Библиографическое описание:

Насырова Д. А. Спектр творческой внеклассной работы педагога специального класса // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 33-35.



 

Поднять уровень эстетического воспитания учащихся, привить чувство любви к прекрасному, профессиональные, творческие навыки, развить художественное мышление и богатую фантазию, воспитать образованного, квалифицированного слушателя, любителя музыки — в этом педагоги музыкальных школ видят свои главные задачи. Процесс развития личности должен носить целенаправленный, системный характер и обеспечиваться комплексным подходом к организации учебно-воспитательного процесса через синтез урочной, внеклассной, внешкольной и семейной музыкальной деятельности ребенка. Потребность в самовыражении, творчестве, эмоциональных впечатлениях всегда была свойственна человеку. Если мы хотим, чтобы знания

и впечатления, полученные на уроке, дали ростки, мы должны подумать о внеклассной работе.

Музыка — одно из самых разнообразных по жанру искусств. Отталкиваясь от этого, можно разработать и провести в классе с учащимися множество разнообразных мероприятий, классных часов и вечеров.

В зависимости от контингента учащихся класса преподавателю можно подготовить и провести: «Музыкальную карусель», «Музыкальную шкатулку», «На все цвета радуги», «Мультитроллию», «Музыкальную мозаику», организовать «Поле чудес», оказаться «В гостях волшебницы-Музыки» попасть в «Волшебной музыки страну», «Музыкальный салон», состоящие из песен для детей, мелодий из мультфильмов, из детских кинофильмов, применяя в работе песенники, облегченные переложения для фортепиано, 4-х ручные переложения, ансамблевые изложения различных составов, организовать пение и исполнение в ролях.

Дети попадают в волшебный мир музыки, созданный фантазией.

В процессе совместного музицирования они активно участвуют в действии, сами являются творцами. Музыка активно воздействует на человека лишь при условии его собственного участия. Детское творчество, сам процесс создания музыки, особо воздействуют на качество музыкального воспитания и создают оптимальные условия для активного развития музыкальности ребенка и развития его личностных качеств.

 

Такие мероприятия лучше проводить в свободной, красочной обстановке, используя для яркости восприятия различные дополнения в виде аксессуаров, элементов одежды, создающих фон и обстановку. Фантазия и воображение подскажут, как можно проще сделать костюмы и нанести грим. Это активизирует «артистов» к более выразительному исполнению. Помещение может быть украшено рисунками, работами учащихся; сценарий можно дополнить игрой на простых музыкальных инструментах, играми, конкурсами, командной работой, фокусами, загадками, ребусами, кроссвордами, викторинами, забавами, розыгрышами, награждением, поощрительными словами. Все это придаст событию радостную атмосферу.

Если большинство учащихся класса составляют ребята старших классов, можно использовать в работе песни народные, застольные, популярные, «Из всех республик», фольклор, пьесы для домашнего музицирования, мелодии из кинофильмов, «Мелодии души», хиты советской, зарубежной, современной эстрады, джазовые мелодии, что будет способствовать успешности социальной реализации ребенка в коллективе сверстников и в семье. Участие в таком мероприятии обеспечит приток богатой и разнохарактерной информации, пополнит багаж знаний учащихся, ознакомит с широким пластом литературы, простимулирует развитие личностных интересов.

Следующую встречу с музыкой можно перенести в концертный зал, где ученикам предоставляется возможность перевоплотиться в ведущих, слушателей и концертных исполнителей. Концертная программа «По страницам прекрасного» может быть посвящена творчеству одного композитора («Шубертиада», «Моцартиана»), юбилейной дате, празднику, эпохе, музыкально-историческому периоду, стране. Это может быть вечер «В вихре вальса», «Калейдоскоп танцев» (со звучанием полонезов, маршей, гавотов, полек), сопровождаемый рассказами, иллюстрациями, репродукциями. Такие мероприятия проходят на большом эмоциональном подъеме, увлеченно, восторженно, без равнодушных. А это большая сила воздействия! Широкое проникновение в разные области культуры, вызывая интерес к другим видам искусства — живописи, скульптуре, архитектуре — обогащает музыкальный кругозор и исполнительскую инициативу.

Пробудить и воспитать у юных пианистов любовь к казахской народной музыке, национальной культуре поможет концерт из произведений композиторов Казахстана, из пьес на основе казахских народных песен и кюев.

Самые большие успехи учащиеся делают в период подготовки

к концерту. Необходимо использовать любую возможность для выступлений перед аудиторией. Важен собственный настрой на произведение, убедительность интерпретации, прочность навыков исполнения, самочувствия и влияния реакции слушателей. Эта установка остается на всю жизнь: превращаясь в готовность выступать в любой момент, владея и управляя собой, веря в свои возможности.

Жанр камерной музыки («комнатная музыка»), написанной для небольшого количества исполнителей, пользуется большой популярностью у родителей. Художественный вкус развивается на лучших классических образцах отечественной и мировой литературы. Здесь место «Вечеру романса», лучшим образцам русской и зарубежной вокальной музыки в «Музыкальных шедеврах», в «Музыкальных гостиных». Применение различных видов аккомпанемента позволят приобрести новые исполнительские навыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное — развить умение слушать и создавать единый художественный образ с иллюстратором. Использование в работе различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа, транспорт) приносят большое эмоциональное удовлетворение учащемуся, расширяет рамки концертных выступлений.

Одним из самых надежных способов увлечения является игра. Обратимся к следующему жанру музыки — опере — театральному представлению. Возможна постановка оперы-сказки, оперы-игры, где ученики сами предстанут участниками действа, актерами, звукорежиссерами, стилистами, костюмерами, сами озвучат вокальные и инструментальные партии. Возможна постановка оперы-сказки, оперы-игры, где ученики сами предстанут участниками Творческое начало заложено практически в каждом. Ученик не должен быть пассивным потребителем знаний. Самостоятельно найденное учеником решение более плодотворно, побуждает радость познания.

Используя индивидуальный подход, зная особенности характера ученика, его увлечения, можно выявить и представить лучшие его стороны. Если организатор избавит участников от изнурительного репетирования и специальной подготовки, если сказка-опера целиком для многих слушателей прозвучит на концертной сцене, то при ее исполнении сохранится ощущение новизны, импровизации, игры. Декорации украсят театральное представление.

В мире музыкального творчества особая атмосфера: общение взрослый — ребенок. Учитель, воспитывая, воспитывается и учится у детей. Общение детей в группе. Ученик, воспитываясь и обучаясь, воспитывает и учит других личным примером. Наиболее способные и продвинутые ученики могут подготовить сольный концерт, творческий вечер с использованием видеоряда, слайдотек, фонотек.

Для развития не только музыкального слуха, но и в полной мере музыкального мышления учащихся детской музыкальной школы важно:

— широкое применение всех современных технических средств обучения (СD, DVD справочников, энциклопедий и сборников, использование аранжировок на синтезаторе, пение и игра под «минус», под фонограмму). Качественное воспитание и обучение возможно только при совместном тройственном союзе: учащихся, высококвалифицированных преподавателей и внимательных, воспитанных родителей. Необходимо чтобы они не только присутствовали на концертах, мероприятиях,

но и были активными их участниками, а учитель приобретал в лице родителей своих сторонников. Привлечение родителей-музыкантов, которые могут стать великолепными помощниками педагогу и оказаться примером для подражания. С помощью играющих на каких-либо инструментах родителей можно разнообразить формы концертных выступлений: подготовить творческие дуэты, ансамбли родителей и детей, ансамбли родителей.

Таким образом, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится. Чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

Литература:

  1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997г., 16 с.
  2. Смирнова Т. И. Воспитание искусством или искусство воспитания. М., 2008г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle