам, педагогам, логопедам. Это говорит об актуальности проблемы, рассматриваемой в нашем исследовании.

30% респондентов пытаются найти ответы на интересующие их вопросы в Интернете: через поисковые системы, на специальных сайтах, в социальных сетях. Важно, что все-таки 20% ищут информацию в научной литературе, книгах, журналах, газетах; 4% родителей – «у знакомых, соседей, друзей и родственников».

Конечно, прежде чем, организовывать педагогическое просвещение с использованием Интернет-ресурсов и через социальные сети, необходимо было выяснить, каково техническое оснащение родителей, участвовавших в опросе. По результатам ответов 100% респондентов имеют различные технические средства с выходом в Интернет. 50% указали на наличие ноутбуков и нетбуков, 30% имеют персональные компьютеры, 10% - планшетные компьютеры и 10% мобильные телефоны с выходом в глобальную сеть.

Самыми популярными поисковыми системами, которые родители применяют «для поиска информации по вопросам воспитания и обучения детей» оказались Google и Yandex по 50% ответов.

Небольшое количество респондентов отметили, что используют «специализированные сайты, к которым они обращались, решая вопросы воспитания и обучения ребенка». К этим Интернет-ресурсам относятся: Deti.mail.ru; сайт психологического центра Адалин; «Интеллектуально-творческийпотенциалРоссии» — одноименный портал и образовательная программа, целью которой является выявление одаренных детей; Мама.ru; Maam.ru

60% родителей ответили, что «зарегистрированы в социальных сетях». Наибольшей популярностью пользуются, конечно, VK (60%) и «Одноклассники» - 50%, затем расположились Facebook (20%), Youtube (10%). А также были родители, которые при хорошем техническом оснащении не зарегистрированы нигде. Таких было 40%.

На вопрос «Используете ли вы социальные сети для решения задач обучения и воспитания детей», по 30% родителей ответили «редко» и «никогда», но нашлись и такие, которые обращались к социальным сетям «часто», «иногда» - по 20%.

Временное распределение «на поиск информации по вопросам развития, воспитания и обучения детей, используя Интернет-ресурсы» выглядит следующим образом: «мало» - 36%, «не более 30 минут, 1 часа, не более 2 часов» - по 20%, и, лишь, 4% родителей ответили «пока не найду нужную информацию». В общей сложности 64%, принявших участие в опросе респондентов, показали свою заинтересованность в вопросах педагогики и возрастной психологии, а также показали умение работать с Интернет-источниками.

Показательно, что на вопрос «Использует ли ваш ребенок Интернет-ресурсы для организации своего досуга», 80% дали утвердительный ответ, и всего 20% - отрицательный, при чем 80% родителей утверждают, что «разрешают посещать только детские сайты». 10% указали на Youtube, и, также 10% - ответили «никакие».

В продолжение предыдущего вопроса, родители (100%) отметили, что основная цель посещения детских сайтов, является просмотр мультфильмов.

Дальше цели выстроились следующим образом: 60% детей – играют в развивающие игры; 30% - слушают аудио сказки; и такое же процентное отношение просматривают детские передачи (30%).

На вопрос «Каким образом вы регулируете количество времени, проведенное ребенком за компьютером и содержание сайтов, которые использует ваш ребенок», 70% родителей ответили, что сами «следят за временем», а 30% - доверяют в этом вопросе своим детям, которые уточняют «сколько можно времени поиграть за компьютером или посмотреть мультфильмы».

При всей занятости современных родителей, временные приоритеты «потратить на on-line консультации с педагогом, психологом, логопедом» выстроились следующим образом, «сколько нужно» - 30%, «от 1 часа до 2 часов» - по 20%, «30 – 40 минут» – по 10%, «нисколько» - 10%.

А если рассматривать более глубоко, предлагая «потратить время на on-line обучение, связанное с вопросами развития ребенка, его воспитания и обучения» 40% родителей смогли бы выделить 1 – 2 часа ежедневно, «30 минут» - 20%, «сколько нужно» - 20%, то есть в общей сложности 80% высказались за такую возможность получить знания по педагогики и возрастной психологии, и, всего лишь, 20% ответили «нисколько».

Спектр вопросов, которые родители «хотели бы обсудить на занятиях» в рамках их педагогического просвещения» был следующий (по убывающей): «вопросы общения ребенка с другими детьми», «мотивация обучения» - по 20%, «воспитание детей», «как повысить внимательность», «особенности общения родителей с ребенком» - по 10%, «никаких» - 8%, «о заикании» - 6%, «по вопросу развития речи» - 4%, «здоровье» - 2%.

Обучение с помощью социальных сетей обладает привлекательной новизной, с одной стороны, а с другой – удобством и возможностью реализации ее на практике [1]. А если, мы рассматриваем их с точки зрения, средства педагогического просвещения родителей, то это становится еще более интересным и актуальным.

Наше опрос показал, что большое количество родителей (80%) готовы как с психологической точки зрения, так и с технической, к организации педагогического просвещения, используя при этом огромный потенциал социальных сетей и Интернет-ресурсов.

Литература:

  1. Горячев М.Д. Горячев М.М. Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2014. № 5 (116). С. 220 - 227.
  2. Егорова У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2014. № 9 (120). С. 232 - 236.
  3. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / А.Д. Шатова. - М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2005. – 124 с., с. 39.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, педагогическое просвещение, воспитание детей, ребенок, сеть, ваш ребенок, возрастная психология, дошкольное образовательное учреждение, общая сложность, психолого-педагогическое просвещение.


Ключевые слова

психолого-педагогическое просвещение родителей, организация педагогического просвещения

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Психологическое просвещение как одна из форм...

родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа, диагностический минимум...

Организация и содержание психолого-педагогического...

психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность...

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Одной из таких нетрадиционных форм является «Педагогическая гостиная», как новый способ психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам гендерного воспитания и развития дошкольников.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Авторы: Кудряшова Наталья Алексеевна, Боклина Светлана Викторовна, Сапрыкина Екатерина Валериевна. Рубрика: Педагогика.

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ: ‒ знают общие закономерности развития детей

‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

Цель работы с родителями в период адаптации — это психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных нормах развития детей, об особенностях детей, имеющих комплексные нарушения в развитии.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Психологическое просвещение как одна из форм...

родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения...

психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа, диагностический минимум...

Организация и содержание психолого-педагогического...

психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образование, ребенок, образовательное учреждение, образовательная деятельность...

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Одной из таких нетрадиционных форм является «Педагогическая гостиная», как новый способ психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам гендерного воспитания и развития дошкольников.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Авторы: Кудряшова Наталья Алексеевна, Боклина Светлана Викторовна, Сапрыкина Екатерина Валериевна. Рубрика: Педагогика.

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ: ‒ знают общие закономерности развития детей

‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей...

Цель работы с родителями в период адаптации — это психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных нормах развития детей, об особенностях детей, имеющих комплексные нарушения в развитии.

Задать вопрос