Библиографическое описание:

Сибилева Е. В., Мурзабекова К. Б. Управление деятельностью предприятия в условиях кризиса на примере ОАО «Авиакомпания «Якутия» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 413-416.



Введение экономических санкций и политические конфликты привели к закрытию воздушных пространств стран, пользующихся спросом для туристического бизнеса, что обуславливает тот факт, что ряд авиакомпаний находятся на пороге банкротства.

Высокая волатильность курса рубля по отношению к основным мировым валютам и резкое изменение мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары оказывают значительное воздействие на финансовую устойчивость и стабильность предприятий. Данные факторы наиболее существенно для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере транспортных услуг [1].

Республика Саха (Якутия) — крупнейшая административно-территориальная единица на территории Российской Федерации. Гражданская авиация — единственный круглогодичный вид транспорта и играет огромную роль в социально-экономическом и культурном развитии республики [2]. На 2016г. по Республике Саха (Якутия) перевозка воздушным транспортом осуществляют такие авиакомпании как: «Якутия», «Полярные Авиалинии», «Алроса», «Бурятские Авиалинии», «ИрАэро». Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов Российской федерации в транспортном отношении, что позволяет воздушному транспорту единственным доступным для круглогодичного перемещения населения.

ОАО «Авиакомпания «Якутия» создано в 1992 г. Указом Президента РС(Я) на базе авиакомпаний «СахаАвиа» и «Якутские авиалинии». Воздушные суда ОАО «Авиакомпания Якутия» выполняют регулярные и чартерные полеты по всем направлениям Республики Саха (Якутия), в города ДФО, в центральные регионы Российской Федерации, страны СНГ, Юго-восточной Азии и дальнего зарубежья [3].

В условиях кризиса финансово — хозяйственная деятельность компании ОАО «АК «Якутия» снизилась, это подтверждается следующими данными:

По итогам 2015 года авиакомпания перевезла 615 тысяч пассажиров, что на 40 % ниже показателей 2014 года.

В связи со сложной ситуацией в отрасли компания оптимизировала магистральный сектор пассажирских авиаперевозок. Из — за изменения курса валют по отношению к рублю, в 2015г. Были выведены из эксплуатации четыре широкофюзеляжных самолета Boeing 757-700, из четырех самолетов Boeing 737-700 возвращены лизингодателю три воздушных судна, также выведены из эксплуатации самолеты Ан-140 в связи с неплатежеспособностью предприятия. На сегодняшний день в эксплуатации у авиакомпании находятся два самолета SSJ100 c бортовыми номерами RA-89011 (зав. 95019) и RA-89012 (зав. 95020). Самолеты рассчитаны на 93 пассажирских места каждый в конфигурации: 8 мест — бизнес-класс, 85-эконом-класс, это в два раза меньше чем Boeing 737-700, что является основным фактором снижения пассажиропотока.

Также финансовое состояние компании ухудшилось из-за роста банковских ставок по кредитам авиатранспортной отрасли, если в 2014г. было 8-13 % годовых, то на 2016г. кредиты предоставляются под 25-27 % годовых.

Представим результаты расчета абсолютных показателей финансовой устойчивости ОАО «Авиакомпания «Якутия»» в таблице 1.

Таблица 1

Абсолютные показатели финансовой устойчивости ОАО «Авиакомпания «Якутия»» за 2012— 2014гг. (тыс. руб.)

Показатель

Чистые активы

EBITDA

Рекомендуемое значение

ЧА>0

EBITDA>0

2012 г.

1074440

- 146 193

2013 г.

1513420

- 212 101

2014 г.

2667544

- 268 306

Источник: рассчитано автором на основе бухгалтерской отчетности.

Как видно из таблицы, показатель EBITDA<0 за весь рассматриваемый период, что говорит о том, что не выполняется минимальное условие финансовой устойчивости.

Для анализа финансовой устойчивости источником информации выступает бухгалтерский баланс предприятия. На основании годовой бухгалтерской отчетности ОАО «АК «Якутия» за отчетный период 2014г. проведем оценку ее финансовой устойчивости (табл.2.).

Таблица 2

Показатели финансовой устойчивости ОАО «АК «Якутия» за 2012-2014гг.

Показатель

Рек.

значение

Года

2012

2013

2014

Коэффициент текущей ликвидности

1-2

1,04

2,3

2,6

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности

0,7-1

0,5

1

1,1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,5

0,03

0,01

0,02

Коэффициент общей ликвидности

2,0-3,0

1,1

1,1

1,2

Коэффициент автономии

0,5-0,7

0,1

0,1

0,2

Коэффициент финансовой устойчивости

0,8-0,9

0,1

0,2

0,5

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств

0,2-0,5

0,4

6,5

3,2

Источник: рассчитано автором на основе бухгалтерской отчетности.

Для наглядности отражения динамики показателей построим график финансовой устойчивости предприятия.

Рис. 1.

За анализируемый период показатели финансовой устойчивости не соответствуют рекомендуемым значениям, также наблюдается негативная тенденция практически всех коэффициентов финансовой устойчивости, что свидетельствует об ухудшении финансового состояния ОАО «АК «Авиакомпания Якутия».

По состоянию на 31.12.2014 задолженность по краткосрочным кредитам и займам возросла на 1 575 млн руб. и составила 1 065 млн руб.

Краткосрочная кредиторская задолженность также выросла в сравнении с началом года на 337299 руб. и составила 1 068 млн руб.

Снижение краткосрочной кредиторской задолженности обусловлено снижением задолженности по авансам полученным на 861 млн руб. При этом произошел рост задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 431 млн руб., задолженности перед персоналом по оплате труда на 37 млн руб., задолженности перед государственными внебюджетными фондами на 10 млн руб., задолженности по налогам и сборам на 102 млн руб., задолженности перед прочими кредиторами на 13 млн руб.

Главной целью на 2016г. для «Авиакомпании «Якутия» является сохранение финансовой стабильности, этому будет способствовать, реструктуризация долга перед «Гражданскими самолетами Сухого (ГСС)». Увеличение уставного капитала и привлечение стратегического инвестора. В компании ведется работа по, но минированию в рубли лизинговых платежей по «Суперджетам», где главная роль отводится государственной транспортной лизинговой компании «ГТЛК» [4].

Для сохранения финансовой стабильности ОАО «АК «Якутия» разработаем антикризисную программу:

  1. В качестве антикризисных мер для «АК «Якутия» можно предложить использовать концессионный договор с иностранными инвесторами, на долгосрочную перспективу. Концессионный договор — договор на сдачу государством иностранной фирме в эксплуатацию на определенных условиях природных ресурсов, предприятий и других объектов [5]. Который позволит решить проблемы с текущими платежами, заключить новые лизинговые договора с компанией Boeing, так как данный тип самолетов является более надежным и увеличивает пассажиропоток.
  2. Для краткосрочной стратегии в кризисной ситуации, может выступить государственная поддержка Республики Саха (Якутия). Государственная поддержка будет включать в себя: госгарантии по кредитам, взятым только в российских банках и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Увеличение субсидирования региональных авиаперевозок "в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта.
  3. Рынки с высокой плотностью перевозок требуют наличия сильного бренда в борьбе за пассажиров. Правильно выбранная стратегия создания бренда способна увеличить пассажиропоток. Необходимо воспользоваться услугами опытных маркетологов, для разработки маркетинговой стратегии и создания сильного бренда для укрепления позиции на рынке.
  4. Если поиск иностранного инвестора и заключение новых лизинговых договоров с компанией Boeing, является долгосрочным планом, то переговоры на поставку новых лайнеров «Суперджет-100» для «АК «Якутия» может стать краткосрочной стратегией. Необходимо обратится в Правительство РФ, которое планирует поддержать авиаперевозчиков через субсидированные процентные ставки по лизинговым платежам, чтобы «АК «Якутия», смогла приобрести дополнительный лайнер «Суперджет-100», который будет заменять Boeing до нахождения стратегического инвестора. Каталожная стоимость лайнера в базовой версии составляет 36 миллионов долларов.

Также антикризисные меры включают: необходимость оптимизации маршрутной сети для уменьшения эксплуатационных затрат компаний, на сборы аэропортов и аэронавигационное обслуживание.

Одной из главных мер является реструктуризации парка воздушных судов, которая позволит снизить топливную составляющую в структуре затрат. «При смешанном парке топливная составляющая занимает порядка 35–40 процентов общих затрат, на российской технике более 50–55 процентов».

Вышеперечисленные меры необходимы для рационализации сервисных технологий, способствующих как экономическому развитию Авиакомпании «Якутия», так и эффективному развитию отрасли в Республике Саха «Якутия».

Литература:

  1. Мурзабекова К.Б. Никифорова Н.Ю. Сибилева Е.В. Анализ проблем деятельности предприятия в условиях кризиса на примере ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» // ХХVII Международной научно-практической конференции «Про-блемы современной экономики»., Издательство ЦРНС, 2015. — 152 с.
  2. Официальный сайт Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iltumen.ru/node/1283/ (дата обращения: 03.01.2016).
  3. Официальный сайт ОАО «Авиакомпания «Якутия» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.yakutia.aero/ (дата обращения 04.01.16).
  4. Информационно — правовой портал ТАСС «Экономика и бизнес» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tass.ru/transport/ (дата обращения 20.01.16).
  5. Интернет-портал Академик [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 20.01.16).
  6. Интернет — портал Центр раскрытия корпоративной информации «Годовой отчет ОАО «АК «Якутия» за период 2014г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://disclosure.interfax.ru/portal / (дата обращения 29.02.16).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle