Библиографическое описание:

Иванова Н. А. Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 48-50.



В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, подготовка студентов-бакалавров, требования к организации здоровьесберегающего обучения.

Потребность человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании обусловлена тем, что из года в год увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Согласно материалам Государственного доклада Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. "О положении детей в Российской Федерации" в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют ту или иную хроническую патологию, в возрасте 6-7 лет такие дети составляют уже 30 - 35%, а на момент окончания школы, практически здоровыми могут быть признаны лишь 20 - 25%.

Указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. В своих размышлениях Н.И.Пирогов утверждал, что всё будущее жизни находится в руках школы и ее прямое назначение - быть руководителем жизни на пути к будущему.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Педагоги должны осознавать свою ответственность за состояние здоровья учащихся и находить решение проблемы негативного влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся в овладении необходимыми приемами и методами здоровьесберегающих образовательных технологий.

Особая роль в сбережении здоровья учащихся отводится учителю начальных классов. Именно он, с первых дней пребывания ребенка в школе, подробно знакомится с личным делом первоклассника, расспрашивает родителей о возможных отклонениях в здоровье и поведении ребенка, совместно с медицинским работником школы оформляет листок здоровья на каждого учащегося. А самое главное, педагог начального образования стремится заинтересовать детей учебой, умело строит свой педагогический процесс так, чтобы не навредить здоровью школьников, избегая стрессовых ситуаций, иначе говоря - использует все методы и средства здоровьесберегающих образовательных технологий. Именно по этой причине в учебный план педагогических вузов введен курс «Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения», где студенты, в том числе и будущие учителя начальных классов, знакомятся с принципами и методами здоровьесбережения, со «школьными факторами риска» (стрессовая педагогическая тактика педагогических воздействий; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной работы, низкая функциональная грамотностьпедагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья), «школьными болезнями» (искривление позвоночника, снижение остроты зрения, гастриты и др.) и т.д. Лекционные занятия для студентов начинаются с раскрытия сущности понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей на сколько решается задача сохранения здоровья учеников и учителя. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, сформировать у него мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, необходимые знания, умения и навыки здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств, комплексное использование которых позволяет решать задачи оздоровления учащихся: средства двигательной направленности (физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнас­тика; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка; массаж и др.); оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе, и т. д.); гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна).

В здоровьесберегающих образовательных технологиях применяются две группы методов: специфические(характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

В структуре метода выделяют приемы, которые классифицируются следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг) - позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации; стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам) (В.И. Ковалько).

Поскольку основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, то и при его постановке студенты должны учитывать требования здоровьесбережения: обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения и др.); количество видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок); средняя частота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности; место и длительность применения ТСО; наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз и др.); наличие мотивации деятельности учащихся (оценка, похвала, соревновательный момент и т.п.); психологический климат на уроке и наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка и др.); темп окончания урока («скомканность», спокойное завершение, задержка учащихся после звонка на перемену) и др.

Студенты учатся составлять расписание уроков в соответствии с физиолого-гигиеническими требованиями. Эти требования определяются динамикой физиологических функций организма и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать эти показатели, а также сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. Ранговая шкала трудности предметов для младших школьников приведена в СанПиН-ах.

На практических занятиях будущие учителя начальных классов также закрепляют и совершенствуют навыки пользования различными измерительными приборами, помогающими определить состояние ребенка (термометр, тонометр, спирометр, динамометр кистевой и др.); знакомятся с правилами здорового образа жизни; учатся выявлять ранние формы плоскостопия, сколиоза, нарушения зрения; разрабатывают планы профилактических мероприятий возможных болезней. В методической копилке, которую студенты собирают в процессе занятий, можно встретить сценарии Дней здоровья, планы организации перемен и каникул школьников, электронные версии физминуток и динамических пауз, а также многое другое. Полученные навыки, студенты применяют при реализации практической составляющей их профессиональной подготовки. Работая с классом на педагогических практиках в школе, будущие учителя применяют здоровьесберегающие образовательные технологии, используют свои методические наработки для осуществления диагностики физического состояния детей в классе и, на основе полученных данных, строят учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесбережения.

Таким образом, подобная работа оказывает положительное воздействие на результативность работы по формированию профессиональных компетенций будущих педагогов в области здоровьесбережения младших школьников и своего лично, способствует повышению качества высшего профессионального образования.

Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.- 240 с.
  2. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.-Ростов н./Д. Изд.центр «МарТ», 2005.- 528 с.
  3. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младших школьников. Пособие для учителя. М.Изд. центр ВЛАДОС, 2002.-144 с.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.-296 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle