Развитие самостоятельности музыкального мышления у начинающих в классе фортепиано | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 873 раза

Библиографическое описание:

Голубцова, М. В. Развитие самостоятельности музыкального мышления у начинающих в классе фортепиано / М. В. Голубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26751/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

В музыкальных школах Казахстана внедряются и широко используются инновационные технологии обучения. Современные научные исследования позволяют сделать вывод, что ключевым условием развития всех видов музыкальных способностей ребенка является формирование самостоятельности музыкального мышления. Следует отметить, что развитие музыкального интеллекта является не целью, а средством для постижения музыки.

Как известно, процесс развития мышления ученика является развитием его личности, расширением его музыкального и культурного кругозора и включает такие компоненты мыслительного процесса, как проникновение в выразительно-смысловую сущность музыкальных интонаций, а так же осознание конструктивно-логических принципов исполняемой музыки. В классе фортепиано создаются оптимальные условия для формирования и развития музыкального интеллекта начинающего пианиста. Формирование и развитие мыслительных способностей ребенка осуществляется при чтении нотного текста, разучивании новых пьес, анализу текущей работы, т. е. протекает в ходе пополнения «багажа» знаний.

Исполнение музыки неизбежно активизирует музыкальное мышление. Нельзя забывать, что соединение абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук идет двумя непрерывными встречными потоками от рук к мозгу и от мозга к рукам. Наполнить смыслом процесс работы разучивания нового конкретными интересными заданиями, привить интерес не только к результату труда, но и к самому процессу работы — вот первоочередная задача педагога.

Каждый преподаватель в своей повседневной деятельности должен как бы заново «открывать» для себя уже известные истины. Для того чтобы понять, как надо обучать, чтобы развить самостоятельность мышления, надо ясно понимать, к каким результатам надо прийти, какова цель, к которой надо стремиться.

С первых шагов обучения мы должны: воспитывать внутренний слух, учить мыслить, развивать самостоятельность, прививать музыкальный вкус.

Всё это должно проводиться комплексно с первых же уроков, так как при формировании навыков инструментального чтения нотной записи происходит синтез всех знаний, умений и навыков.

Нельзя не учитывать, что у начинающих учеников переживание красоты мелодии обычно выражается в стремлении играть по слуху. Их увлечение подбором песен на инструменте надо поддерживать и умело направлять.

Подбор мелодий по слуху

В процессе подбора мелодий по слуху воспитывается:

                 умение вслушиваться в мелодию;

                 чувство ритма;

                 музыкальная память;

                 чувство самоконтроля.

Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребенка. Это может проводиться по-разному: напевание со словами или на слоги, напевание с одновременным проигрыванием на инструменте. При слабой слуховой ориентации ученика, как временный приём, рекомендуется подбирание «с рук». В этом случае зрительное восприятие постепенно способствует более активному и слуховому формированию. Полезно практиковать напевание мелодий с заменой словесного текста. Впоследствии игра мелодий по слуху должна сопровождаться их гармонизацией, введением подголосков, различных видов фактуры.

Об изучении ансамблей

Игра в ансамбле является прекрасным средством хорошего чувства ритма, умения слушать и контролировать игру. Необходимость всё время соразмерять своё исполнение с использованием партнёра, вслушивание в звуковую картину благотворно сказывается на музыкальном облике ученика, развивает его творческую инициативу.

Изучение интервалов

То, что так привлекает к фортепиано — многоэлементность фактуры. Нелегко ребёнку услышать, понять и выполнить все составные части фортепианного изложения, даже простейшего. В связи с этим главной задачей на начальном этапе обучения является, по определению Савшинского, воспитание «слышащей руки».

Для того чтобы ученики лучше воспринимали и слышали выразительность каждого интервала, у них должен быть накоплен слуховой опыт. Они должны помнить ряд инструментальных пьес, знать некоторое количество песен, чувствовать ладо-тональность, слышать смену лада.

Чтобы воспринималась в первую очередь мелодическая выразительность интервала, теоретическое определение интервала сначала лучше дать как переход одного звука мелодии в другой. Пояснить, что интервалы, образовавшиеся в песнях, узнаются по мелодии, которую образуют два звука. Ученикам всегда бывает интересно знать, что знанием о музыкальных интервалах мы обязаны древнегреческому учёному философу, математику Пифагору и названия интервалов представляют собой древний счёт.

Знакомство с интервалами многие преподаватели начинают с секунды. Такое ознакомление правильно только с теоретической точки зрения. Укреплению же на слух мажорного и минорного ладов надо начинать с интервалов, которые легко интонируются при настройке слуха в тональности, очень характерны и ярки по звучанию. Такими интервалами являются квинта, кварта, большая и малая терция.

Правильное построение интервалов требует и знание тональностей. Ученики с большим интересом находят знакомые интервалы и узнают их при анализе нотного текста.

Транспонирование

Развитию музыкальной грамотности помогает транспонирование. Уже при первых попытках подбора мелодий следует вводить транспонирование, которое затем надо продолжать на протяжении всех лет обучения ученика, постепенно усложняя репертуар. Стимулирование мыслительных способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски, способствуют развитию самостоятельности мышления ребёнка, укрепляет веру в свои силы, создают атмосферу заинтересованности и увлечённости.

Творческая и методическая подготовка преподавателя к учебным занятиям будет тем полноценнее, чем глубже и доступнее он сможет раскрыть ученику образное содержание произведений, их конструктивно-логические черты, выразительность музыкального языка и, тем самым, быстрее найти целесообразные пути, средства и приёмы, способствующие интенсификации развития музыкального мышления.

Занятия по фортепиано прокладывают дорогу к различным областям музыкальной профессиональной деятельности — исполнительской, теоретической, композиторской, дирижёрской. Поэтому, чем шире, разнообразнее общие и специальные познания начинающего пианиста, чем больше развито мышление, тем благоприятнее перспектива на успешность обучения.

 

Литература:

  1.                Л.Баренбойм «Путь к музицированию» Л. «Советский композитор». 1979
  2.                Ф. Брянская «Вопросы фортепианной педагогики»
Основные термины (генерируются автоматически): интервал, музыкальное мышление, музыкальный интеллект, нотный текст, развитие, слух, ученик.


Похожие статьи

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

В процессе обучения, направленного на развитие музыкального интеллекта

Для решения данной проблемы необходимо: формировать музыкальное мышление в

Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. /

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

2) творческая позиция; 3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой

Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает

На уроках музыки ученики слушают музыкальные произведения, определяют характер...

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

В процессе обучения, направленного на развитие музыкального интеллекта

Для решения данной проблемы необходимо: формировать музыкальное мышление в

Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. /

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

Чередование подбора по слуху с дальнейшим транспонированием с транспонированием по нотам способствуют общему музыкальному развитию ученика, воспитанию музыкального мышления, слуха, внимания и памяти...

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

2) творческая позиция; 3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой

Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает

На уроках музыки ученики слушают музыкальные произведения, определяют характер...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

...кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и

В основе пособия лежит инновационная методическая разработка — аудиовизуальный клавир, где нотный текст появляется на экране...

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

Чередование подбора по слуху с дальнейшим транспонированием с транспонированием по нотам способствуют общему музыкальному развитию ученика, воспитанию музыкального мышления, слуха, внимания и памяти...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика

Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение [5].

Активизация познавательной деятельности с помощью...

...кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и

В основе пособия лежит инновационная методическая разработка — аудиовизуальный клавир, где нотный текст появляется на экране...

Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано

В целях активизации слуха и мышления при соединении двух рук можно выбрать еще один способ работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ученик, развитие внимания, концентрация внимания, музыкальное произведение, мелодия, левая рука, звук...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика

Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение [5].

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

музыкальный слух, слуховой анализ, интервал, упражнение, учащийся, форма работы, урок сольфеджио, аккорд, век, воспитание, развитие слуха, пение интервалов, современная музыка, слуховое восприятие...

Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано

В целях активизации слуха и мышления при соединении двух рук можно выбрать еще один способ работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ученик, развитие внимания, концентрация внимания, музыкальное произведение, мелодия, левая рука, звук...

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития

процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого

Таким образом, образное мышление оптимизирует у учащихся понимание эстетической...

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

музыкальный слух, слуховой анализ, интервал, упражнение, учащийся, форма работы, урок сольфеджио, аккорд, век, воспитание, развитие слуха, пение интервалов, современная музыка, слуховое восприятие...

Целенаправленность, систематичность и последовательность как...

С помощью учителя дети могут определить на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель можно сообщить детям, что этот

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития

процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого

Таким образом, образное мышление оптимизирует у учащихся понимание эстетической...

Целенаправленность, систематичность и последовательность как...

С помощью учителя дети могут определить на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель можно сообщить детям, что этот

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

Похожие статьи

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

В процессе обучения, направленного на развитие музыкального интеллекта

Для решения данной проблемы необходимо: формировать музыкальное мышление в

Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. /

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

2) творческая позиция; 3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой

Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает

На уроках музыки ученики слушают музыкальные произведения, определяют характер...

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

В процессе обучения, направленного на развитие музыкального интеллекта

Для решения данной проблемы необходимо: формировать музыкальное мышление в

Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. /

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

Чередование подбора по слуху с дальнейшим транспонированием с транспонированием по нотам способствуют общему музыкальному развитию ученика, воспитанию музыкального мышления, слуха, внимания и памяти...

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

2) творческая позиция; 3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой

Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает

На уроках музыки ученики слушают музыкальные произведения, определяют характер...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

...кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и

В основе пособия лежит инновационная методическая разработка — аудиовизуальный клавир, где нотный текст появляется на экране...

Развитие творческих музыкальных способностей детей...

Чередование подбора по слуху с дальнейшим транспонированием с транспонированием по нотам способствуют общему музыкальному развитию ученика, воспитанию музыкального мышления, слуха, внимания и памяти...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика

Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение [5].

Активизация познавательной деятельности с помощью...

...кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и

В основе пособия лежит инновационная методическая разработка — аудиовизуальный клавир, где нотный текст появляется на экране...

Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано

В целях активизации слуха и мышления при соединении двух рук можно выбрать еще один способ работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ученик, развитие внимания, концентрация внимания, музыкальное произведение, мелодия, левая рука, звук...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Цель современного образования — развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика

Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые — музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение [5].

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

музыкальный слух, слуховой анализ, интервал, упражнение, учащийся, форма работы, урок сольфеджио, аккорд, век, воспитание, развитие слуха, пение интервалов, современная музыка, слуховое восприятие...

Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано

В целях активизации слуха и мышления при соединении двух рук можно выбрать еще один способ работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ученик, развитие внимания, концентрация внимания, музыкальное произведение, мелодия, левая рука, звук...

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития

процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого

Таким образом, образное мышление оптимизирует у учащихся понимание эстетической...

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

музыкальный слух, слуховой анализ, интервал, упражнение, учащийся, форма работы, урок сольфеджио, аккорд, век, воспитание, развитие слуха, пение интервалов, современная музыка, слуховое восприятие...

Целенаправленность, систематичность и последовательность как...

С помощью учителя дети могут определить на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель можно сообщить детям, что этот

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными...

У школьников возникают важные для дальнейшего музыкального развития

процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого

Таким образом, образное мышление оптимизирует у учащихся понимание эстетической...

Целенаправленность, систематичность и последовательность как...

С помощью учителя дети могут определить на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель можно сообщить детям, что этот

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

Задать вопрос