Библиографическое описание:

Ишмуратова Д. Ф. Образование в контексте устойчивого развития: уровни взаимодействия // Молодой ученый. — 2016. — №5.4. — С. 9-12.



Управление социально-экономическим развитием общества относится к задачам, обладающих непреходящей актуальностью. Любое общество в своем существовании сталкивается с противоречиями, которые могут выступать одновременно и результатом и источником его развития. Динамичность изменений, возрастающая сложность и взаимосвязь различных процессов и явлений современной общественной жизни усиливают необходимость анализа и понимания тенденций развития, обоснованности принимаемых управленческих решений. Какие бы задачи и приоритеты не выдвигались в каждый конкретный момент, целью остается необходимость обеспечения баланса интересов и реализация потребностей населения, включая перспективное видение данных процессов.

Одной из концепций, включающей данные вопросы и получившей многостороннюю разработку и широкое признание, является парадигма устойчивого развития. Основная цель устойчивого развития — обеспечение человеческого благополучия нынешних и будущих поколений на основе рационального использования имеющихся ресурсов или капиталов. Существующие множество подходов к данной теме обусловили появление различных определений как самого понятия, так и его составляющих, концентрирующих внимание на каких-либо аспектах основных видов капитала — экономического, экологического, человеческого и социального [1]. Общей чертой, объединяющей подобные исследования, является попытка дать комплексную характеристику социальных, экономических, культурных, экологических и других условий жизнедеятельности человека, субъективных и объективных условий реализации его возможностей.

Несмотря на различия в методиках и показателях измерения устойчивого развития, во множестве из них используются показатели образования, отражающие уровень развития человеческого капитала. В исследованиях учитываются разные показатели — грамотность взрослого населения, его доступность всем социальным группам, уровень развития различных его отраслей и ступеней и т. д. Включение в анализ данных о состоянии системы образования характеризует этот институт как один из ключевых, определяющих благополучие и устойчивое развитие общества: «Система образования способствует человеческому благополучию в будущем, обеспечивая более высокое производство на душу и более высокую (многофакторную) производительность. В то же время образование имеет отношение к нынешнему благополучию, поскольку исследования показывают, что люди с более высоким уровнем образования испытывают большую удовлетворенность жизнью, имеют лучшее здоровье, более широкие возможности для социализации с другими и участия в жизни своих сообществ. Таким образом, образование вносит вклад в текущее благополучие и его устойчивость во времени» [2, с.45].

Образование относится к числу важнейших социальных институтов, определяющих процесс воспроизводства общества как социальной системы, обеспечивающий возобновление социально-профессиональной структуры общества. Сложность и многогранность явления позволяет рассматривать его на различных уровнях: инфраструктуру, сложившиеся практики участия населения в данном процессе, а также в виде элемента человеческого капитала как совокупности «накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход — в виде заработной платы, процента или прибыли» [3, с. 11], который может быть в свою очередь трансформирован в другие формы капитала — экономический, политический и т. п. В современных условиях происходит повышение его значимости на всех уровнях, в том числе, в связи с необходимостью усиления инновационной составляющей во всех сферах жизнедеятельности. Доступ к соответствующим знаниям и компетенциям открывает именно система образования, становящаяся, таким образом, одним из необходимых средств достижения устойчивого развития: «Образование, будучи одним из основных прав человека, является ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности внутри стран и в отношениях между ними и в силу этого служит необходимым средством для эффективного участия в жизни обществ и в экономике XXI века, которые затронуты ускоренной глобализацией» [4, с.8]. Развитие образования входит в число ключевых стратегических национальных приоритетов, реализация которых лежит в основе обеспечения национальной безопасности.

Исследование образования в контексте устойчивого развития подразумевает рассмотрение не только его вклада в устойчивость социальной системы, но и с точки зрения собственного функционирования и развития, отвечающего актуальным запросам современности. К проблемам, характерных для данной сферы и получивших широкое освещение, относится вопрос качества образования на всех уровнях, характерной чертой которого является несоответствие между общественными и индивидуальными ожиданиями, включающее в том числе, дисбаланс между потребностями рынка труда и спектром специальностей, по которым ведется обучение. Данный аспект давно является предметом дискуссий, что обусловливает наличие различных точек зрения. С одной стороны, признается, что действительно существует значительный разрыв между потребностями рынка труда и контингентом выпускаемых специалистов, особенно это касается сферы услуг (для населения и производства), что связано с ориентацией образования не на нужды производства, а на спрос населения [5]. Переизбыток специалистов с определенным профилем приводит к тому, что полученное образование не всегда находит свое выражение в дальнейшей трудовой деятельности. По данным статистики, среди выпускников 2010–2012 гг. отсутствие связи работы с полученным образованием по разным специальностям составляло от 5 до 55 % (среди имеющих высшее профессиональное образование) и от 12 до 72 % (для получивших среднее профессиональное образование) [6, с.87]. Существует и противоположная точка зрения на данное обстоятельство, доказывающая, что представление о необходимости соответствия структуры выпуска специалистов структуре спроса на соответствующие профессии является стереотипом, основанном на упрощенном понимании взаимосвязи институтов образования и рынка труда. К таким же стереотипам относится и представление о том, что между получением высшего профессионального образования и намерением работать по специальности обязательно существует прямая связь [7]. В связи с этим многое говорится о девальвации ценности высшего образования, что отражается и в том, что большинство населения оценивает состояние системы образования в целом как посредственное — 48 %, хорошим его считают 24 % (исследование Аналитического центра Ю. Левады 2011 г. среди всего населения РФ) [8, с. 85], хотя среди молодежи в основном наблюдается удовлетворенность полученным образованием; по данным Европейского социального исследования (пятая волна, 2010 г.), российские респонденты оценили свою удовлетворенность системой образования в 4,27 балла (шкала от 0 до 10) [9].

Указанные проблемы не исчерпывают весь спектр вопросов, характерных для системы образования, так как в результате взаимосвязи явлений и процессов общественной жизни они оказываются сопряжены с другими проблемами, такими, как безработица, невысокий уровень и качество жизни, изменение структуры социально-профессиональной стратификации и т. д. В результате можно говорить о том, что существуют трудности в становлении образования как основы достижения устойчивого развития.

Рассмотрение образования в свете перехода к устойчивому развитию включает и такой аспект, переориентация его содержания на устойчивое развитие. Согласно Стратегии Европейской экономической комиссии ООН образование в интересах устойчивого развития ориентируется на переход «от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур» [10, с.1]. Фактически речь идет о повышении, в результате переориентации обучения, уровня социальной активности, понимаемой в широком смысле как осознанное деятельное участие во всем многообразии социальной деятельности, повышение индивидуальной ответственности за выстраивание собственной жизненной траектории. В свете указанных выше негативных тенденций, характеризующих ослабление функциональной связи между системой образования и рынком труда, пролонгированное планирование своей жизнедеятельности затруднено в силу объективных и субъективных причин, что обусловливает ситуативность проявления активности, преобладание ее адаптивной, а не созидательной направленности. В целом исследователи отмечают и объективные трудности, связанные с внедрением новых компонентов в учебный процесс, и уже существующие предпосылки к ускорению становления образования в интересах устойчивого развития, совпадающего в своем содержании с вектором развития современного образования.

Рассмотренные аспекты взаимосвязи образования и устойчивого развития — роль образования как фактора устойчивости, состояние и тенденции развития системы образования, а также развитие образования в интересах устойчивого развития не исчерпывает все существующие взаимосвязи данных явлений, но позволяют дать комплексную характеристику данного взаимодействия на различных уровнях в совокупности с социальными, экономическими, культурными, экологическими и другими условиями.

Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме № 0253–2014–0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661).

Литература:

  1. Гаврикова А. В. Демографические процессы Республики Башкортостан в контексте проблемы устойчивости территориальных образований. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/125–19833.
  2. Рекомендации Конференции европейских статистиков для измерения устойчивого развития. 2014. 242 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2015/ECE_CES_31_Rus.pdf.
  3. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5–16.
  4. Дакарские рамки действий. Образование для всех. ЮНЕСКО. 2000. 78 с.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001211/121147R.pdf
  5. Латова Н. В., Латов Ю. В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // Terraeconomicus. 2014. Т.12. № 3. С. 131–151.
  6. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2014: Стат.сб./ Росстат. M. 2014. 143 c.
  7. Московская А. А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 75–84.
  8. Общественное мнение — 2011. М.: Левада-Центр, 2012. 284 с.
  9. Щудло С. А., Длугош П. Удовлетворенность системой образования: Польша, Россия и Украина (сравнительный анализ) [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Shchudlo_Dlugosz_Satisfaction-with-Educational-System/
  10. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивого развития, интересах устойчивого развития, системы образования, Режим доступа, контексте устойчивого развития, системой образования, достижения устойчивого развития, измерения устойчивого развития, Электронный ресурс, развития системы образования, развития современного образования, парадигма устойчивого развития, цель устойчивого развития, уровень развития, рынка труда, удовлетворенность системой образования, взаимосвязи институтов образования, потребностями рынка труда, состоянии системы образования, высоким уровнем образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle