Библиографическое описание:

Мигранова Л. Р. Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов // Молодой ученый. — 2016. — №5.4. — С. 22-26.



В статье рассматриваются теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов социально-экономических систем, приводятся принципы и классификация методов согласования. Раскрыты основные преимущества агент-ориентированного подхода с точки зрения рациональности поведения экономических агентов и уровня согласованности их интересов. Приведена концептуальная агент-ориентированная модель системы «рынок труда – рынок образовательных услуг».

Ключевые слова: экономические агенты, согласование интересов, агент-ориентированный подход, рынок труда, рынок образовательных услуг.

В условиях нестабильной экономической ситуации, снижения темпов роста российской экономики, перспектив сокращения бюджета система управления территориальным развитием должна решать задачи обеспечения сбалансированности интересов экономических субъектов социально-экономической среды рассматриваемой территории. Рассмотрим теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов.

Методической основой механизма согласования интересов выступают определенные принципы, к основным из которых можно отнести:

 принцип научности, который подразумевает необходимость системного подхода к анализу, а с другой – комплексности при согласовании интересов, включающей всесторонний подход с точки зрения факторов и сил, действующих в данной сфере;

 принцип компромиссности, в соответствии с которым при сопряжении сил никогда не может быть найдено решение, полностью устраивающее всех. Требуется определенное равновесие и баланс, что ведет к сближению и сотрудничеству, так и того, что нарушает партнерские отношения;

 принцип структурности, то есть при анализе и согласовании интересов должна быть определена их структура по сферам и функциям, позволяющая определить необходимые методы, а также иерархия интересов по степени важности и уровню рассогласования, дающая возможность определить очередность процедур согласования;

 принцип единства экономических и социальных целей, который предусматривает, что организация процессов, направленных на минимизацию затрат, рост экономического развития территориальной социально-экономической системы должна обеспечивать в то же время создание условий для полноценной деятельности всех агентов;

 принцип эффективности означает, что процедуры анализа и согласования интересов должны быть экономически оправданы, то есть быть выгоднее, например, чем доведение ситуации до стадии конфликта с последующим разрешением методами конфликтологии [8].

В исследовании методы согласования интересов классифицированы:

 по методу согласования: формализованные (метод анализа иерархий, вероятностно-статистические модели, теоретико-игровые подходы, имитационные модели и др.) и неформализованные (матричный метод, государственно-частное партнерство, переговорный метод, системно-рефлексивный метод и др.);

 по типу поведения агентов: рациональная и иррациональная стратегии поведения агентов (рис. 1).

Рис. 1. Классификация способов согласования интересов экономических субъектов региона

Среди формализованных методов согласования интересов можно выделить следующие недостатки: сложные расчеты, необходимость большого объема информации, обширной статистической базы, сложность построения математических зависимостей и др. Для неформализованных методов присущи такие недостатки как: длительность согласования, невозможность описания большого количества агентов и др.

На рис. 2 представлен универсальный алгоритм согласования интересов экономических агентов, подходящий в качестве объекта управления для любой социально-экономической системы.

Рис. 2. Алгоритм согласования интересов экономических агентов

Одним из первых этапов является определение потенциала, уровня развития и основных проблем социально-экономической системы, далее осуществляется определение экономических агентов их интересов и ресурсов, приоритетных направлений развития самой системы и взаимодействие агентов между собой и системой в целом. Разработанный алгоритм согласования интересов экономических агентов является инструментом механизма формирования согласованного вектора развития социально-экономической системы. Ключевыми элементами концепции стратегического управления развитием социально-экономических систем должны являться потребности и интересы экономических агентов, механизм их согласования, инструменты управления и регулирования поведением этих агентов. Это позволяет обеспечить удовлетворение собственных потребностей экономических агентов и всей системы в целом.

Проведенный анализ методов согласования интересов экономических агентов с точки зрения рациональности их поведения и уровня согласованности интересов показал, что в основе механизма согласования интересов экономических агентов должна лежать интеграция формализованных и неформализованных методов согласования, что позволит осуществлять оценку и прогноз достижения как общих, согласованных приоритетов развития системы, так и собственных интересов экономических агентов.

Исследовать эти особенности позволяет методология агент-ориентированного подхода, учитывающая поведенческие характеристики экономических агентов, факторы индивидуального поведения и взаимодействия основных экономических агентов, а также корректирующие и регулирующие меры воздействия на них. Внедрение в модель механизма корректировки стратегии поведения агентов позволяет выстроить линию рационального поведения агентов не только на основании фактора максимизации выигрыша – удовлетворение собственных потребностей, но и с точки зрения эффекта всей системы в целом. Изменение величин входных параметров и их комбинаций позволит получить множество сценариев поведения агентов и развития социально-экономической системы, оценить степень их влияния на формирование согласованного вектора развития системы.

Типовая абстрактная агент-ориентированная модель (далее АОМ) состоит из следующих основных элементов [1]: агенты, охватывающие все возможные характеристики неоднородного поведения; их среда, определяющая представления и действия агентов; механизмы взаимодействия между агентами, включая прямую и непрямую передачу информации между ними. Такая возможность реализуется при помощи регулирования способности одного агента узнавать о поведении другого.

Агент-ориентированные модели могут применяться для моделирования регионального развития в целом [4, 6, 7] и отдельных экономических и социальных процессов, например, в области демографии, туризма, межтерриториального взаимодействия регионов и муниципальных образований [2, 3, 5, 9] и др.

На рис. 3 представлена концептуальная модель согласования интересов экономических агентов системы «рынок труда – рынок образовательных услуг». В исследовании система представлена как совокупность агентов (учебные заведения, индивидуумы, работодатели и государство, в лице территориально социально-экономической системы), организационных, экономических и социальных отношений и связей между ними, направленных на обеспечение перспективных кадровых потребностей региона.

На основе предложенной концептуальной модели в среде агент-ориентированного моделирования реализован программный комплекс, который позволил определить прогнозную численность и структуру выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан по группам направлений и специальностей до 2020 года.

Рис. 3. Концептуальная агент-ориентированная модель системы «рынок труда – рынок образовательных услуг»

Агент-ориентированная модель, являясь абсолютногибкой и учитывая поведенческие особенности во взаимодействии децентрализованных агентов социально-экономической системы, позволяет реализовать множество экспериментов, строить сценарии и оценить перспективные направления развития системы по различным параметрами регулировать разного рода дисбалансы за счет выработки компенсаторов иррационального поведения агентов.

Литература:

  1. Абрамов, В. Агент-ориентированное моделирование и имитационное моделирование: перспективы в области информационных технологий [Электронный ресурс] / В. Абрамов // Лаборатория искусственных обществ [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.artsoc.ru/digest/agent-oriented-models/index.php?ID=181.
  2. Атаева, А.Г. Отдельные аспекты предоставления и финансирования муниципальных услуг для удовлетворения базовых потребностей экономических агентов муниципального образования [Текст] / А.Г. Атаева, Г.Р. Зиннурова // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – № 2. – С. 274-278.
  3. Атаева, А.Г. Базисные факторы формирования трудового потенциала региона в условиях усиления межмуниципальных связей городских агломераций [Текст] / А.Г. Атаева, А.Ю. Кобзева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-6. – С. 1184-1189.
  4. Гайнанов, Д.А. Концепция агент-ориентированной модели регионального развития [Текст] / Д.А. Гайнанов, Е.А. Гафарова // The 3rd International Conference «Information Technologies for Intelligent Decision Making Support» (ITIDS’2015). Volume 2. – Ufa: USATU, 2015. – P. 180-183.
  5. Гайнанов, Д.А. Межмуниципальное сотрудничество: перспективы эффективного взаимодействия [Текст] / Д.А. Гайнанов, А.Г. Уляева // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть I. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. – 334 с. – С. 29-37.
  6. Орешников, В.В. Применение имитационных моделей в управлении социально-экономическими системами регионального уровня [Текст] / В.В. Орешников, А.Г. Атаева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 11 (83). – С. 29.
  7. Орешников, В.В. Формализация адаптивного взаимодействия экономических агентов в рамках территориальной имитационной модели [Текст] / В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы VII Всероссийской научно-практической internet-конференции. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. – 2013. – С. 103-106.
  8. Селин, И.В. Методология согласования интересов в процессе управления корпорированным промышленным предприятием [Текст] / И.В. Селин: автореф. дис. док. экон. наук. Мурм. гос. техн. ун-т. – Мурманск, 2010. – 45 с.
  9. Чернуха, Д.С. Инновации и региональный туризм на примере Республики Башкортостан [Текст] / Д.С. Чернуха // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы IX Всероссийской научно-практической internet-конференции. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015 – С. 255–258.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle