Библиографическое описание:

Миненко Е. Ю. Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения) // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 711-714.



Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по курсу «Философия».

Ключевые слова: кооперативное обучение, совместное обучение, интерактивный семинар.

На вопрос: «Для чего человеку учиться?» вариантов ответа много: духовное развитие, самосовершенствование, возможность получения специальных знаний для «удачно го» трудоустройства и т. д. В теории познания, гносеологии, цель учения — получение достоверных знаний. Как же их получить?

Очень часто на занятиях преподавателями используются различные методы обучения, такие как прямое обучение, исследование и моделирование. Каждый из этих методов имеет преимущества и недостатки. Исследование делает обучение активным, моделирование — интерактивным. Новый уровень интерактивности присущ кооперативному обучению [2, с.5].

Кооперативное обучение — это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс. Суть данного метода: «Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих».

Основу кооперативного обучения составляют:

1) теория социальной взаимозависимости;

2) когнитивно-развивающая теория;

3) бихевиоризм [1, с. 91–93].

Совместное обучение формирует коллектив, положительное отношение членов этого коллектива друг к другу [2, с. 45].

Русский психолог Лев Выготский разработал культурно- историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития — культурные — логическую память, целенаправленное мышление, творческое воображение.Американские ученые Дэдид Д. Джонсон, Роджер Т. Джонсон и Карл А. Смит создали теорию спора, которая предполагает, если курсанты сталкиваются с противоположными точками зрения, конфликтами концепций, то это провоцирует их на поиск дополнительной информации, на более точный и обдуманный ответ [1, с. 92].

Бихевиористская теория обучения трактует поведение человека как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды. Поведение понимается как совокупность связей «стимул — реакция». Отсюда следует, что курсанты будут упорно работать над заданиями, выполнение которых принесет им награду.

Эти теории объясняют, что путем кооперативного обучения достигается лучший результат, чем путем конкурентного или индивидуального обучения.

Чтобы взаимодействие имело эффективный результат, необходимо включить пять элементов в образовательный процесс:

Во-первых, позитивную взаимозависимость. Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих. Положительной взаимозависимости добиваются члены группы, когда они имеют общие цели, получают коллективное вознаграждение, делятся информацией или выполняют взаимозависимые роли (делают доклад, оказывают помощь).

Во-вторых, каждый член группы должен нести индивидуальную ответственность за изучение материала. Индивидуальная ответственность проверяется в письменных работах, выборочном опросе при ответе за весь коллектив. В-третьих, взаимодействие «лицом к лицу» с поощрительной направленностью предполагает стимулирование курсантами успеха друг друга, одобрение, поддержку. Вербальные и невербальные реакции обеспечивают обратную связь деятельности курсанта, возможность узнать друг друга на личностном и профессиональном уровне.

В-четвертых, успех кооперативных усилий требует развития межличностных и групповых навыков. Навыкам принятия решений, созданию доверия, коммуникации, управления конфликтами надо обучать, как и академическим навыкам.

В-пятых, членам группы надо предоставить возможность оценить свои совместные усилия и степень изучения материала. Это позволит в дальнейшем совершенствовать групповой процесс.Итак, элементами совместного обучения являются: положительная взаимозависимость и взаимодействие «лицом к лицу», индивидуальная ответственность, межличностные навыки, анализ работы группы [2, с. 43–44].

Совместное обучение имеет множество вариаций. Один из подходов — это «команды-конкуренты». Вначале преподаватель объясняет материал, с которым затем курсанты работают в группах для закрепления. Контроль осуществляется посредством на писания каждым контрольных работ. Подсчитывается текущий балл по группам и сравнивается в динамике. Победитель, имеющий наивысшую сумму индивидуальных баллов, награждается.

Другой подход — это «команды-турнир». Начальный этап точно такой же, как в первом случае. Однако контрольная работа заменяется турниром, когда участники команд соревнуются между собой, чтобы заработать наибольшее количество очков своей группе.

Третий подход — это «картинка-мозаика», когда из отдельных кусочков слагается цельное полотно.

Традиционно в военных вузах семинарские занятия начинаются с заслушивания докладов курсантов, обсуждения представленного и изученного материала и далее обсуждение учебных вопросов с дальнейшей оценкой качества усвоенного материала по теме.

Например, изучается тема курса философии «Философия Нового времени» [3, с. 135–165] традиционным методом обучения. Сначала идет, как правило опрос по пройденному материалу, затем заслушивание докладов, например, философские воззрения Локка; философские воззрения Беркли; философские воззрения Фейербаха. Затем разбираются учебные вопросы по теме.

Учебные вопросы:

  1. Эмпиризм Ф. Бекона.
  2. Рационализм Р. Декарта.
  3. Философские воззрения Т. Гоббса.
  4. Географический детерминизм Ш. Л. Монтескье.
  5. Философские воззрения И. Канта.
  6. Философские воззрения Г. Гегеля

При рассмотрении первого учебного вопроса «Эмпиризм Ф. Бекона» уделяется внимание основным идеям Френсиса Бэкона, проблеме метода, особенностям эмпиризма, заблуждениям человеческого ума (четырем идолам) и т. п.

При рассмотрении второго учебного вопроса «Рационализм Р. Декарта»обращается внимание на краткую характеристику рационализма, основным идеям Рене Декарта, учению о методе и др.

При рассмотрении третьего учебного вопроса «Философские воззрения Т. Гоббса»-основным идеям Томаса Гоббса, теории общественного договора.

При рассмотрении четвертого учебного вопроса «Географический детерминизм Ш. Л. Монтескье»уделить внимание характеристике географического детерминизма, а также рассмотреть другие идеиМонтескье (теории о разделении властей, политические идеи и т. п.) и т. п.

Результат в конце таков, что четырехчасовое занятие превращается о четырехчасовой опрос курсантов с последующей оценкой знаний.

Интерактивный же семинар той же тематики, например, с применением методики «Мозаика», позволит лучше запомнить и усвоить предлагаемый учебный материал курсантами.

Текст, для такого занятия, готовится заранее и разбивается преподавателем на несколько смысловых частей. В данном случае философия Нового времени разбивается на три части: классическая европейская философия 17 века, философия эпохи Просвещения и классическая немецкая философия.

В зависимости от количества смысловых частей, определяется количество курсантов в малой группе. Варьирование максимально может быть до 6 частей. Предположим, что текст разбит на 3 части. Представим этапы проведения занятия посредством мозаики.

  1. Сначала участники распределяются на малые группы по 4 человека. Учебная группа из 15 человек включает в себя 4 малые группы. Каждому курсанту малой группы присваивался порядковый номер (от одного до четырех).

  1. Курсанты, получив свою часть текста, работают с ним 15 мин. В случае необходимости на помощь приходит преподаватель. Четвертая группа — «эксперты» из числа курсантов, которые оценивают ответы товарищей по десятибалльной системе. Оцениваются два критерия — полный ответ и ответ на вопросы заданные экспертами.
  2. Преподаватель, проводит в конце занятия итог, на основе таблице которую предоставляют ему группа «экспертов». Подводятся итоги занятия.

Литература:

  1. Долан, Э. Дж. Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. СПб., 1994.
  2. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно -методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. — Минск: БГУ, 2006. — 116 с.
  3. Бессонов Б. Н. История философии: учебник. — М.: Изд. Юрайт, 2010. — С. 135–165.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle