Библиографическое описание:

Берикболова У. Д., Казбайкызы А., Жанибекова А. Мировой опыт повышения экспортного потенциала страны // Молодой ученый. — 2016. — №5.5. — С. 44-47.



В мировой практике, как правило, страны разрабатывают предложения по реформированию экономики с точки зрения создания благоприятных условий для роста экспортного потенциала. Решение этой проблемы является ключом к достижению и реализации общей и промежуточных целей экономической реформы. Важнейшим фактором, определяющим экспортный потенциал страны, является наличие в стране сравнительных преимуществ. Если на ранних этапах на первый план выходили такие факторы производства, как земля, труд, капитал, то на современном этапе развития определяющую роль играет способность страны создавать необходимые условия экономического развития, стимулирующие развитие недостающих факторов. Например, для Казахстана характерно наличие ряда сравнительных преимуществ как земля и дешевая рабочая сила, недостатка такого фактора, как капитал. Другим сравнительным преимуществом является дешевая рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.

Однако, опыт показывает, что данное сравнительное преимущество используется недостаточно эффективно. Поэтому, на наш взгляд, необходимо изучить опыт регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в странах мира.

В основу правового регулирования региональной ВЭД и участия региональных образований во внешнеэкономических связях (ВЭС) в большинстве случаев положены принципы федерализма. В США штатам предоставляется право создавать дополнительные стимулы для привлечения иностранных инвестиций путем введения соответствующих налоговых льгот и упрощения процедуры регистрации предприятий (корпораций). Штаты также обязаны содействовать финансированию экспорта с их территории. С этой целью они вправе разрабатывать проекты развития экспорта для среднего и малого бизнеса, оказывая содействие в получении экспортного финансирования через соответствующие органы штата и частные структуры. Вместе с тем штаты поощряют и стимулируют развитие бартерной, встречной торговли. Непосредственным участникам ВЭД предоставляются субсидии.

Среди других прав штатов – создание своих зарубежных коммерческих представительств, оказывающих консультационные и маркетинговые услуги, участие в формировании и разработке режима зон внешней торговли, образуемых на их территории, в региональных программах развития местной торговли. При этом штат может выступить непосредственным участником внешнеторговых отношений и соответствующим образом регулировать свои связи с иностранными партнерами.

В Германии в регулировании ВЭД законодательно закреплен так называемый остаточный принцип. В соответствии с ним все законодательные права, которые Конституцией не закреплены за федерацией, принадлежат землям. При разграничении полно формируются сферы исключительной и конкурирующей законокомпетенции.

С точки зрения регулирования ВЭД, федерация обладает исключительными правами в обеспечении таможенного, валютного и торгового единства территории, свободы товарного обращения, в подписании договоров о торговле и судоходстве, осуществлении платежных расчетов с зарубежными странами. При заключении международных договоров, если последние затрагивают особое положение какой-либо земли, ее законные представители должны быть своевременно заслушаны, а их мнение учтено. Правительствам земель предоставляется право непосредственно заключать соглашения с субъектами иностранных федераций и соответствующими административно-территориальными единицами иностранных государств, оказывать содействие корпорациям и фирмам в развитии их ВЭС.

Одним из основных направлений участия большинства стран мирового хозяйства в международном разделении труда в настоящее время является экспортная ориентация. Экономический рост многих стран Западной Европы и Азии является ярким примером интегрированности в мировое хозяйство. Путь перестройки структуры экспорта прошли многие страны.

В качестве факторов, определяющих принадлежность стран на экспортную ориентацию, является ряд укладов воспроизводственных структур при их курсе на индустриализацию. Своеобразный механизм подключения к экономической реформе имели в индустриально новых государствах, где ставка была сделана на экспорт, государственное регулирование ВЭД, первоначально поддержка на крупный бизнес [1].

Обращаясь к реформам развивающихся стран, можно выделить следующие особенности моделей их рыночного развития. Согласно ряда теорий, экономические трудности периферийных стран напрямую увязывались с участием в международном разделении труда. В тех странах, где был взят курс на максимальную самообеспеченность промышленными товарами, началась изоляция от мирового рынка, почти не развивались другие сектора экономики – сельское хозяйство и экспорт. Отсутствие диверсифицированной экспортной базы при отсталом сельском хозяйстве стало причиной резкого экономического спада (Бразилия, Индия, Чили). В то же время другая группа государств, определившая более правильно свою стратегию экономического развития, смогла перестроиться и выстоять в неблагоприятной ситуации (Таиланд, Сингапур, Малайзия).

Зарубежный опыт показывает, что эффективность экспортоориентированной модели обеспечивается динамичной сменой отраслей экспортной специализации, т.к. обновляемость экспорта обусловливает наращивание вывоза различной продукции (сырьевой, производственно-технологической, наукоемкой, информационной, услуг) с целью утверждения своих позиций на мировом рынке и характера форм международного сотрудничества. Так, США, ориентируясь на развитие экспортной базы в конце XIX в. начинали с экспорта хлопка, пшеницы и других сельскохозяйственных товаров. К началу первой мировой войны эта страна в основном уже экспортировала готовые изделия, оставаясь при этом крупным поставщиком сырья.

Как уже говорилось, практика развитых государств показывает, что эффективность экспортоориентированной экономики достигается созданием продукции на основе конкурентных преимуществ страны. Теория конкурентных преимуществ выдвигает на первый план различия между странами и между национальными характерами. Так, анализируя экономики промышленно развитых стран можно обнаружить большие расхождения в моделях национальных конкурентных преимуществ. Германия имеет давно устоявшиеся позиции лидера в химической промышленности, многих видах производственного и обрабатывающего машиностроения, производстве машин высокого класса и печатного оборудования. США – в производстве моющих средств, медицинского оборудования, самолетов, компьютеров и программ компьютерного обеспечения, а Япония – в производстве транспортного оборудования и связанного с ним машиностроения, высококачественной бытовой техники и печатного оборудования.

При этом конкурентное преимущество создается и удерживается в тесной связи с местными (региональными) условиями: в выпуске продукции; по территориальным и географическим признакам; климатическим признакам; природным признакам; другим признакам, отличающихся от специфики других регионов. Поэтому наделенность страны теми или иными традиционными факторами, уже не определяет его конкурентное преимущество. Это реально подтвердили новые индустриальные страны как Гонконг, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Китай и др., где наблюдается быстрый рост производства и высокие темпы роста внешней торговли.

Японское правительство, применяя селективный подход, использовало следующие методические приемы:

–все отрасли промышленности были разбиты по уровню приоритетности,

–разработала шкалу приоритетов, вычленив в ней четыре группы отраслей, обеспечивающих максимальный, высокий, нейтральный и отрицательный приоритеты

Первую группу сформировали отрасли угледобычи, черной металлургии, производство сельхозудобрений, электроэнергетики. Второй приоритет обеспечивали такие отрасли как добыча железной руды, нефтепереработка, производство асбеста, текстиля и красителей, морской транспорт.

Третью группу составили прочие отрасли промышленности, а с отрицательным приоритетом вышли такие отрасли как производство шелка, мебели, косметики и т.п.

Как известно, правительство Японии, начиная с начала реформ 50 годов пристальное внимание, уделяло развитию внешней торговли. И в конце 70-х гг. целенаправленно концентрировалась на всемерном поощрении экспортных усилий компаний, систем мер по концентрации ресурсов в соответствующих отраслях, ограничениях на развитие иных форм внешнеэкономических связей. Для этого государство предоставляло льготный кредитный и налоговый режим компаниям, работающим на экспорт, помогало им в создании внешнеторговой инфраструктуры за рубежом, содействовало развитию системы кредитно-финансового обеспечения.

Модель экспортной ориентации продемонстрировали в новых индустриальных странах принципиальные новые тенденции в поведении стран развивающегося мира, независимо от отраслевых, кадровых и других характеристик стран. Анализ тенденций экспортных стратегий НИС Азиатско-тихоокеанского региона позволяет среди них выделить следующие ключевые позиции:

– способность преодоления в начале 80-х годов кризисного этапа в своем развитии;

– обеспечение сбалансированности национальной экономики и высоких темпов экономического развития динамизма;

– способность развертывания масштабной экспортной стратегию отраслевой специализации;

– достаточно успешность осуществления структурной перестройки экономик;

– целевая направленность развития передовых, высокотехнологичных отраслей как электроника, приборостроение, электротехника за счет государственного регулирования процессов стимулирования либо сдерживания темпов роста производств, характеризующихся высокой долей трудо-, энерго- и материалозатрат;

– коренной реконструкцией традиционных отраслей промышленности как металлургия, нефтехимия и др., базированной на привлечении новых технологий, оснащении современным оборудованием, включая информационные технологии и т.д.

В конечном счете, все это способствовало модификации экономической структуры в целом не только данного региона, но мирового хозяйства в целом. Несмотря на наличие общности в стратегии проникновения стран Юго-Восточной Азии на мировые рынки, можно заметить и определенные отличительные особенности в процессе активного заимствования технологий, их адаптации и улучшении, направленных на стремительное реагирование на запросы того или иного рынка, позволяющие снизить затраты при улучшении качества чем у конкурентов. Это – ключ, обеспечивающий выход на мировой рынок и увеличение экспорта этих стран [2, с. 50].

Сегодня «новые индустриальные страны» или «новые индустриальные экономики» повторяют достижения Японии. НИС Восточной Азии отличаются существенным высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран и высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны.

Аналогичным образом, стратегии экономического развития азиатских НИС опирались на экспортоориентированные производства, прежде всего готовых изделии. В итоге, на мировых рынках они превратились в крупнейших поставщиков обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичен продукции [3]. По мере экономического процветания эти страны, начавшие с экспорта изделий трудоемких (текстиль), постепенно перешли к производству материалоемких производств, а затем к производству изделий обрабатывающей промышленности и наукоемким товарам.

В итоге на политической карте мира все более происходит изменение баланса сил стран Восточной Азии и Латинской Америки. С начала 80-х гг. постепенно меняются место НИС не только в мирохозяйственных связях, где им удалось найти свои «ниши», но и в современной мировой экономике. Сегодня уже есть смысл говорить о значительных успехах реализации в сельском хозяйстве региональных преимущества. Значение членов региональных интеграционных группировок в качестве субъектов сельского хозяйства в международном разделении труда определяется тем, что они являются монополистами в производстве каучука, копры, пальмового масла, давая до ¾ этой продукции, а также перца, ананасов. Значительна их роль в производстве бананов, риса, какао, сахара, чая, кофе, заготовки древесины.

Примечательно, что страны НИС стали нетто-экспортерами продукции сельского хозяйства, т. е. больше вывозят их на мировой рынок, чем импортируют. И не смотря на то, что природные условия во многом сходны в этих странах, и их экспорт состоит преимущественно из продукции тропического происхождения, тем не менее, каждая страна имеет свою специфику, обусловленную как почвенно-климатическими факторами, так и исторически сложившимися условиями, а также стратегией развития.

Таким образом, экономический курс, направленный на преимущественное развитие промышленного экспорта, составлял – важную интегральную часть формирования и развития экспортного потенциала рассматриваемых стран. При этом особую значимость сыграл фактор того, что экспортный потенциал является исключительно объектом государственного регулирования. Однако, учитывая неравномерность территориальных пропорций, многими странами были предприняты особые меры предотвращения региональных диспропорций [5].

Надо отметить, что рассмотрение формирования и развития экспортного потенциала развитых стран мира его современных особенностей, представляет практический интерес для Казахстана.

Таким образом, надо констатировать, что модель развития конкурентоспособности экономики любой страны только тогда будет успешной, когда она построена на преимуществах, определяемых национальными детерминантами конкурентоспособности и адаптированных на воздействии внешней среды.

Литература:

  1. Карибджанов Е.С., Карибджанова А.С. Модели развития экономического развития стран Юго-Восточной Азии: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2000. – 120 с.
  2. Мадиярова Д.М. Внешняя торговля РК в мировом хозяйстве. – Алматы: Классика, 2003. – С. 121.
  3. Жуламанов Р.К. Конкурентоспособность национальной экономики (теория и практика). – Алматы: ИРК, 1995. – 165 с.
  4. Кенесбаева Д.Ж. Стратегии экономического развития новых индустриальных стран Азии и возможности их адаптации к условиям Казахстана: Автореф. … канд. экон. Наук: 08.00.14. Институт экономики МОН РК. – Алматы, 2005. – 29 с.
  5. Берикболова У.Д., Абдимомынова А.Ш., Спанова Л.К.Современное состояние экспортного потенциала Кызылординской области. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-3. С. 418-420.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle