Библиографическое описание:

Гарифулина Г. М., Минюк Т. В., Талапчук Г. И. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 27-29.



В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленной на формирование коммуникативных УУД.

Ключевые слова: коммуникативные УУД, приемы формирования учебных действий.

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций учащегося.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи.). В данной статье рассмотрим некоторые методические приемы используемые учителями начальных классов для формировании и развития коммуникативных УУД обучающихся на уроках литературного чтения (на примере учебника « Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий , 3 класс «», УМК «Перспектива»).

1.Приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста. « На что похож?»

2. Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста. «Вырасти дерево», «Построй улицу», «Наполни домик», «Закрытая дверь», «Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку», «Фотография».

3. «Секреты слова» - вид работы ,предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов, выделение орфограмм по изучаемой теме.

4 .Раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание. (Например, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» с.12, «Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли события отражены?»)

5.«Перефразирование» - это приём, предполагающий пересказ текста «своими словами». ( Например, В. Даль «Девочка Снегурочка», с.75 «Попробуйте с друзьями пересказать эту сказку так, чтобы она звучала иначе?»)

6.«Активное слушание»- запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.

7.Чтение как кооперация (чтение по ролям). Например, при работе над сказкой С. Михалкова « Упрямый козел» с.128 -134, детям можно предложить следующие вопросы и задания:

  1. Определите всех действующих лиц
  2. Как автор изображает героев?
  3. Какой самый напряженный момент в произведении? Как автор изображает героев?
  4. Дайте советы актерам. Запишите в «Творческую тетрадь» свои рекомендации»;

Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы на становление коммуникативно - развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог; участвующего в коллективном обсуждении проблем. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Рассмотрим некоторые методические приемы используемые учителями начальных классов для формирования и развития регулятивных УУД обучающихся на уроках литературного чтения

1. Приём «З-Х-У». Благодаря этой методике ученики приобретают целый набор инструментов, при помощи которых можно составить любой комментарий к любому тексту. Она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное.

Можно использовать этот прием при работе с текстом А.Чехова «Ванька»:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

Данный прием позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.

2. Приём «Инсерт». Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

3. Приём «Рюкзак». Как прием рефлексии, используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Например, я научился составлять план текста, я разобрался в такой-то теме

4. Приём «Задай вопрос». Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Формирует: умение содержательно формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний.

5. Приём «Создай паспорт». Одним из средств формирования регулятивных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот несколько пример паспорта из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:

Паспорт 1.

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.

6.Прием «Волшебные линеечки»

Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Такая оценка: - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Рассмотрим формирование познава­тельных УУД на уроках «Литературного чтения» в началь­ной школе. Познавательные универсальные учебные действия обе­спечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: осознавать позна­вательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную ин­формацию, а также самостоятельно находить её в материа­лах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, мо­дельной форме, использовать знаково-символичные сред­ства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифика­ции, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Особое внимание на уроках уделяется заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опор­ных) слов; выделение главного; сжатие информации; со­ставление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники по чтению содержат задания, направленные на формиро­вание логических операций: анализ содержания и языко­вого оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей; сопоставление произведений по жанру и по виду (познава­тельного и художественного); обобщение; классификация.

Основным средством работы с детьми является педаго­гический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее на­ходить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, необходимо спросить его, что он сам об этом думает и пригласить его к рассуждению. Рассмотрим методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения. Прием моделирования: позволяет включать включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. «Удивляй»: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. «Повторяем с контролем» ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. «Опрос по «Цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. «Опрос-итог» в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. Целесообразно на уроках играть с детьми в игры-тренинги: «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина». Цель этих игр: тренировать аналитическое мышление, форми­ровать умение выделять общие признаки путем сравнения. Приём «Раскадровка». При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схе­матичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя собы­тия, изображённые в «мультике», дети усваивают план пе­ресказа. С сюжетной линией можно поиграть в игру «Да-Нет». Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры должны задавать ве­дущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос дол­жен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому тренингу вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впо­следствии и любого другого произведения, сужая поле по­иска решения. Следующий прием так и называется «Хорошо – пло­хо». Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо». Чем «хорошо» и чем «плохо». Целесообразно на этом эта­пе применить тренинг «Точка зрения», когда дети рассма­тривают поступки героев с разных точек зрения: самого героя, автора, окружения героя. Модель «Точка зрения» учит детей смотреть на мир глазами других людей. Проанализировав произведение можно предложить детям составить «Загадалки» про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». На ос­нове мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется копилка черт героев, паспорта самого произведения и его героев, паспорта вол­шебных предметов. Итогом изучения темы будет «Па­спорт жанра».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle