Библиографическое описание:

Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П. Программирование здоровьесберегающей деятельности будущих педагогов // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 743-746.



Подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи.

Основной вопрос, который встает в настоящее время перед образованием: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья всех участников учебного процесса? Поэтому образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но и сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса.

При рассмотрении здоровья сегодня специалистами оценивается в лучшем случае роль биологического компонента, экологического фактора, условий труда, быта и досуга, а не его собственная активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление жизненных сил организма.

На кафедре медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена разработана модель формирования культуры здоровья студентов педагогического вуза при освоении образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности», которая представлена программой элективного курса «Культура здоровья».

Данный курс способствует обеспечению условий для формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций и освоению технологий в области сохранения, укрепления и преумножения здоровья. Формирование компетентностей обусловлено интеллектуальными знаниями, связью их с умениями и применением на практике. Развитие компетентностей должно основываться на развитие интегративных и аналитических способностей человека.

Целями элективного курса «Культура здоровья» стали следующие:

  1. Способствовать освоению студентами теоретических и практических знаний о сохранении и укреплении здоровья, для проектирования, реализации и психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса.
  2. Учитывая динамичность общественного развития, способствовать овладению студентами интегративными и аналитическими способностями для непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной и общекультурной компетентности, способствующих оздоровлению населения.
  3. Помогать проектировать и реализовывать технологии формирования культуры здоровья в различных социальных средах, учитывая знания современных проблем на основе изучения научной, учебной и методической литературы.
  4. Развивать способность обучающихся работать со специалистами разных направлений и обучающихся, используя различные средства коммуникаций (e-mail, Интернет, телефон, мультимедиа).
  5. Развивать у обучающихся интеллектуальные умения анализировать, синтезировать, алгоритмизировать и моделировать отработку навыков в конкретных ситуациях.

Исследование и разработка модели реализации программы, обеспечивающей пути решения проблемы здорового образа жизни участников образовательного процесса предполагает комплексный подход, учитывающий как понимание различных аспектов здоровья (медико-биологический, психологический, информационный, духовно-нравственный и т.д.), так и практических мероприятий на основе гуманитарных технологий, ориентированных как на подготовку молодежи к осуществлении личноcтно-ориентированного здорового образа жизни, так и на подготовку специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями для работы в различных социальных средах и институтах. Разработанная модульно-компетентностная программа может встраиваться в систему подготовки специалистов разных направлений на базе различных вузов и регионов, а также в систему программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации работников социальной сферы.

Приоритетными направлениями курса являются:

1) создание условий для охраны здоровья и полноценного питания участников образовательного процесса;

2) мониторинг состояния здоровья студентов и профессорско-преподавательского персонала;

3) здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;

4) развитие физкультуры и спорта в РГПУ им. А.И. Герцена, в том числе материально-технического состояния спортивной базы;

5) деятельность РГПУ им. А.И. Герцена по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала, вовлечению педагогов в занятия физкультурой и спортом;

6) положительная динамика отказа от вредных привычек среди студентов и педагогов.

Задачи курса:

1) совершенствование технологий здоровьеформирующей деятельности в РГПУ им. А.И. Герцена;

2) формирование среди студентов, профессорско-преподавательского персонала ценностей здорового образа жизни;

3) отказ от вредных привычек среди студентов и преподавателей;

4) сформировать знания о современных технологиях и методах здоровьесбережения в системе образования, спорта, профессиональной деятельности, военной деятельности, реабилитации и рекреации.

Основные мероприятия:

  1. Внедрение вышеперечисленных технологий в практику социально-культурной деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников РГПУ им. А.И. Герцена.
  2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся через семинары.
  3. Просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и профессорско-преподавательским составом, а также с иными работниками РГПУ им. А.И. Герцена.
  4. Укрепление физкультурно-спортивной и оздоровительной базы РГПУ им. А.И. Герцена с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся и профессорско-преподавательского состава и иных работников.
  5. Организация волонтерских групп из числа обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к научным исследованиям по вопросам здорового образа жизни.
  6. Донорство в РГПУ им. А.И. Герцена (организация донорства крови и её компонентов).
  7. Профилактика социально-значимых заболеваний (ВИЧ, гепатиты, туберкулез и др.) [7].

Программа курса содержит образовательный комплекс, состоящий из следующих компонентов: теоретическая подготовка, практическая подготовка, практическая работа в школе по приобретению опыта творческой деятельности студентов в области культуры здоровья.

Обучение включает в себя систему знаний по изучению работы здорового организма, индивидуальных особенностей его реакций на те или иные воздействия, получение информации о методах умелого психического воздействия на тело, а также о методиках эффективного использования физических сил.

Теоретическая подготовка связана с формированием сознания студентов, направленного на сохранение и укрепление здоровья и личностно-значимых знаний в этой области (этот компонент актуализируется в различных дисциплинах и учебных курсах подготовки учителя на основе межпредметных связей).

Практическая подготовка осуществляется с помощью овладения студентами умениями повышения индивидуального потенциала здоровья и выработки опыта эмоционально-ценностного отношения к здоровью.

В ходе практической подготовки студентам предлагается рассматривать здоровье через позитивное состояние, а не только отсутствие болезней.

Студенты знакомятся с закономерностями сохранения здоровья, морфофункциональными резервными возможностями организма, механизмами самообновления и поддержания здоровья. В ходе учебы студентам оказывается всесторонняя помощь по осознанию себя личностью, владеющей культурой индивидуального здоровья, побуждая их познавательный интерес не только к своему здоровью и его контролю, но и как будущих педагогов-профессионалов, призванных и умеющих решать задачи сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса. Развивая у студентов основные информационно-валеологические умения, связанные с получением, переработкой и усвоением информации, полученной из различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ) происходит реализация полученных практических и теоретических знаний в социальном поведении.

Задача формирования культуры здоровья должна заключаться, прежде всего в том, чтобы перевести человека на более высокий уровень его здоровья за счет мобилизации резервных возможностей самого организма. Успех реализации этой задачи будет зависеть от того, какими резервами саморегуляции обладает организм и выразить их в количественном эквиваленте. По конкретным данным можно будет судить об уровне здоровья человека.

Диагностические методики, используемые нами при освоении студентами элективного курса «Культура здоровья» для оценки уровня здоровья по их физическому и функциональному состоянию на момент исследования имели два направления: во-первых, студенты оценивали собственное физическое развитие; во-вторых, состояние системы аэробного энергообеспечения (кардиореспираторной системы) с помощью анализа физической работоспособности.

Умение оценить свое здоровье — комплексное понятие, оно включает в себя ряд частных умений, таких как: умение правильно измерять пульс, артериальное давление, частоту дыхания, умение правильно питаться, дозировать физические нагрузки, умение применять различные техники упражнения на расслабление при физическом и умственном перенапряжении. Необходимо отметить, что любые умения обязательно основываются на знаниях.

Т.о. проблема формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для педагогического сообщества.

Литература:

  1. Boikov, A.E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A.E. Boikov, N.N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146-150.
  2. Борисов, А.А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375-377.
  3. Буйнов, Л.Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, И.М. Воейков, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67-71.
  4. Мануйлова Г.Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792-794.
  5. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования):
  6. Mухаметова Г.Р.Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов — будущих педагогов: Автореф. канд. мед. наук. — Казань, 2005. — 24 с.
  7. Плахов, Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90-95.
  8. Соловьев, А.В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82-85.
  9. Соловьев, А.В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67-73.
  10. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
  11. Сухоруков, В.Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В.Д. Сухоруков, А.Е. Бойков, И.Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60-63.
  12. Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.
  13. Сыромятникова, Л.И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л.И. Сыромятникова, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157-159.
  14. Хуснутдинова, З.А. Образ жизни и здоровье студентов — будущих педагогов / З.А. Хуснутдинова, Г.Р. Мухаметова, С.Н. Горбушина // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 13. — С. 25-31.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle