Библиографическое описание:

Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 29-31.



.)

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Ключевые слова: краеведение, деятельностный подход.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход [5]. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД. [2]. Для организации деятельностного подхода необходимо создать соответствующие условия: педагогические, методические, организационные, учитывать закономерности развития личности.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в школе - формирование у детей общеучебных навыков.Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

Я считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в процесс обучения приемов исследовательской работы.

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы [4] и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края.

Как же мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим по краеведению ?

Из своего опыта работы у меня сложилась небольшая система:

- открытые уроки: «Жизнь и творчество местного поэта И.И.Мокроусова»

-проектно- исследовательская деятельность: «Возникновение села Аношкино», «Люди в истории села», «Самобытный талант поэта-земляка И.И.Мокроусова»

- внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своём селе»,

«Вечер памяти, посвященный местному поэту И.И.Мокроусову».

Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои знания.

Таким образом, у школьников формируется ряд ключевых компетенций:

- умение применять свои знания в решении практических задач. [1]

-умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение правильно организовывать проектную деятельность.

- познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

Мне кажется, что краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России. [3]

Литература:

  1. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях //Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
  2. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т.А. Чичканова (отв. редактор). Самара, 2015. С. 284-288
  3. Кочетова Н.Г., Севенюк С.А., Лысогорова Л.В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5-7.
  4. Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233
  5. Лысогорова Л.В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Дисс. … канд. пед. наук /Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): Лысогорова Л.В, родного края, внеурочной деятельности, Изучение краеведения, способностей младших школьников, математических способностей младших, образовательного учреждения, краеведческого материала, навыков.Важная составляющая краеведения, Зубова С.П, изучения исторического краеведения, изучению краеведения, педагогической работе образовательного, значении краеведения, формируемого участниками образовательного, реализации государственного образовательного, реализации задач ФГОС, рамки образовательного пространства, проектно-исследовательской деятельности школьников, Использование краеведческого материала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle