Библиографическое описание:

Крячкова О. А. Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков будущих педагогов-сольфеджистов // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 20-22.



 

Предмет сольфеджио в музыкальном колледже является составной частью профессиональной подготовки учащихся и предусматривает приобретение практических слуховых навыков, необходимых для деятельности будущего специалиста. Сольфеджио как учебная дисциплина находится в постоянном развитии: совершенствуются формы работы по воспитанию музыкального слуха, в значительной мере меняется само содержание курса. Для того чтобы состояние слуха музыканта-профессионала соответствовало уровню решения новых художественных задач нужна специальная система тренировки слуха. Построение сольфеджио на стилевой основе позволяет охватить художественные явления, принадлежащие разным историческим периодам. Л. Масленкова пишет «Стилистически яркий материал стимулирует слуховое сознание и память через художественную эмоцию, которой принадлежит главная роль в формировании музыкальных представлений»[1, с. 70].

Для формирования стилевого отношения к музыкальному материалу необходимы следующие аспекты слухового восприятия:

  1. интонационное, тонально-ладовое и метроритмическое развитие мелодии;
  2. ладогармоническое развитие;
  3. отношение ладовых функций к форме;
  4. соотношение ладовых функций и метрической организации;
  5. соотношение гомофонной мелодии и гармонической основы;
  6. функции элементов фактуры, изложение аккордовой фактуры;
  7. модуляционное развитие;
  8. жанровые признаки инструментальной и вокальной мелодики.

Они могут раскрываться на уроках сольфеджио в пении, записи диктантов, освоении ритмических рисунков, в слуховом анализе.

Стилевой подход в преподавании сольфеджио требует привлечения примеров музыкального творчества, принадлежащего разным историческим эпохам, национальным культурам, композиторам, обуславливает более разностороннее отношение к анализируемому материалу, становится определяющим в формах работы над памятью, интонационным строем, ритмом. Стилевой аспект сольфеджио, опираясь на метод сравнительного анализа, позволяет воспринимать музыкальное искусство с позиций соотношения традиций и новаторства.

Задачи сольфеджио — воспитание у учащихся гибкого и активного слуха, готового к восприятию, осмыслению и оценке новых средств современной музыки. Музыка XX века отличается от всех стилей музыки прошлого. Слуховое восприятие её нового, по отношению к классическому, музыкального языка способствует формированию инициативности музыкального слуха, расширению слуховых представлений. Важным становится выработка навыков преодоления слуховой инерции, воспитание слуховой активности в отношении новой интонационной сферы, освоение современных ладовых форм, сложных звуковысотных структур.

Способствовать преодолению односторонней ориентации на традиционно изучаемые в курсах сольфеджио ладовые формы, обогатить слух учащихся и способствовать развитию его гибкости должно освоение ладовых особенностей музыки ХХ века в интонационных упражнениях. Значение интонационных упражнений трудно переоценить: они закладывают основы для успешного восприятия различных элементов музыкального языка в слуховом анализе, диктанте, чтении с листа.

Большое значение имеет освоение разного рода тонально-гармонических соотношений: терцовых, однотерцовых и хроматически-вводнотоновых. Упражнением для преодоления ладовой инерции является интонирование от звука всех типов тетрахордов, звукорядов ладов миксодиатоники, альтерированных и хроматических, ладов ограниченной транспозиции в одноголосии и многоголосии. Эти упражнения способствуют высвобождению слуха от инерции мажора и минора.

Для музыки ХХ века характерно многообразие аккордики. В образовании гармонической вертикали многозвучных аккордов терцовой структуры, аккордов с побочными тонами, сложными альтерациями, двутерцовых, квартовых, тритоновых и других созвучий решающее значение имеет состав гармонических интервалов. Это обусловливает особую важность работы над интервалами — носителями мелодического, гармонического, ладового и тембрового начала в музыке.

Б. Асафьев писал: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал — одна из первичных форм музыки» [2, с.11].

Интенсивная модуляционность, обилие скачков в мелодике XX века требуют свободного владения интервалом. С ранних этапов обучения наряду с пением интервалов в ладу необходимо интенсивно заниматься работой над пением интервалов от звука. С первых уроков сольфеджио необходимо включать упражнения, основанные на функционально-гармонических связях интервалов. Интервальные упражнения исполняются двумя учащимися (один — поет первый голос, другой — второй голос) на определенный слог или с закрытым ртом. Остальные учащиеся определяют размер, ритмический рисунок, называют все интервалы или играют их на фортепиано. Упражнения, основанные на простейших интонационно-ритмических стереотипах, постепенно можно усложнять, включая все виды движения (параллельные децимы, терцдецимы, противоположное, косвенное движение). Воспитание ладофункционального слуха должно строиться на разнообразном материале — это специальные упражнения и примеры из художественной литературы различных стилей и направлений.

Параллельно в работу следует включать последовательности интервалов вне лада: пение в восходящем и нисходящем движении в пределах октавы однородных интервалов от звука вначале мелодически, а затем гармонически. Например, один учащийся поет интервал вверх, второй одновременно вниз, остальные учащиеся определяют образовавшиеся созвучия на слух. Далее, учащиеся поют интервалы цепочкой в прямом и ломаном виде, в определенном ритмическом рисунке, остальные определяют образовавшиеся сложные сочетания звуков. Подобные обороты не укладываются в диатонический звукоряд, включают увеличенные и уменьшенные интервалы, перечащие звуки.

В развитии слуха большое значение приобретает ансамблевое пение, которое кроме выработки чувства строя и навыков чистого интонирования способствует осмыслению гармонической вертикали. В сольфеджио традиционно большое внимание уделяется ладофункциональным связям и недостаточное к фонической стороне аккордов. Это приводит к трудностям при переходе к освоению нетерцовых аккордов.

Эффективным средством для развития слуха может быть включение в слуховой анализ сходных гармонических последовательностей из различных созвучий, в которых производятся какие-либо изменения в голосоведении, удвоении тонов, расположении голосов в аккордах. Упражнение включает пение гармонических последовательностей и определение их на слух в хоровом звучании. Учащиеся воспроизводят составляющие их терцовые и нетерцовые аккорды на инструменте вслед за исполнителями, а также записывают по памяти. Подобные упражнения способствуют воспитанию у учащихся гибкого и активного внутреннего слуха, готового к восприятию, осмыслению гармонических средств музыки ХХ века.

Музыкальный слух — это способность, поддающаяся развитию и воспитанию. Задача педагога — так направить слуховое развитие учеников, чтобы их багаж, ориентированный на интонирование и слуховое осознание тонально неопределенных мелодических и гармонических построений современной музыки, постоянно обогащался.

 

Литература:

  1.   Масленкова Л. О стилистических принципах воспитания музыкального слуха. С.М., 1981 № 12 с.247
  2.   Б. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Л. 1987 с.180
  3. Гусева А. Вопросы стиля в методике преподавания сольфеджио. Вопросы воспитания музыкального слуха. Сборник научных трудов. Л., Музыка 1987.
  4. Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха. Л., Музыка 1987.
  5. Шульгин Д. Пособие по слуховому гармоническому анализу. М., Музыка 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle