Библиографическое описание:

Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 29-31.



.)

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Ключевые слова: краеведение, деятельностный подход.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход [5]. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД. [2]. Для организации деятельностного подхода необходимо создать соответствующие условия: педагогические, методические, организационные, учитывать закономерности развития личности.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в школе - формирование у детей общеучебных навыков.Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Я считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в процесс обучения приемов исследовательской работы.

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы [4] и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края.

Как же мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим по краеведению ?

Из своего опыта работы у меня сложилась небольшая система:

- открытые уроки: «Жизнь и творчество местного поэта И.И.Мокроусова»

-проектно- исследовательская деятельность: «Возникновение села Аношкино», «Люди в истории села», «Самобытный талант поэта-земляка И.И.Мокроусова»

- внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своём селе»,

«Вечер памяти, посвященный местному поэту И.И.Мокроусову».

Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои знания.

Таким образом, у школьников формируется ряд ключевых компетенций:

- умение применять свои знания в решении практических задач. [1]

-умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение правильно организовывать проектную деятельность.

- познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

Мне кажется, что краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России. [3]

Литература:

  1. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях //Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
  2. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т.А. Чичканова (отв. редактор). Самара, 2015. С. 284-288
  3. Кочетова Н.Г., Севенюк С.А., Лысогорова Л.В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5-7.
  4. Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233
  5. Лысогорова Л.В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Дисс. … канд. пед. наук /Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle