Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 486-491.



В статье рассматриваются некоторые вопросы о сотрудничестве России с международным сообществом на основе международных правовых актов и анализа конституционно-правовых норм, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: сотрудничество, Россия, международное сообщество, международные правовые акты, конституционно-правовые нормы, материалы, анализ, подходы.

Перед мировым сообществом в XXI веке достаточно часто встают вопросы взаимодействия государств и международных организаций по различным проблемам, которые связанны с недопущением распространения оружия массового поражения, сокращением различных видов обычного оружия, возникновением различных конфликтов в регионе, в том числе военных конфликтов между государствами и внутри отдельных стран, противодействием международному терроризму, загрязнением окружающей среды, изменением климата и т. д. К числу не менее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом, относится взаимодействие и сотрудничество государств и международных организаций с учетом геополитических, экономических, национальных и иных интересов, и как следствие интеграции их в мировое сообщество.

Вопросам анализа участия, места, роли и других аспектов взаимодействия и сотрудничества России с государствами и международными организациями, посвящено немало научных публикаций и материалов в средствах массовой информации [1] (далее — СМИ), что ни в коей мере не лишает автора высказать свое мнение по данной проблеме.

Предметом данного исследования будут конституционно-правовые основы, характеризующие сотрудничество России с международным сообществом.

Исходя из предмета исследования представляют интерес следующие вопросы: в каких международных и российских правовых актах определяется участие России в мировом сообществе; что понимается под мировым сообществом и какие еще используются термины; какие в международном праве выделяются виды международных организаций; в каких международных и российских правовых актах определяется порядок взаимодействия и сотрудничества; в каких международных организациях участвует Россия как государство-правопреемник бывшего СССР; с какими государствами и международными организациями сотрудничает Россия?

Общепризнано, что международные отношения — одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится быть признанным в мировом сообществе. Своеобразной ареной для «признания» легитимности государства являются международные организации, в которых признанные государства имеют свои представительства.

Основным международным нормативным правовым актом для мирового сообщества, в том числе и определяющим вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций является Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) [2] (далее — ООН). Устав ООН определяет основополагающие принципы, Декларация о принципах международного права (1970 г.) [3] их закрепляет, а Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) [4] дополнил новыми принципами международное право, которые являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений, в том числе развитие дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития, взаимодействие и сотрудничество государств и международных организаций, участие государств в мировом сообществе. В части сотрудничества государств и международных организаций по политическим, экономическим, социально-гуманитарным, судебно-правоохранительным, экологическим, спортивным, в здравоохранении и других сферах международных отношений принято много международных универсальных и региональных, многосторонних и двусторонних договоров и соглашений.

Происшедшие с 90-х годов XX столетия в России реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых экономических отношений, установлению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также потребовавшие существенного изменения нормативно-правовой регламентации, организации и осуществления международного взаимодействия и сотрудничества с другими государствами и международными организациями.

В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации [5] (далее — РФ) как высшем нормативном правовом акте России закреплены основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство и определена система законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов государственной власти и местного самоуправления.

В Преамбуле Конституции РФ указывается: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации … сознавая себя частью мирового сообщества…» [5]. При этом ни одна конституция мира, имея демократический характер, в отличие от Конституции РФ, не содержит слов, указывающих на волю народа о значимости интеграции в мировое сообщество. Иными словами, многонациональный народ России открыто заявляет, что он является частью мирового сообщества, а поэтому готов взаимодействовать и сотрудничать с другими народами и государствами на всем мировом пространстве.

Исходя из положений, закрепленных в главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ следует, что Россия — демократическое, правовое, независимое, суверенное государство и ей необходимо взаимовыгодное сотрудничество с государствами и международными организациями на основе общепризнанных международных принципов и норм.

Такое положение вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [5]. Из данных конституционных положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы, а если законы будут противоречить международным договорам РФ, то приоритетом для России будут последние.

Тем самым Россия, принимая принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что осознает себя частью мирового сообщества. Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции РФ и Федеральный закон от 15июля1995года № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» [6].

Как известно, современный мир представляет свыше 7 млрд. людей (население планеты Земля), которые объединены в определенные социальные связи и союзы, в том числе около 200 государств, много различных союзов и сообществ государств, международных организаций с участием государств, государственно-самоопределяющихся народов и тысячи негосударственных организаций, т. е. неправительственных, общественных, производственных, коммерческих, религиозных и иных объединений.

В международном праве принято выделять в качестве основных субъектов международных отношений государства, как сложные политические объединения, существующие и развивающиеся в условиях противостояния и сотрудничества, военных конфликтов и мира, размежевания и интеграции, распада и объединения, регресса и прогресса, революции и эволюции.

В международном праве и социально-политических науках в части обозначения современного мира используются такие термины как «мировое сообщество», «международное сообщество», «межгосударственное сообщество», «межгосударственная система» и другие. Тем самым в литературе и международной практике нет точного нормативного использования этих терминов, а поэтому они часто используются как синонимы, что недостаточно приемлемо.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению сотрудничества России с международным сообществом, целесообразно определиться в значении используемого термина и других взаимосвязанных с ним.

В толковом словаре Ожегова термин «сообщество» определяется как объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели [7]. В свою очередь термины «мировое сообщество» и «международное сообщество» часто используются как синонимы и определяются как политические термины, которые употребляются в работах по политологии, в выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира [7]. В тоже время в науке международного права принято выделять термины «мировое сообщество», «международное сообщество», «межгосударственное сообщество» и другие. Под термином «мировое сообщество» понимается человечество в целом, т. е. население планеты Земля со всеми взаимосвязями и взаимозависимостями человеческого общества в современном мире; термин «международное сообщество» определяется как сообщество организованных по общественным и политическим признакам различных объединений и формирований участвующих в международных отношениях (государств, международных организаций и общественных организаций и движений); термин «межгосударственное сообщество» определяется как сообщество, объединяющее государства и созданные ими межгосударственные организации и органы; термин «межгосударственная система» — как система международных элементов и отношений, которая включает государства, их объединения, государственно-подобные образования, международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, а также отношения и взаимодействия между указанными компонентам; термин «международные отношения» как система разнообразных общественных отношений, выходящих за пределы государственных границ отдельных стран, включающих международные межгосударственные и иные отношения[8].

Общепризнано, что в управлении международным сообществом и его интеграционным процессом ведущую роль играют международные организации. При этом международные организации в форме союзов, сообществ и иных объединений осуществляют координацию практически всех сфер международных межгосударственных отношений в масштабе всего мира. Обеспечение мира и безопасности, осуществление международной политики, торговли, промышленности, экономическое и социально-гуманитарное развитие, здравоохранение, экология, спорт и иные сферы находятся под контролем различных международных организаций.

В современном мире Россия существенно увеличила свое влияние на мировое сообщество и достаточно активно участвует в международных межгосударственных отношениях, в том числе взаимодействует и сотрудничает с государствами и международными организациями, и более того стремится усилить свое влияние среди государств международного сообщества.

Международные организации становятся с одной стороны формой взаимодействия (конфликтного или кооперативного) между государствами-членами, а с другой — выступают в качестве субъектов в межгосударственной системе и оказывают влияние на развитие международных отношений. В международном праве термин и понятие «международная организация» применяются как к международным межправительственным (межгосударственным) организациям (ММПО), так и к международным неправительственным организациям (МНПО).

К числу международных нормативных правовых актов, которые определяют деятельность международных организаций относятся: Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Будапештская конвенция о правом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986 г.), а также уставы об их образовании, международные договоры с государствами об их пребывании и другие. Международные организации характеризуются соответствующими признаками, структурой, полномочиями, подразделяются на определенные виды и классифицируются по различным критериям, что требует самостоятельного исследования.

Как указывается в специальной литературе, Россия взаимодействует и сотрудничает с более чем 300 международными организациями, которые можно условно подразделить на три группы:

 органы и специализированные организации (учреждения) системы ООН;

 торгово-экономические, финансово-инвестиционные, научно-технические, культурно-образовательные, судебно-правоохранительные, экологические, спортивные и иные международные организации;

 международные союзы, содружества, сообщества, клубы и т. д.

Как известно, единственной универсальной в мире организацией общей компетенции, в том числе координирующей вопросы международного взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций, является ООН.Членом ООНможет быть любое миролюбивое государство, которое может и желает выполнять обязанности, содержащиеся в Уставе ООН. На заседаниях Генеральной Ассамблее (далее — ГА) и Совета Безопасности ООН (далее — СБ ООН) регулярно обсуждаются вопросы о взаимодействии и сотрудничестве государств и международных организаций по различным международным проблемам политического, экономического, социально-гуманитарного, экологического и иного характера, в том числе связанным с предотвращением и разрешением военных конфликтов между странами и внутри одного государства, недопущением распространения оружия массового поражения, противодействием международному терроризму, урегулированием экономических кризисных ситуаций в отдельных регионах и странах, загрязнением окружающей среды, изменением климата и т. д.

Россия, как государство-правопреемник бывшего СССР, взяла на себя обязательства по безусловному соблюдению и исполнению ранее ратифицированных международных правовых актов и подписанных международных договоров. При этом Россия, как правопреемница СССР, продолжила членство в ООН, в том числе и постоянного члена в СБ ООН. Совет Безопасности занимает особое место в системе органов ООН, а точнее является его важнейшим органом, в который входят 15 стран-членов, их них 5 стран постоянные члены (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай). Все постоянные члены СБ ООН обладают правом вето по принимаемым решениям, т. е. если хотя бы один из них голосует против, решение не может быть принято. Воздержание от голосования или неучастие в нем не считается реализацией права вето, и решение принимается большинством в девять голосов. В свою очередь 10 стран-членов избираются в соответствии с процедурой, определяемой Уставом ООН. Тем самым именно СБ ООН ответственен за поддержание мира и международной безопасности, а его решения являются обязательными для всех стран-членов ООН.

В зарубежных и отечественных СМИ, научной литературе по международному праву в качестве значимых проблем в деятельности СБ ООН все чаще называются возможность увеличения количества членов данной организации, как общего числа и постоянных членов, так и отмены права вето. США и другие страны их поддерживающие, предлагают увеличить общее количество членов СБ ООН (называют число до 21 членов) и в тоже время предлагают лишить права вето России и Китая по вопросам разрешения региональных и военных конфликтов, о деятельности НАТО и т. д. Есть предложения членов ООН не только об увеличении общего количество состава СБ ООН, но и постоянных членов, а также высказываются за отмену права вето, считая его проявлением дискриминации, нарушением принципов суверенного равенства государств и демократии.Втоже время, по указанным предложениям не ясно, какими должны быть качественные параметры такого расширения, и каким должен стать новый географический состав СБ ООН.

Россия, по данной проблеме также выступает за увеличение количества членовСБ ООН в целях более адекватного отражения реального баланса сил в межгосударственном сообществе. При этом Россия отстаивает безусловное сохранение права вето нынешних постоянных членовСБ ООНпри любом увеличении количества его членов. В части предоставления права вето новым постоянным членамСБ ООН, то предлагается рассмотреть этот вопрос только после утверждения конкретного членства его расширенного состава. Более того, Россия против «чрезмерного разбухания этого органа» [9].

Россия на заседаниях ГА и СБ ООН занимает активную позицию по поддержанию мира и безопасности, решению других проблем на мировом пространстве.

Так, 20 февраля 2016 года Россия инициировала проект резолюцию в СБ ООНособлюдении суверенитета Сирии, прекращении обстрела по Сирии с территории других стран, а также пресечении проникновения вооруженных групп на сирийскую территорию из-за границы. При этом постоянные представители США, Великобритании, Франции, Испании, Новой Зеландии и Украины при ООН проголосовали против российского проекта резолюции [10]. Пресс-секретарь Президента РФ Д. Песков заявил, что в Кремле сожалеют об отсутствии поддержки российского проекта резолюции [11].

26 февраля 2016 года СБ ООНпо инициативе России и США была принятановая резолюция о поддержке прекращения огня на территории Сирии, за которую проголосовали все 15 членов СБ ООН [12]. Накануне по инициативе Президента РФ В. Путина состоялся телефонный разговор с Президентом США Б. Обамой и была достигнута договоренность о прекращении боевых действий в Сирии между правительственными войсками и оппозицией, кроме террористических организаций.

Как известно из истории XX века, в период «холодной войны» были созданы два военно-политических блока: Организация Североатлантического договора (далее — НАТО) и Организация Варшавского договора (далее — ОВД). В блок НАТО, который был образован в 1949 году, вошли США, ФРГ, Великобритания, Италия и другие страны западного мира. И как ответ со стороны СССР в 1955 году была создана ОВД. В нее вошли СССР, ГДР, Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия и другие страны социалистической ориентации. Отличительной чертой этих организаций было то, что в НАТО входили только капиталистические страны Запада, а в ОВД — социалистические. Следует отметить, что это породило проблему в мировом пространстве, так как мир стал биполярным.

В конце XX века после распада СССР и социалистической системы блок НАТО не прекратил свое существование, а постоянно расширяет количество стран-членов и территорию своего влияния. Более того НАТО проводит достаточно агрессивную политику в отношении России, расширяя не только численность стран-членов из бывших социалистических стран и союзных республик СССР, но и увеличивая количество военных баз вокруг России. В таких условиях, в 1997 году между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве, но учитывая разнополярные оценки происшедших событий на Украине, с апреля 2014 года данное сотрудничество было приостановлено.

Ф. Войтоловский, как эксперт-американист в интервью «Ленте.ру» о перспективах взаимодействия России и НАТО заявил, что «… гражданское и военное сотрудничество между Россией и Североатлантическим альянсом прекращено. Отношения между Москвой и Вашингтоном испортились настолько, что их все чаще характеризуют как новую холодную войну» [13].

Безусловно, такое состояние отношений между Россией и США, Россией и НАТО, Россией и Западной Европой ни в коей мере не способствует снижению напряженности в мире, обеспечению мира и безопасности, развитию международного сотрудничества. Более того, в настоящее время западные и некоторые другие страны ввели против России экономические и индивидуальные (против конкретных физических лиц и организаций) санкции, сократили политическое и экономическое сотрудничество и тем самым на новом уровне объявили России «холодную войну».

Подтверждением вышеизложенного служат слова министра иностранных дел РФ С. Лаврова о том, что «После крушения биполярной системы все страны убедились в том, что однополярного мира быть не может, поскольку ни одна держава, даже США, не в состоянии вести дела на международной арене в одиночку. Здесь важен следующий момент: с появлением новых центров экономического роста, финансовой мощи и политического влияния признанные страны убедились в том, что новый миропорядок должен быть полицентричным [14, с. 5].

Россия достаточно активно сотрудничает и с другими универсальными и региональными организациями, как общей, так и специальной компетенции.

К числу международных универсальных организаций, прежде всего, относятся органы и специализированные учреждения ООН — Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); ООН по вопросам образования, науки, и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения (ВОС); Всемирная метеорологическая организация (ВМО); Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС); Международная организация труда (МОТ); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и т. д.

К региональным организациям в Европе, с которыми активно сотрудничает Россия относятся — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЭ), Совет Европы (СЕ), Европейский союз (Евросоюз, ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие, которые требуют самостоятельного рассмотрения.

Важное для России экономико-политическое значение имеет международное сотрудничество на пространстве СНГ. В целях дальнейшего экономического развития стран СНГ, Россия активно участвует в создании и функционировании таких международных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 2001–2014 гг., упразднен с 1 января 2015 г.), Таможенный союз (с 1 июля 2010 г.), Единое экономическое пространство (с 1 января 2012 г.), Зоны свободной торговли (с 20 сентября 2012 г.)иЕвразийского экономического союза (ЕАЭС, с 1 января 2015 г.).

Исходя из вышеизложенного, автор разделяет научный подход, что Россия проводит независимую и взвешенную политику с целью устранения однополярного мира, противостоянию политическому влиянию других стран и их военно-политических блоков, активно взаимодействует и сотрудничает с государствами и международными организациями в политической, экономической и иных сферах, в том числе инициирует новые организации для развития международного сообщества.

Таким образом, данное исследование может рассматриваться как анализ конституционно-правовых норм и материалов из СМИ, а также научных подходов о международно-правовых основах деятельности международных организаций и авторского понимания о сотрудничестве России с международным сообществом.

Литература:

  1. См.: Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Будущее России и мира. Манифест интегрального прогнозирования. — М.: ИНЭС, 2006. — 80 с.; Мартьянов В. Россия в меняющемся мире // Свободная мысль. — 2009. — № 12. — С. 139–148; Россия и международные организации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia.yaxy.ru/rus/base/team/645.html (дата обращения: 29.02.2016); Салихов Б. В. Россия в глобальной экономике, или возможность реализации новой инвестиционной стратегии // Финансы и кредит. — 2008. — № 31. — С. 23–29; Штурба Е. В. Участие России в деятельности международных организаций во второй половине 1990-х гг. и вопрос обеспечения национальной безопасности страны // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-rossii-v-deyatelnosti-mezhdunarodnyh-organizatsiy-vo-vtoroy-polovine-1990-h-gg-i-vopros-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 29.02.2016) и др.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, с измен. от 16.09.2005) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 29.02.2016).
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.10.1970) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 29.02.2016).
  4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=15395&req=doc (дата обращения: 29.02.2016).
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  6. Федеральный закон от 15.07.1995№ 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160092;fld=134;from=7258–5;rnd=189271.0029716355785319726;;ts=01892714253157328708993 (дата обращения: 29.02.2016).
  7. Словари и энциклопедии на Академике — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/965/ (дата обращения: 29.02.2016).
  8. Международное публичное право. Лекции — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sdb.su/svalka/page,14,506-mezhdunarodnoe-publichnoe-pravo-lekcii.html (дата обращения: 29.02.2016).
  9. См.: Madeforminds. Комментарий: Право вето в Совбезе ООН изжило себя — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 29.02.2016); Право международных организаций и международных конференций — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.krao.kg/16_yurisprudensia/13/10.html (дата обращения: 29.02.2016) и др.
  10. ForPost. 2016–02–20. СБ ООН не пришел к согласию по российскому проекту резолюции по Сирии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sevastopol.su/world.php?id=84761 (дата обращения: 29.02.2016).
  11. Оригинал новости RT на русском. 20.02.2016. Дмитрий Песков прокомментировал отказ Совбеза ООН поддержать резолюцию РФ по Сирии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russian.rt.com/article/149756(дата обращения: 29.02.2016).
  12. E-NEWS.su. 26.02.2016. Совбез ООН принял резолюцию РФ и США по Сирии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-news.su/in-world/100778-sovbez-oon-prinyal-rezolyuciyu-rf-i-ssha-po-sirii.html(дата обращения: 29.02.2016).
  13. Эксперт-американист Федор Войтоловский рассказал «Ленте.ру» о перспективах взаимодействия России и НАТО. 5 ноября 2014 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2014/10/31/crisis/ (дата обращения: 29.02.2016).
  14. Лавров С. Российская дипломатия и вызовы XXI века: интервью // Международная жизнь. — 2012. — № 9. — С. 4–5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle