Библиографическое описание:

Романенко Л. Н. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 42-44.



 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Музыкально — одаренные дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Признаки одаренности изменяются при переходе от одного возрастного периода к другому. Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для развития их творческих способностей. Ученика необходимо постоянно стимулировать к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. К примеру, на уроках сценического мастерства каждый учащийся может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполнить вокальную партию какого-либо героя), и театральные (изобразить образ героя, многогранно раскрывая его характер и особенности поведения). Для школьников не существует правильной или неправильной работы в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Творческие задания на уроках способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир школьника.

Все виды музыкального звучания объединяются для школьников в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах. Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Школьники воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинают различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и комммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях креативное начало.

Построение уроков с учениками предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, вокально-хоровое музицирование и другие. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую — выработку интонационного и ладового слуха, вторую-развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого — импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно завершается тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением(изменяющие характер, динамику исполнения, темп) и т. д. — такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены. Очень важно, чтобы в творческом музицировании ребенок выплескивал свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально — слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих планах.

Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве. Важное значение в заинтересованности школьников имеет первое исполнение произведения. Если идею музыкального произведения сформулировать учащимся в нескольких словах и в таком виде сообщить ее, то жизнь идеи на этом и закончится. Концертмейстеру следует создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации, продумать динамику, соблюдать цезуры для взятия дыхания и т. д. Это поможет учащимся понять образ нового произведения. Не всегда одаренный ребенок может проявить способности сам, активно их демонстрируя. Задача концертмейстера состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках, помочь ребенку раскрыть свои способности с большей силой.

Аккомпанемент выполняет роль художественной детали, эффекта, который совместно со словами текста, звуками мелодии приводит к целостному образу. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Нужно оберегать духовное общение композитора и юного слушателя. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, который предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания произведения), но и естественное органическое «проживание» концертмейстером художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между учащимися и концертмейстером. Если учащиеся самостоятельны в своем поиске, творчестве, то приобретенные ими знания гораздо значимее, т. к. ученики приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, т. е. креативно развиваться.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Концертмейстер в первую очередь должен уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого; владеть навыками игры в ансамбле; уметь транспонировать, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами; знать основные дирижерские жесты и приемы, основы вокала. Наряду с этими знаниями и навыками, специфика работы концертмейстера в школе — интернате для одаренных детей предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, импровизация вступления, проигрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т. д. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой.

Классический вокальный репертуар исключает широкое использование импровизации. На занятиях по сценическому мастерству концертмейстеру необходимо умение играть по слуху. Это дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения учащихся. При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за поющим и двигающимся коллективом концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т. д.) в характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.

Специфика концертмейстерской работы на занятиях в школе-интернате для одаренных детей требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой. Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений.Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально — творческих действий.

Гармонизация мелодий по слуху-практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя мелодии — ее жанр и характер.Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер (марш, вальс, полька, баркарола, лирическая песня и др).

Неоспоримой основой сопровождения многих медленных протяжных, а также маршевых мелодий является аккордовая вертикаль, песен — полек — традиционная формула «бас-аккорд». При отсутствии в мелодиях легко определяемых признаков указанных жанров (подвижных, шуточных, энергичных, с национальным колоритом, джазовых) акцент должен быть сделан на выявлении их характера путем конкретного фактурного оформления сопровождения.В этих случаях допускается большая вариантность в выборе формул фактуры и их ритмического оформления. В выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация фактурных формул(например, синкопированные ритмы в мелодиях джазового и эстрадного плана).Показателем художественного качества импровизации является также умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе (сменить фактурную формулу в припеве, втором эпизоде). Концертмейстер должен также в совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией. Это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на этапе разучивания песен и вокализов.

В практической работе с вокалистами концертмейстеру приходится встречаться с самым разнообразным по характеру репертуаром.

Ученики хотят быть уверены, что концертмейстер ценит их голос, тембр, знает их возможности и достоинства. В определенный момент концертмейстер передает ведущую роль школьникам, и сами дети продолжают путешествия из реальной сферы урока в воображаемый мир.

Учащиеся всегда активно приступают к анализу характера песни и музыкальных средств выразительности, благодаря которым создается определенный образ. Все виды сопровождения являются носителями эмоционального, изобразительного и смыслового содержания. В вокальной музыке словесный текст является надежным аргументом. То, что в инструментальной музыке может быть предоставлено произвольности вкуса, в вокальном аккомпанементе обретает убедительную художественную мотивировку. Конкретность образа подсказывает более точную меру штриха. Чем интонационно богаче сопровождение, тем ярче создаваемый образ.

Таким образом, образное мышление оптимизирует у учащихся понимание эстетической многомерности окружающей действительности. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, дает возможность осознать процесс творчества.

 

Литература:

  1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения — М.: Музыка, 1961 г.
  2. Люблинский А. П. Теория и практика аккомпанемента — Л.: Музыка, 1972 г.
  3. Макаренко А. О некоторых особенностях фортепианного аккомпанемента. 1998–1999г
  4. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано — М.: «Престо» 1994 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle