Библиографическое описание:

Симонова В. С. Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 640-643.



Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних органов нового типа. В данной статье рассматриваются психологические аспекты взаимосвязи профессиональной идентичности и профессиональной адаптации, выявляется определённая зависимость успешности профессиональной адаптации курсантов вузов МВД от статуса профессиональной идентичности, определяются закономерности профессиональной идентификации обучающихся в процессе служебной и учебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная адаптация, профессиональная дезадаптация, профессиональная идентичность.

Актуальность данной темы обусловлена дальнейшей теоретической проработкой одного из аспектов формирования нового облика сотрудника правоохранительных органов. В период усиления межгосударственных экономических санкций, разрастающихся геополитических локальных вооруженных конфликтов, в связи с массовым нашествием беженцев на территорию Объединенной Европы и, как следствие, с разрастающейся угрозой организованного терроризма внутри страны, проблему анализа профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций МВД России трудно недооценить, и это необходимо делать в неотрывной связи с уровнем профессиональной адаптации.

Сотрудники правоохранительных органов в современных условиях общества зачастую сталкиваются с нестандартными ситуационными формами, оперативное разрешение которых требует от них молниеносности и выдержанности, точности и адекватности.

В. А. Братчиков в своих работах отмечает, что обеспечить органы внутренних дел квалифицированными специалистами с высшим образованием призваны ведомственные вузы. В их компетенцию входит не только реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в сфере правоохранительной деятельности, но и формирование системообразующей ценностно-нормативной конструкции, от которой зависит интенсивность и последовательность прохождения учащимися идентификационных этапов, трансформация такого основополагающего стратификационного критерия как профессионализм, который говорит о наличии специфических знаний, умений и навыков, монополии обучения и накопления функционального опыта, качественных параметров его общественно ориентированной деятельности [1].

Проблематикой профессиональной идентичности занимались такие ученые, как З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, К. В. Злоказов, Э.Эриксон, Дж.Марсиа, Э. Ф. Зеер, Л. Б. Шнейдер и др.

Исследования профессиональной адаптации изложены в трудах ДеКоста, 3.Фрейда, А.Кардинера, В. А. Хрисанова, В. Л. Михайликова, В. И. Медведева, А. И. Воложина, Ю. К. Субботина и др.

Объектом исследования данной статьи является профессиональная идентичность курсантов образовательных организаций МВД России. Предмет исследования — взаимозависимость профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций МВД России от уровня профессиональной адаптации.

Термин «идентичность» одним из первых сформулировал Э.Эриксон, дав характеристику психологического состояния индивида «непрерывностью самопереживания» или «длящимся внутренним равенством с собой». Таким образом, Э.Эриксон дал важное определение целостности личности как сумме отождествлений индивидуума в общественных группах.

В контексте современного научного определения термина «идентичность» среди исследователей нет единого мнения. По мнению Л. Б. Шнейдера, проблема идентичности возникает в плане реализации жизненной и профессиональной идеологии человека, в плане становления профессионализма психолога-практика и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста [7, с. 15].

Идентичность — это многогранная психологическая действительность, опирающаяся на разновременные уровни самосознания в индивидуальном и общественном уровнях. Человек идентифицирует себя относительно членов своей семьи, микрогруппы по интересам, относительно профессионального коллектива, территориального образования — села, города, области, относительно страны и относительно планеты, солнечной системы. Идентичность субъекта, по мнению Тейлора, зависит от того, как он сам себя интерпретирует, что для него является ценностью.

В современной психологии известна другая точка зрения, принадлежащая Б.Вилману, отрицающему приоритет ценностей в развитии идентичности. Б.Вилман высказывался за первичность структурных образующих социального окружения индивида по отношению к его ценностно-нормативным ориентациям [7, с. 28–29].

Профессиональная идентичность — это психологический уровень самоидентификации, отношение и место собственного «Я» в существующем профессиональном коллективе в режиме реального времени.

Современная концепция профессиональной идентичности опирается на статусную модель идентичности, разработанную Дж.Марсиа, которая является методологическим планом теоретических научных разработок Э.Эриксона. Дж.Марсиа делит идентичность на четыре статуса в возрастной категории от 18 до 21 года, критерием для которых являются два параметра: а) наличие или отсутствие кризиса; б) принятие обязательств в профессии и идеологии.

Термином «кризис» ученый наделяет состояние неопределенности в выборе профессиональной карьеры в зависимости от ценностей и целей человека. Термин «принятие обязательств» означает, по мнению Дж.Марсиа, выбор профессии и идеологии.

Таким образом, по теории Дж.Марсиа, курсант образовательного учреждения МВД России может находиться в одном из четырёх статусов профессиональной идентичности:

  1. Профессиональная идентичность не определена: нет чёткого понимания о дальнейшей карьере и профессиональной деятельности.
  2. Профессиональная идентичность навязана извне: профессиональный выбор был не самостоятельным, поскольку явился результатом совета сторонних людей.
  3. Мораторий как кризис выбора профессиональной идентичности, т. е. курсант осознает, что имеет место проблема выбора профессионального пути и находится в поиске альтернатив.
  4. Профессиональная идентичность полностью определена: цели точны, профессия выбрана безальтернативно.

Н. Н. Егорова уверена, что профессиональная идентичность по своему статусу может подвергаться изменениям в зависимости от многочисленных факторов, каковыми могут быть изменения во взаимоотношениях с близкими, социально-экономические факторы, материальные трудности, психические травмы, смене религиозных убеждений, что, в свою очередь, может привести к отстранению, замкнутости, рефлективному уходу профессионала от профессионального сообщества и дела, т. е. к потере профессиональной идентичности. В свою очередь, потеря профессиональной идентичности искажает профессиональную направленность, снижает профессиональную активность, разрушает социально значимую сложившуюся структуру профессиональной деятельности и отношения в профессиональном обществе, способствуя возникновению профессиональных деструкций личности (изменений сложившейся структуры деятельности и личности — прим. автора) [2].

Состояние статуса профессиональной идентичности как одной из составляющих социальной идентичности, по нашему глубокому убеждению, определяет состояние профессиональной адаптации курсанта образовательной организации МВД России.

В. А. Хрисанов считает, что вопрос всесторонней адаптации курсантов, обучающихся в ведомственных образовательных организациях, в частности, организациях системы МВД России, в настоящее время изучен недостаточно глубоко. В этом направлении существует ряд сложностей и проблем, которые требуют более детального изучения [6, с. 31].

А. В. Резепин указывает, что понятие адаптации человека к новым условиям жизни включает в себя все стороны человеческой деятельности. Выделяют психологические, физиологические, социальные формы адаптации [5, с. 44]. По определению В. И. Медведева, адаптация — это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса [4]. Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность.

По мнению А. И. Воложина, Ю. К. Субботина, адаптация — это составная часть приспособительных реакций системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменения, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих её существование как целого [3].

Профессиональная адаптация — это подвид социальной адаптации. Можно выделить основные критерии профессиональной адаптации курсантов вузов МВД России:

  1. Стабильность поведения и психическая устойчивость, адекватность поведения, бесконфликтность, профессиональная разумная активность и инициатива, устойчивая мотивация, ясные цели и перспективы будущего.
  2. Наработанный авторитет и уважение коллектива, комфортное самочувствие в группе и устойчивая идентификация принадлежности к профессиональному коллективу, налаженные внутригрупповые коммуникации.
  3. Стабильность во взаимоотношениях с преподавателями и воспитателями, чувство удовлетворения в учебном процессе, самореализация в творческой деятельности, научной работе.
  4. Баланс представлений о будущей профессиональной деятельности и текущего статуса курсанта и сотрудника органов внутренних дел.
  5. Полное принятие запретов и ограничений в силу специфики государственной службы в силовом ведомстве.

Психологическим феноменом, который представляет собой обратную сторону профессиональной адаптации, является дезадаптация. Дезадаптация — это краткосрочное состояние индивида, когда он находится под воздействием новых факторов, в результате чего нарушен баланс между психикой и новыми требованиями внешней среды. Характеризуется неадекватной реакцией и нелогичным поведением человека, может проявляться в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении, в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок; резком ухудшении нервно-психического здоровья.

В данной статье рассмотрены вопросы взаимосвязи профессиональной идентичности и профессиональной адаптации, на основе чего выявлено общее и частное между двумя феноменами, показана прямая зависимость профессиональной адаптации от профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций МВД России, а также определены отрицательные факторы каждого из психологических феноменов, которые могут стать источником и побудителем профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

В ходе данной статьи установлена взаимосвязь между развитием профессиональной мотивации курсантов, общим удовлетворением от выбора и профессиональным целеполаганием, подкрепленным идеологией.

Наряду с соответствующей профессиональной мотивацией, осознанием своего призвания, это означает также специфические требования к самой личности, её общей трудовой и конкретной профессиональной нравственности. Наряду с этим профессиональная мотивация включает в себя самостоятельность личности, её внутренний контроль, готовность к инициативе, восприимчивость к новому, действенную активность. В благоприятном случае, к концу обучения курсантов в вузах МВД РФ уже складывается в общих чертах профессиональная зрелость, которая включает в себя все эти внутриличностные условия и означает гарантию успешного вступления молодого человека на поприще правоохранительной деятельности, самостоятельного, ответственного и успешного выполнения профессиональных задач и благополучной профессиональной адаптации [1].

Литература:

  1. Братчиков, В. А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России: дис. …канд. социол. наук: 22.00.04 / В. А. Братчиков. — Саратов, 2003. — 145 с.
  2. Егорова, Н. Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагога: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Н. Егорова. — Екатеринбург, 2007. — 186 с.
  3. Золотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.
  4. Медведев, В. И. Функциональные состояния человека / В. И. Медведев // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993.
  5. Резепин, А. В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности / А. В. Резепин, В. Б. Михайлов, В. Ю. Даутова // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2001. — № 2 (16). — С. 44–48.
  6. Хрисанов, В. А. Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД / В. А. Хрисанов, В. Л. Михайликов, С. А. Ермоленко // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2013. — № 2. — С. 31–35.
  7. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л. Б. Шнейдер. — М.: МОСУ, 2001. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle