Библиографическое описание:

Михайлец А. В. Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 374-377.



В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения ученых, работающих в области менеджмента и инноваций. Автором исследуются особенности международного опыта внедрения, оцениваются преимущества западных подходов к управлению инновациями, изучается классификация инновационного управления с точки зрения стратегического менеджмента и конкурентной политики компаний, оцениваются перспективы внедрения инновационных технологий и методов управления в индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, управление, инновации, стратегический менеджмент

В современной инновационной сфере есть немало противоречий. С одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно- техническим потенциалом, с другой стороны, разработку и освоение инноваций сегодня осуществляют менее 10 % предприятий [3]. Выход России на новый уровень хозяйственных отношений, характеризующийся началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему, создает предпосылки для появления более жестких требований к повышению конкурентоспособности страны, технической реконструкции устаревшего производственного аппарата и привлечение в действующее производство инвестиционных капиталов.

Успешность гостиничного предприятия зависит от множества факторов: ассортимента, сервиса и качества услуг, модели управления, рыночных факторов, конкурентной среды и пр. Однако, в условиях роста инвестиционной привлекательности гостиничного сектора, для выживания на рынке и достижения необходимых конкурентных позиций гостиницам недостаточно соблюдать высокие стандарты сервиса. Именно поэтому в гостиничном бизнесе в качестве практического инструмента повышения эффективности деятельности активно используются инновационные технологии. В этой связи возрастает необходимость и значимость разработки и применения инновационных методов управления гостиничным хозяйством.

Термин «инновация» как новая экономическая категория был введен в научный оборот австрийским ученым Й.Шумпетер в первом десятилетии ХХ века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й.Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Ф. Пиксон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудований. Российский ученый В.П. Власов отмечает, что под «инновацией» подразумевается коммерциализация результатов творческого труда, в т. ч. и в гуманитарных областях знаний, реализуемых на рынке товаров и услуг. [9]

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Субъекты инновационного процесса делятся на новаторов, ранних реципиентов, раннее большинство и отстающих.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели или исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество и стремящиеся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских организаций». Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль [4].

Именно к ранним реципиентам можно отнести гостиничные предприятия, поскольку они не генерируют научно-технические знания. Гостиницы заинтересованы во внедрении и освоении инноваций поскольку это позволяет данным предприятиям получить конкурентное преимущество. Чаще всего это присуще международным сетевым гостиницам, которые имеют возможности для вложения значительных средств в разработку.

Ценность инновационного подхода к управлению гостиничным хозяйством заключается в осуществлении инновационного процесса как комплекса мер, включающих в себя разработку и внедрение методов, придающих практическую значимость развитию и реализации потенциала предприятий индустрии гостеприимства на базе имеющихся ресурсов в условиях ограниченности средств.

В современных условиях возможности государственного и общественного регулирования процесса управления инновациями в гостиничной индустрии значительно сократилась. Прежде всего, это связано с присутствием на рынке значительного количества объектов гостиничной инфраструктуры с устаревшей материальной базой и моделью управления, являющейся «советским наследием», управляемым ситуационно без применения системы ключевых показателей в связи с особенностями администрирования: существенная часть объектов гостиничной инфраструктуры является непрофильными активами ФГУПов, банков и крупных холдингов.

В то же время, появляется необходимость построения многофункциональной системы управления инновациями в условиях динамических изменений институциональной среды: накоплен теоретический материал, а современная практика управления инновациями требует системного подхода [2]. Для поддержания конкурентоспособности и активного развития гостиничных предприятий в условиях кризиса, а также для привлечения туристов в гостиницах России необходимо активное внедрение инновационных методов управления, применяемых ведущими мировыми гостиничными предприятиями.

Мировой опыт показывает, что переход предприятий гостиничного хозяйства на автоматизированное обслуживание с помощью применения современных систем бронирования, программ лояльности, технологий виртуальной реальности, интерактивных мессенджеров, автоматизированных систем управления, таких как «умный дом» и пр. позволяет существенно экономить на временных издержках, повышать качество и снижать себестоимость услуг [5]. Таким образом, роль инноваций в менеджменте в гостиничном хозяйстве неуклонно растет.

Международные гостиничные операторы успешно используют инновационные технологии в своей работе: уже с 2014 года отели, находящиеся под управлением «Starwood», используют систему «умных замков», позволяя потребителям попадать в гостиничные номера с помощью мобильных приложений, минуя стойку регистрации. В результате менеджмент экономит ресурсы и сокращает время поселения, формируя конкурентное преимущество с помощью создания трудно копируемой технологической экосистемы [11]. Гостиничный бренд Marriott использует инновационные технологии в качестве маркетинговых акций: очки виртуальной реальности позволяют потенциальному постояльцу оказаться на виртуальной экскурсии в одном из отелей сети.

Российские гостиничные цепочки в качестве инноваций в основном используют электронные системы управления. Отели подключаются к специализированным системам, которые анализируют эффективность работы каналов продаж, управляют квотами, ассортиментом и тарифами. Также прочно вошли в жизнь современных отелей системы онлайн-бронирования, по факту заменяющие часть персонала с функциями менеджеров по продажам и бронированию; появляются новые приложения, например, Hotel Tonight, позволяющие бронировать услуги «день в день».

Эффективный гостиничный менеджмент включает в себя одинаковый учет экономических, экологических и функциональных аспектов, а также капиталовложений, издержек производства и качества процессов наряду с комфортом, здоровьем и удовлетворением потребностей. Данный подход международных застройщиков и инвесторов получил название «the blue way» (Голубая устойчивость). Понятие включает в себя комплекс мероприятий по экономии затрат, эффективному планированию, повышению уровня сервиса, переориентацию в пользу экологических технологий [6].

Инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью: они, за редким исключением, являются вероятностными. Это также накладывает характерный отпечаток на управление, требует не только взаимосвязи различных новшеств, но и решения более сложных задач, обеспечивающих достижение поставленных целей в условиях неопределенности [3].

Риск, связанный с новаторством велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной инновационной деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки. Решение этих задач является объектом инновационного менеджмента. Специфика инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательскую деятельность и управление в единое целое [7].

Составляющей частью инновационной политики организации являются инновационные стратегии. Под инновационной стратегией понимается система долгосрочного распределения ресурсов между различными вариантами инновационного развития системы, а также их перераспределения вследствие изменения внешних и внутренних условий ее функционирования [3].

Научный подход к стратегическому управлению требует сознательного конструирования концепции, отражающей конкретные условия управления, что позволяет учитывать факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность стратегического управления. Приведем мнения нескольких крупных теоретиков стратегического менеджмента. И. Ансофф выделяет следующие основные подходы к построению стратегии [1].

  1. Основной задачей стратегического планирования является новаторство. С учетом сложности и неопределенности рыночной действительности уменьшаются возможности предвидения событий и реагирования на них; а это значит, что компании должны выступать инициаторами инновационных решений в области создаваемых ими продуктов, услуг, производственных процессов, способствующих усилению их конкурентной позиции.
  2. Реакция на изменения внешней среды, которая заключается в инновационности корпоративного предпринимательства. Основная цель опередить своих конкурентов в скорости адаптационных процессов. Вывод новых поколений продукции на рынок, существенно превосходящей по своим свойствам и характеристикам конкурентов; способность удовлетворять меняющиеся потребности рынка позволяет компании достигать успеха в быстроменяющемся рыночном окружении.
  3. Совокупность компетенций компании, которые будут является источником ее долгосрочной конкурентной позиции. Эффективная комбинация ключевых компетенций предприятия, по мнению Ансоффа включает: организационную структуру, систему менеджмента, свойства лидера, процесс создания добавленной стоимости в компании.
  4. Взаимосвязь между стратегией и организационной культурой компании, что обусловливает выбор стратегического поведения и позволяет извлекать выгоды в условиях изменения окружающей среды.

Концепцию стратегического менеджмента, предложенную А. А. Томпсоном-мл. и А. Дж.Стриклендом [10] можно представить в виде цикла основных задач (рис. 1).

Таким образом, современные концепции стратегического управления свидетельствуют об интеграции стратегического и инновационного менеджмента, поскольку стратегия — это изменения; а изменения, направленные на совершенствование какого-либо процесса, продукта или рынка — это инновации. Сравнение этапов развития стратегического и инновационного управления показывает, что они находятся во взаимосвязи и эволюционируют как реакции хозяйствующих субъектов на усложнение внешних условий ведения бизнеса [8].

Рис. 1. Концепция стратегического менеджмента А. А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда

Для реализации эффективной стратегии управления необходимо развитие интеллектуального капитала компании, внедрение политики непрерывного совершенствования, развитие у персонала необходимых компетенций с целью эффективного выполнения стратегических задач, достижение конкурентного преимущества за счет более эффективной цепочки ценностей при распределении ресурсов по стратегически важным звеньям. Кроме того, необходимо учитывать влияние Интернет- технологий и Интернет-экономики на современный бизнес, под воздействием которых происходит формирование отраслевых и корпоративных цепочек ценностей, а электронная коммерция становится основной движущей силой развития стратегического управления. Также при разработке стратегии развития международных и глобальных рынков, что особо актуально в индустрии гостеприимства, следует принимать во внимание значимость культурных и демографических различий рыночных условий в разных странах.

Повышение эффективности производства на предприятии сферы услуг является показателем успешной целенаправленной деятельности по созданию, распространению и эффективному применению новшеств в управлении ресурсами, в т.ч. трудовыми. Основной же задачей инновационной деятельности в гостиничном менеджменте, является активизация процессов инновационного управления с применением системного подхода и масштабирования достигнутых результатов.

Таким образом, инновационная деятельность в индустрии гостеприимства России нуждается в совершенствовании и более широком изучении методов стратегического управления, построении системы эффективного внедрения и масштабирования инноваций.

Литература:

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент // под ред. А. Н. Петрова. -СПБ.: Питер, 2011.-344.
  2. Гареев Р. Р. Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 280-284.
  3. Гончаренко Л.П., Кузнецов Б.Т., Булышева Т. С. Л.А., Захарова В.М. Инновационный менеджмент: учебник / [Л. П. Гончаренко и др. ; под общ. ред. Л.П. Гончаренко] ; издательство Юрайт 2015.-487с. Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. Москва, 2015.
  4. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры // изд. «Петрополис», 2013.
  5. Кошелева А.И. Международный опыт и тенденции развития гостиничных предприятий среднего ценового сегмента в РФ // Современные технологии управления, 2014. — № 06 (42).
  6. Сергей Сергеевич Скобкин. Экономическая стратегия развития гостиничного, ресторанного и туристического предприятия (монография) / Скобкин Сергей Сергеевич. Москва, 2011
  7. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: учебное пособие // Магистр: ИНФРА-М. 2015.-448 С № 5-2. С. 323-344.
  8. Скобкин С.С. Модель интегративных этапов стратегического развития предприятий. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 6. С. 55-61.
  9. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии // Молодой ученый. — 2012. — № 1. Т.1. — С. 144-150.
  10. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа //изд. «Вильямс», 2007.
  11. Электронный журнал Hotelier.pro, статья «7 инноваций, которыми нас порадует Starwood». Электронный доступ http://hotelier.pro/news/item/841-technology

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle