Библиографическое описание:

Асабаева С. Ш. Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 5-6.



 

Казахский национальный университет искусств был основан в 1998 году. На оркестровом факультете наряду с кафедрами струнных и духовых инструментов создана кафедра камерного ансамбля и квартетного класса. Дисциплина «Камерный ансамбль» непрерывно изучается в колледже и вузе. В учебно-педагогическом репертуаре, помимо шедевров мировой классики, используются произведения композиторов Казахстана, такие как Сонаты для скрипки и фортепиано Г.Жубановой и Г.Узенбаевой, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Г.Жубановой и А.Жайыма.

В оригинальных произведениях камерно-инструментальной музыки отражены национальная мелодика, формообразующие принципы кюев. Вариантность мышления композиторов выражена в последовательном чередовании различных эпизодов. Данные сочинения представляют определенные ансамблевые трудности в метро-ритмическом, штриховом плане, раскрытии авторского замысла, достижении лирико-философских раздумий (Трио и Соната Г.Жубановой). Соната Г.Узенбаевой была включена в программу конкурса камерных ансамблей в рамках Х Международного фестиваля «Шабыт-2007» (г. Астана).

Опыт международных конкурсов показывает их недостаточно высокий исполнительский уровень. Огромное количество инструменталистов в короткие сроки нужно обеспечить не просто концертмейстерами, а профессиональными пианистами — ансамблистами.

В Казахском национальном университете искусств наблюдается все более возрастающий спрос на музыкантов, владеющих навыками и опытом ансамблевой игры на высоком профессиональном уровне. Считаю, что причина в том, что пианисты достаточно поздно начинают осваивать ансамблевую игру в отличие от струнников, которые уже с первых своих шагов связаны с концертмейстером, участвуют в ансамбле скрипачей, виолончелистов (в младших классах), позже занимаются в оркестровом и квартетном классах.

Пианисты впервые более серьезно начинают вслушиваться в партию своего партнера в классе концертмейстерского мастерства, где роль пианиста — аккомпаниатора отводится на второй план. И только в классе камерного ансамбля, который в колледже при Казахском национальном университете искусств по учебному плану начинается с 3 курса, пианисты и струнники знакомятся со спецификой мышления и важнейшими чертами мастерства ансамблиста. Учащиеся приобщаются к богатейшему репертуару, который в силу ограниченного времени прохождения в колледже остается в большинстве случаев малоизученным. А более широкий и глубокий подход к нему происходит в вузе.

К сожалению, камерно-инструментальная музыка занимает в курсах музыкальной литературы и истории музыки незначительное место. Недостаточное внимание уделено ей также в фундаментальных трудах и монографиях по истории казахской музыки, а также мало работ, рассматривающих камерную ансамблевую музыку в методическом плане. Все это затрудняет освоение репертуара.

Дисциплина «Камерный ансамбль» предполагает определенную продвинутость в профессиональном плане как струнников, духовиков, так и пианистов. Учащиеся должны уметь самостоятельно разобрать нотный материал, выучить его грамотно с учетом штрихов, динамики, стилистических особенностей их исполнения и т. д., то есть подготовиться к совместному музицированию. У них должно развиваться правильное понимание идейно-художественных основ, присущих камерной музыке различных исторических эпох и национальных школ, выявление особенностей проявления общих закономерностей, свойственных тому или иному художественному стилю.

Учащиеся и студенты должны уметь переключиться от сольного к ансамблевому исполнительству, проанализировать новую систему возможностей и ограничений при равноправном выявлении творческой воли нескольких музыкантов и относительной скованности каждого рамками совместной игры, а также понимать, что художественный результат — это следствие усилий не одного, а нескольких партнеров. Только в камерном ансамбле существует переменность функций партнеров, где студенты учатся слышать звучание всего ансамбля и своей партии в нем, охватить ансамблевую партитуру в целом.

Самая большая трудность — это коррекция индивидуальных особенностей инструментализма каждого, поиск общей исполнительской манеры, соотношение общих целей и личной инициативы партнеров, а также достижение подобия, сходства звучания различных инструментов. Способы достижения такого подобия: единство фразировки, идентификация туше, имитация звучания при разных туше.

В классе камерного ансамбля студенты:

а) развивают умение различать характер звукоизвлечения и штрихов в ансамбле, умение читать штрихи в партии любого инструмента и предложить вариант штрихов, контрастных или идентичных, прочтение их с учетом стилистических особенностей произведения;

в) учатся соблюдать динамический баланс в ансамбле, по-разному относиться к динамике в произведениях разных стилей, а также учитывать регистровые различия звучания разных инструментов, искать разнообразие вариантов нюансировки;

с) должны по-новому решать вопросы темпа и ритма при совместном исполнительстве: вырабатывать ощущение единства темпа, движения, дыхания, ритмическую дисциплину ансамблиста, внимательнее относиться к исполнению сложных ритмических рисунков, более точно выдерживать длительности и паузы, учиться находить более тонкие градации в игре rubato.

Большую роль камерный ансамбль играет в воспитании творческой дисциплины, личной и коллективной ответственности за исполнение, организации самостоятельной работы студентов; обуславливает внимательное отношение к высказываниям коллег, умение убеждать и прислушиваться к идеям партнеров, то есть взаимообогащаться и работать в коллективе (все это прекрасная школа для осознания музыки и исполнительского процесса).

Камерный ансамбль — это один из многих видов исполнительского искусства. Цель дисциплины — научиться искусству совместного камерного музицирования. В камерном ансамбле развиваются и повышаются чувство самоконтроля, чувство меры, ощущение звуковой перспективы, обостренное внимание к полифонической стороне исполнения, этому способствует многотембровость звучания музыки в ансамблях.

В совместном музицировании пианист играет организующую роль, так как в партии фортепиано — гармоническая основа произведения, регистровое богатство, полифоничность. Ударный характер звукоизвлечения способствует выявлению ритмического начала, а ритм играет организующую роль, помогает достигнуть единство и собранность в звучании ансамбля. В известном смысле роль пианиста сродни с ролью дирижера, причем роль эта возрастает по мере увеличения числа инструментов, принимающих участие в совместном музицировании. В то же время творческая инициатива пианиста должна сочетаться со строжайшим контролем за всем происходящим, он должен уметь использовать богатство и многообразие ресурсов, больших звуковых возможностей фортепиано, а также сдержанно и осторожно их применять.

Итак, при всех принципиальных отличиях ансамблевой игры мастерство пианиста должно включать в себя как навыки сольной игры, так и владение искусством аккомпанемента, подобно тому как искусство игры струнника или духовика в ансамбле объединяет сольную игру с опытом игры в оркестровом коллективе.

Таким образом, занятия в камерном классе помогают студентам приобрести творческую самостоятельность, фантазию, учат решать вместе с партнерами художественные задачи, приобщают к сокровищнице камерной музыки, воспитывают музыкальный вкус, расширяют кругозор, влияют на формирование художественной индивидуальности исполнителей.

 

Литература:

  1. Готлиб А. О. Искусство ансамбля. «Советская музыка» 1967 № 2, с 49–51
  2. Готлиб А. О. О преподавании камерного ансамбля. «Советская музыка» 1960 № 5, с 128–129
  3. Готлиб А. О. Основы ансамблевой техники. М., «Музыка», 1971 № 2
  4. Лидская С. М. Из опыта преподавания камерного ансамбля. «Научно-методические записки Уральской консерватории». 1963, вып.5, с 468–482

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle