Библиографическое описание:

Угольникова Е. Н. Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 50-51.



 

В современном мире, при всем многообразии интересов и возможностей, важно суметь оценить и развить все многообразие творческого потенциала у детей. Особенно это важно сделать на раннем, начальном этапе развития. Каждый родитель пытается максимально полностью раскрыть и реализовать способности своего ребенка. Отдавая детей в музыкальную школу, ребенок должен показать и проявить свои музыкальные способности. И здесь возникает вопрос — что такое музыкальные способности, определить критерии их оценки. Ведь недостаточное внимание к развитию музыкальных способностей становится главной причиной неэффективной работы в самых различных областях музыкального обучения.

Музыкальные способности — индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью. Фактор общей одаренности всегда является фоном для обнаружения и развития специфических профессиональных способностей к исполнению музыки. В последнее время наукой накоплен материал еще и о скрытых способностях человека, имеющий также отношение к профессиональной музыкальной деятельности.

Важно не только рассматривать все аспекты проблемы способностей в их единстве, но видеть динамику самого процесса раскрытия способностей, устанавливать темп процесса, что в дальнейшем и определяет успешность педагогического и исполнительского обучения. Музыка оказывает благотворное развивающее и воспитательное воздействие лишь в том случае, если человек, а в нашем случае ученик, подготовлен к восприятию, когда он может постичь художественную и эстетическую ценность. Важная роль в восприятии художественного материала принадлежит музыкальным способностям. Способности в области музыки классифицируются следующим образом: способности общекультурные, способности общемузыкальные, способности профессиональные. Однако изолированность детской аудитории от учреждений культуры (театр, филармония, концертные залы) негативно сказывается на общем культурном уровне.

В юном возрасте преобладают процессы целостного мышления. При развитии же рациональной стороны мышления эта целостность нарушается. Непосредственность процесса меняется на опосредованность, развивающейся социальной стороной исполнительства. Для развития музыкальных способностей важен интерес к познанию.

Интерес показывает наличие определенных способности, тягу к обучению конкретной деятельности, в которой человек чувствует себя наиболее адекватным и внутренне свободным. Фундаментом, основой формирования способностей являются задатки — врожденные механизмы (память, внимание и т. д.). Схема обнаружения задатков: потребность — установление цели — выработка программы действия. Главной проблемой сущности и структуры одаренности является соотношение задатков и способностей, непосредственно обуславливающих успешность деятельности.

А. Ковалёв выделяет два уровня развития способностей:

1) отражательно — репродуктивный; (хорошая приспосабливаемость к определенной сфере деятельности, легкость овладения знаниями и навыками, высокая подражательность).

2) отражательно — творческий; (главным становится творческое переосмысление первоначального опыта знаний и навыков, выход к самостоятельному, новому).

Если первый уровень оказывается недостаточно качественным, то и формирование второго не будет полноценным. Это одна из причин по котрой вундеркинды не могут успешно перейти с одного уровня на другой. По другому обстоит дело с творческими спосбностями.

Развитие способностей инструменталиста — сложный процесс не только по накоплению навыков, а еще и с преобразованием опыта и мышления в связи с наступающими возрастными изменениями. Если же сформулировать требования к способностям, необходимым для овладения профессиональным мастерством, то надо в первую очередь разграничить обучение ремесленной стороне игры на инструменте и обучение художественному творчеству в области своей специальности.

Преподавание игре на скрипке достигло такого уровня, что практически любого не лишенного слуха человека можно научить вполне прилично играть. Но этого мало только для профессиональной подготовки. Для творческого овладения инструментом недостаточно способности к подражательному усвоению определенных двигательных навыков. На первый план выступает мышление в котором сочетается музыкальное представление и внутреннее переживание с двигательной сферой. Принимая детей в скрипичный класс, перед педагогом стоит серьезнейшая проблема выбора соответствующих методов занытий: развивать общие музыкальные способности или подходить к обучению с пофессиональной стороны.

Для формирования профессиональных навыков и развития предпосылок успешного овладения игрой на инструменте нужны совершенно иные методы занятий, причем разных в каждом конкретном случае. Нужно прежде всего выяснить какие у ученика способности и в какой области нужно развивать способности: обще музыкальные или профессиональные.

Необходимо дать детям возможность полностью реализовать себя. Самоотречение приведет к однобокости развития — виртуозное исполнение каприсов Паганини, не читая «Евгения Онегина», не зная, почему Архимед кричал «Эврика» — невозможно говорить о воспитании гармонично развитой личности, что в конечном счете должно быть итогом обучения. Может быть, на самом деле, критерий мастерства педагога, не только воспитание лауреатов различных конкурсов, а еще и развить интерес у ученика к музыкальному обучению, побудить его отдать музыке предпочтение перед спортом, иностранными языками, рисованием и прочими увлечениями. Но, безусловно, одни увлечения не исключают другие, и настоящий педагог сделает так, что музыка займет почетное место в жизни ученика. Значит главной целью, все-таки является общекультурное развитие ребенка, и выявленные профессиональные способности дают возможность развивать ученика уже в другой плоскости.

Скрипичная одаренность не ограничевается высоким уровнем психомоторных способностей, нужна особая музыкально-слуховая активность.Музыкальные способности не бывают изолированными от других видов способностей. В понятие скрипичной одаренности надо включать прежде всего возможность легко и успешно овладевать многими сущностными компонентами игры на скрипке. Следует отметить высказывание Б. Л. Яворского, который отметил проблему музыкальных инструментальных способностей еще в 20-е годы. «Моторность, слух, ритм — только лишь свойства. Способности же — это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их» [1, с. 84]. Творческая одаренность ребенка проявляется через пытливость, любознательность, способность полностью погружаться в любимое дело, высокий энергетический уровень, самостоятельность в действиях, изобретательность.

Двигательные способности проявляются через интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, любовь к движениям разного рода, делать двигательные градации — от медленного к быстрому, от плавного к резкому. Конечно для скрипичной одаренности важно сочетание и взаимодействие всех видов одаренности. Только при умелом сочетании возможно добиться успешного результата. Преодоление разрыва между научно — методической и практической работой требует активного внедрения в педагогическую практику. Ранее проблема развития музыкальных способностей не рассматривалась. Но возросшее внимание научно — методической мысли к проблеме развития музыкальных способностей обусловленно осознанием обозначенного противоречия. Акцент смещается с изучения сущности музыкальных способностей на разработку путей и способов их формирования. Одним из ведущих направлений методического поиска явилось обогащение традиционных методов развития музыкальных способностей инновационными технологиями — эмоциональной отзывчивасти на музыку, методическими новациями развитию ладового слуха, музыкальной памяти.

Таким образом, проявление музыкального таланта в раннем возрасте скорее исключение, нежели закономерность: основная часть одаренных музыкантов проявила себя после 12-ти лет, когда уже начинает формироваться индивидуальность личности. Если музыкант не играет сердцем и душой, всей широтой своего понимания искусства, то его искусство не найдет своего слушателя.

 

Литература:

  1.             Яворский Б. Л. Избранные труды. Часть 1. М., 1964 г.
  2.             Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. М. 2006 г.
  3.             Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М. 2004 г.
  4.             Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. М., 1960 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle