Библиографическое описание:

Кобзева А. Ю. Оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала: зарубежный опыт // Молодой ученый. — 2016. — №5.4. — С. 15-19.



В данной статье рассматривается оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала, как базовой составляющей кадрового потенциала инновационной сферы. Проанализирован зарубежный опыт, позволяющий дать рекомендации для развития научно-исследовательского кадрового потенциала в России и ее регионах. Доказана высокая степень влияния уровня инновационного развития на человеческие таланты и наоборот, что подтверждает актуальность и необходимость разработки мер активизации кадрового потенциала инновационной сферы.

Ключевые слова: наука, исследователи, научно-исследовательский потенциал, развитие экономики, ресурсы развития инновационной экономики.

На сегодняшний день, для поддержания конкурентоспособности России среди других стран необходимо уделять большое внимание становлению инновационной экономики. Понятие инновационная экономика предполагает такой тип экономики, который основан на потоке инноваций и нововведений, на производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Многие ученые, такие как Э. Тоффлер, Д. Белл, Дж. Нейсбитт, Ф. Фукуяма, Й. Шумпетер, С.Ю. Глазьев, Р.С. Гринберг, М.А. Гусаков, М.В. Ершов, В.В. Иванов, В.В. Ивантер, В.Ж Келле, П.А. Минакер, В.Л. Макаров, Д.А. Митяев, А.Д. Некипелов, В.В. Окрепилов, Ю.А. Петров, В.Е. Рохчин, , А.И. Татаркин, Г.Г. Фетисов, К. Фримен, что преимущество страны зависит от уровня ее инновационного развития [5, 6, 9].

Общий интегрирующий показатель, характеризующий совокупность комплексных производств страны, имеющих единый технический уровень – это технологический уклад, который описан Н.Д. Кондратьевым и используется уже более 80 лет. Сейчас в развитых странах мира, таких как США, Японии и КНР производство нацелено на развитие и применение наукоёмких технологий, например, в США доля производительных сил четвертого технологического уклада составляет всего 20%, пятого – 60% и уже 5% приходится на шестой уклад [8].

России, для выхода из затянувшегося кризиса, необходимо выстраивать такую систему управления, которая будет развивать инновационную экономику, обеспеченную эффективным трансфером научных результатов в производство, создавая его рост и выпуск инновационной продукции (рис. 1).

Рис. 1. Этапы развития инновационной экономики

Одним из ключевых ресурсов развития инновационной экономики является кадровый потенциал инновационной сферы, в том числе научно-исследовательский кадровый потенциал, обеспечивающий выполнение фундаментальных и прикладных исследований в приоритетных направлениях экономики региона. Для нахождения пути развития кадрового потенциала инновационной сферы необходимо произвести анализ зарубежных стран.

В США и странах ЕС наблюдается устойчивый рост: число исследователей в США выросло на 29% и на 55% в ЕС в период между 2000-2013 г. Исключения в общей мировой тенденции видны у Японии, которая испытала незначительные изменения, и Россия, у которой наблюдается значительный спад.

ОЭСР также оценивает долю исследователей в составе экономически активного населения в разных регионах. В Скандинавских странах (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) 1-2% от экономически активного населения составляют исследователи. В странах Восточной Азии (Сингапур, Тайвань) около 1%, в Южной Корее данный показатель равен 1,3%, в Японии – 1,0%, в США – 0,9%, в Соединенном Королевстве – 0,9 %, в Китае – 0,2%. Кроме того, Китай и Южная Корея показали непрерывное увеличение данного показателя (рис. 2).

Рис 2. Доля исследователей от общего числа занятых в регионах/странах
за 2000-2013 гг., %

ОЭСР также предоставляет данные о таком показателе как количество расходов на одного исследователя, который является достаточно важным при оценке национальных ресурсов, выделяемых на развитие науки и техники. По самым последним оценкам, США, Германия и Австрия имеют самый высокие расходы на одного исследователя. Япония, Южная Корея, и Китай показывают относительно одинаковое значение данного показателя. Другие страны с большим числом исследователей, таких как Канада, Великобритания, Испания и, в особенности, Россия тратят гораздо меньше средств на одного исследователя (рис. 3).

Рис 3. Расходы на одного исследователя в отдельных регионах/странах за 2000-2013 гг., тыс. дол. в ценах 2010 г.

Конкурентоспособность и устойчивость определяется интенсивными инновациями и вкладом человеческих способностей и компетенций в них. Инновационное развитие определяется уровнем талантов [2, 5] (рис. 5).

Рис. 4. Уровень инновационного развития и человеческих талантов в странах в 2013 году

Исходя из проведенного анализа, можно выделить основные проблемы, существующие в России, которые препятствуют становлению инновационной экономики:

 сокращение доли исследователей в 1,5 раза с 2000 года (в 2 раза меньше чем в США);

 низкий уровень инновационного развития и человеческих талантов;

 последнее место по расходам на одно исследователя (в 4 раза меньше, чем в США).

Чтобы решить данные проблемы необходима эффективная государственная инновационная политика, целью которой является создание организационных, экономических и правовых условий для развития инновационной деятельности [7].

В национальных стратегиях ведущих стран мира определены соответствующие современным требованиям направления и механизмы повышения устойчивости и конкурентоспособности, к ним относится:

 наращивание интеллектуального потенциала;

 повышение уровня человеческого развития;

 развитие инфраструктуры, институциональной и экономической конкурентной среды;

 восприимчивость бизнеса и технологическая готовность к инновациям;

 правильные мотивационные и компенсационные механизмы.

Реализация таких условий способствует предпринимательской активности, формирует подходящую инновационную среду внутри регионов и всей страны в целом [1, 3]. Взаимное влияние инновационной среды и человеческих навыков, способностей, талантов и компетенций создает необходимый симбиоз условий и факторов развития инновационной экономики.

Для определения наиболее эффективной модели государственного регулирования инновационной деятельности рассмотрим основы государственной политики в данной сфере в развитых зарубежных странах (табл. 1)

Таблица 1

Государственная инновационная политика зарубежных стран

Страны

Плюсы

Минусы

Европейский союз

Поощрение малого наукоемкого бизнеса;

Единое антимонопольное законодательство;

Льготное налогообложение НИОКР;

Прямое финансирование предприятий;

Кооперация университетской науки и предприятий.

Отсутствие разграничения между научной деятельностью, научно-технической деятельностью и инновационной деятельностью.

США

Тесное взаимодействие государства и частного бизнеса;

Значительный удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций;

Льготное налогообложение инновационной деятельности;

Бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений;

Создание разветвленной сети венчурных фондов.

Тяжелая процедура признания прав собственности на изобретение

Япония

Финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

Льготное кредитование перспективных НИОКР;

Защитаяпонскогопроизводителяотконкуренции;

Создание условий для получения новых технологий из других стран.

Государственные научные исследования носят преимущественно фундаментальный характер, степень их внедрения в практику недостаточен;

Не гарантируется прибыль компаниям рынков сбыта новой продукции.

Опыт представленных развитых и стремительно развивающихся территорий в сфере активизации инновационной деятельности свидетельствует о необходимости ее стимулирования во всех видах экономической деятельности России, для ускоренного экономического развития. Изучение и внедрение лучшего международного опыта в практику российской инновационной политики, поможет стране выйти на новый уровень экономического развития.

Таким образом, актуальным на сегодняшний день для России является эффективное формирование и использование кадрового потенциала инновационной сферы, который будет способствовать трансферу научных результатов в экономику. Необходимо, на основе зарубежного опыта и с учетом российской действительности, создать эффективный механизм государственного регулирования кадровым потенциалом инновационной сферы, который будет включать в себя оценку текущего состояния научно-исследовательского кадрового потенциала, прогноз будущей потребности в фундаментальных и прикладных разработках, мероприятия по развитию и использованию научно-исследовательского кадрового потенциала.

Литература:

  1. Атаева, А.Г., Орешников, В.В. Проблемы прогнозирования и сценарного моделирования социально-экономического развития территориальных систем [Текст] / А.Г. Атаева, В.В. Орешников // Проблемы прогнозирования и сценарного моделирования социально-экономического развития территориальных систем. Институт экономики УрО РАН. – 2012. – С. 10-33.

2. Гайнанов Д.А. Модель взаимодействия экономических агентов региональных рынков образовательных услуг и труда и оценка сбалансированности рынков [Текст] / Д.А. Гайнанов, Л.И. Мигранова // The 3rd International Conference Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS’2015). – USATU, 2015. – Р. 199-205.

3. Зиннурова Г.Р., Орешников В.В. Методические аспекты оценки развития сферы муниципальных услуг [Текст] / Г.Р. Зиннурова, В.В. Орешников// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-6. – С. 1219-1223.

4. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики [Текст] / под ред. Л. И Абалкина и др. – М. : Экономика, 1989. – 567 с.

5. Никонова А.А. Системность управления как основной императив в переходе к устойчивому развитию [Текст] / А.А. Никонова // Научно-практический журнал «Эффективное антикризисное управление». – № 6 (93). – 2015. – С. 62-75.

6. Печаткин В.В. Современные проблемы инновационного развития Республики Башкортостан и направления их решения [Текст] / Региональные проблемы преобразования экономики. – № 4. – Махачкала, 2012. – С. 102-106.

7. Уляева, А.Г. Использование функционального анализа в оценке эффективности деятельности органов государственной власти и государственных служащих [Текст] / А.Г. Уляева, А.А. Шабалин // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV Международной научной конференции. В 2 томах. Т. 1. – Уфа, ГОУ ВПО УГАТУ, 2015. – 252 с. – С. 206-209.

8. Чернуха, Д.С. Оценка конкурентоспособности видов экономической деятельности г. Уфы [Текст] / Д.С. Чернуха // Стратегический план экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года: монография / Администрация г. Уфы, ИСЭИ УНЦ РАН. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. - С. 24-30.

9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М : «Эксмо», 2007. – 864 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle