Библиографическое описание:

Байбикова Р. Х., Власовец Н. А., Кирьякова Ю. В., Чаплыгина В. В. Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык» // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 9-12.



В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучиваться. Следовательно, современной школе необходимо вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Организация учебного процесса должна быть нацелена на формирование УУД, которые позволят ученику уметь самостоятельно учиться: добывать знания, обобщать их, делать выводы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия.

Формирование УУД в начальной школе является целенаправленным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Предмет «Русский язык» в начальном обучении занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его нахождения в детском коллективе.

Задачами изучения этой предметной области являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В Программе развития УУД выделены четыре блока:

1. Личностные (самостоятельное определение цели и мотива деятельности; эмоции, интерес, позитивное отношение к себе и к окружающему миру)

2. Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения, объяснять свой выбор, работать в парах, в группе, умение вести диалог);

3. Познавательные (общеучебные, логические, умение поставить и решить проблему);

4. Регулятивные (умение планировать свою деятельность, ставить цель, осваивать разные алгоритмы, осуществлять самоконтроль и оценку своих работ);

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т. д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений, определяют идею данных текстов.

Формирование коммуникативных УУД(ведение диалога; аргументация точки зрения; участие в совместной деятельности; разрешение конфликтов) в курсе «Русский язык» является одной из основных задач курса и обеспечивается как языковым материалом, так и организацией всей работы по овладению языком и речью.Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:

1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.

2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.

3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4. Знания усваиваются лучше.

5. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Познавательные УУД включают большое количество учебных действий. Основные из них — общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Действия этого блока многообразны. Проиллюстрируем на языковом материале лишь некоторые из них.

К общеучебным универсальным действиям относят знаково-символические действия. В курсе русского языка начальной школы можно выделить множество тем, где они используются. К знаково-символическим действиям относятся моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование моделисцелью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Примерами тем, где формируются эти умения, могут являться составление звуковых моделей слов, работа со схемами предложений или моделями состава слов, их преобразование.

Развитие логических УУД может происходит на разных этапах урока. При этом должна быть создана система вопросов, которая позволит ребенку верно проанализировать языковой материал, вычленить главное, классифицировать, сравнить, провести аналогию.

Для отслеживания развития реглятивных УУД предлагаем вашему вниманию памятку с формулировкой типовых заданий, позволяющих формировать то или иное учебное действие данного блока.

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагание

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно сделать, чтобы получился правильный результат?»

Прогнозирование

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

«Установи правильный порядок предложений в тексте», «Исправь ошибку»

Оценка

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Формированиевсего комплекса УУД происходит за счёт реализациипринципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия — как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т. д.).

На своих уроках мы стараемся выстраивать учебный процесс так, чтобы ученики могли сами оперировать учебным материалом и при этом у них формировались способности к самообучению, самоорганизации.

На примере урока русского языка в 1 классе на тему «Имена собственные» мы покажем, как могут формироваться УУД всех видов.

Целью данного урока являлось создание условия для формирования понятия «имя собственное», развития умения различать имена собственные и имена нарицательные, писать заглавную букву в именах собственных.

О формирование УУД может идти речь уже на организационном этапе урока. В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей, высказывания своего мнения у обучающихся формируются такие регулятивные УУД, как осуществление контроля, умение прогнозировать; такие коммуникативные УУД, как умение слушать и слышать собеседника, достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Урок начинаем с психологического настроя, что способствует формированию личностных УУД.

На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности создаются условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Учитель: Знаем ли мы все предметы, которые имеют собственные имена? Давайте проверим. Выберите из группы слов имена собственные.

УШАКОВ, ЛЕШИЙ, БОЛОНКА, АЛЬМА, ТЮЛЬПАН, АВСТРАЛИЯ, РАВНИНА, ВЕНЕРА, «ТРИ ТОВАРИЩА».

— Какие слова вызвали сомнение? Почему? Сформулируйте проблему и цель нашего урока.

Дети анализируют объекты с целью выделения признаков и последующей классификации, т. е. речь идёт о развитии познавательных (логических) УУД.

Затем происходит формулирование цели урока. Первоклассники это делают при помощи наводящих вопросов учителя.

На этапе построения проекта выхода из затруднения. Реализации проекта (открытие нового знания) деятельность учащихся организуется в групповой форме. Учащиеся должны распределить карточки с именами собственными по тематическим группам (антропонимы, зоонимы, космонимы, топонимы, названия произведений). Выяснение значения данных терминов детьми происходит самостоятельно через знакомство с информацией об этимологии представленных слов. На этом этапе чётко выделяется работа с познавательными УУД. Дети учатся работать с информацией, сравнивать, классифицировать объекты. Происходит поиск и выделение необходимой информации с применением метода информационного поиска; подведение под понятие. Работа в группе позволяет детям развивать свои коммуникативные умения (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации). По окончании самостоятельной работы происходит проверка результатов работы.

На этапе первичного закрепления дети работают с текстом (сочинением самарской школьницы на тему «Моя малая родина»). Анализ данного текста в рамках темы урока переплетается с беседой о любви к родному краю, происходит воспитание патриотизма, а, следовательно, мы имеем дело с личностными УУД.

На этапе подведения итогов урока — рефлексии деятельности — учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Учитель:

Какую цель мы ставили на уроке? Что нового узнали?

— Дайте оценку собственной деятельности, поставьте галочку на “дорожке успеха” (не знаю, знаю, понимаю, могу применить, могу научить другого).

Первостепенная задача учителя в любой предметной области, на наш взгляд, состоит в создании условий для формирования УУД на каждом этапе урока и в определении наиболее эффективных методов и приёмов. Важно понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle